Отчет Art+Tech 2021: какого пола поколение Z? Часть 2
ARTinvestment.RU   23 апреля 2021

AI продолжает разбирать отчет немецких исследователей современных технологий об онлайн-предпочтениях коллекционеров

В первой части материала мы говорили о разнице в использовании коллекционерами искусства наиболее популярных социальных сетей, а также о необходимости введения в обиход арт-менеджера с 2021 года словосочетания «диалоговая коммерция».

Сегодня мы разберем вторую часть Art+Tech Report: в ней составители сфокусировались на поведении коллекционеров, использующих онлайн-платформы для просмотра, выбора и последующей покупки искусства, выделив предпочтения двух наиболее молодых возрастных групп — поколения Z (16–24 года) и Y (25–40 лет). Не увидев особых различий в ответах респондентов, отчет объединил эти две возрастные группы в одну — NextGen, или Новое поколение коллекционеров. Что, к слову, выглядит довольно странно: отчеты от ArtTactic и Art Basel & UBS ранее обращали внимание на куда большую арт-активность в 2020 году «зуммеров» (поколения Z), нежели «миллениалов» (поколения Y).

Впрочем оставим рассуждения на потом и начнем с общих итогов второй части отчета.

Использование онлайн-платформ

• 96 % из опрошенных 360 коллекционеров использовали хотя бы один онлайн-канал для покупки искусства в 2020 году.

• 71 % респондентов использовали виртуальные кабинеты галерей и арт-ярмарок (далее — OVR, от Online Viewing Room) в прошлом году — но только 15 % завершили свое виртуальное посещение покупкой.

Таблица 1. Поведение потенциальных покупателей отдельных категорий онлайн-ресурсов, 2020

Онлайн-ресурс Поведение посетителей ресурса
Категория Опубликовали цены, % Не совершили покупки, % Совершили покупки, %
Виртуальные кабинеты (OVR) 41 71 15
Instagram 16 68 31
Сайты галерей 84 64 66
Платформы-посредники 62 51 47
Онлайн-ярмарки 41 43 24
Онлайн-аукционы 84 36 69
Новостная рассылка продавцов 40 64 55

• 23 % коллекционеров в 2020 году покупали в Интернете предметы искусства, которые они физически видели ранее (в галерее либо на арт-ярмарке). 17 % коллекционеров приобрели искусство в галереях, куда пришли лично после посещения их вебсайтов.

• Итого 40 % всех покупок искусства в Интернете было совершено при сочетании онлайн и офлайн-процессов (либо «увидел офлайн — купил онлайн», либо ровно наоборот).

Таблица 2. Взаимодействия онлайн и офлайн процессов при покупке предметов искусства, 2020

Формат продаж Просмотрено офлайн, куплено онлайн, % Просмотрено онлайн, куплено онлайн, % Просмотрено онлайн, куплено офлайн, %
Все онлайн-продажи 23 60 17
Виртуальные кабинеты (OVR) 25 54 21
Instagram 13 80 7
Сайты галерей 13 81 6
Платформы-посредники 10 71 19
Онлайн-ярмарки 50 17 33
Онлайн-аукционы 21 73 6
Новостная рассылка продавцов 29 45 26

• Только 1/3 респондентов считают, что анонимность сделки (когда продавец не знает имени покупателя) принципиально важна при покупке предметов искусства. Для онлайн-рынка эта цифра еще ниже — чуть менее 10 %.

• При покупке искусства в Интернете каждый второй коллекционер ожидает, что у него будет возможность вернуть предметы продавцу. Для 13 % респондентов отчета отсутствие этой возможности стало причиной отказа от онлайн-покупки искусства в 2020 году.

• 69 % всех респондентов заявили, что информация о состоянии работы, ее провенансе и подлинности, которая сопровождает предмет искусства, станет основной причиной будущих интернет-приобретений. 26 % сообщили, что отсутствие этой информации не позволяет им покупать искусство в Интернете.

• 51 % опрошенных коллекционеров сказали, что доставка, организованная продавцом персонально для каждого клиента, побудит их и далее покупать предметы искусства в Интернете.

• 60 % респондентов сообщили, что при совершении покупок в Интернете им важна безопасность (страхование предмета, защита интересов покупателя и его персональных данных).

• Тремя основными причинами покупки произведений искусства онлайн коллекционеры назвали: доступность более широкого выбора предметов (по сравнению с арт-ярмарками и открытиями галерей), экономию пользовательского времени и наличие простых в использовании платежных систем, интегрированных в онлайн-ресурс продавца.

Предпочтения NextGen-коллекционеров (16–40 лет)

• Среди коллекционеров NextGen женщин значительно больше, чем в возрастной группе старше 40 лет (64 % против 39 %).

• В 2020 году 80 % NextGen-коллекционеров покупали предметы искусства в Интернете, при этом 76 % из них не видели работы в физических пространствах, а 37 % — не были знакомы с творчеством художника ранее.

• Более 40 % NextGen-коллекционеров в 2021 году планируют покупать больше произведений искусства, чем в предыдущем сезоне. Этот показатель у покупателей до 40 лет вдвое выше, чем среди респондентов других возрастных групп.

• Социальные сети в качестве основного информационного канала по искусству (найти, оценить, приобрести) NextGen-коллекционеры используют значительно чаще, нежели коллекционеры старшего возраста: 79 % респондентов против 45 %.

• Первое место среди платформ для покупки искусства у NextGen-коллекционеров занимает Instagram: 85 % покупателей моложе 40 лет в минувшем сезоне сделали там свои приобретения, следом идут сайты галерей (70 %) и виртуальные кабинеты (64 %).

• 66 % NextGen-коллекционеров в основном покупают в Интернете произведения художников своего поколения. Чаще других направлений их выбор падает на тиражную продукцию (46 %), живопись и фотографию (обе категории — по 39 %).

Комментарий AI. Общие впечатления от отчета хочется поделить на две категории: «радует» и «настораживает». Что определенно радует: при всей пандемийной удаленности предмета от потенциального покупателя, важность контакта с живым предметом искусства перед его покупкой остается — почти половина коллекционеров теперь решает: то ли купить знакомый глазам предмет, то ли познакомиться с его продавцом в момент совершения сделки. Считаем это хорошим сигналом для галерей, которые в минувшем сезоне лишились не только физических пространств, но и ярмарок — и вынуждены были лихорадочно бегать из Snapchat’а в TikToK. Теперь осталось наладить коммуникацию с онлайн-коллекционером (на новом, изменившемся языке) и решить, в какой момент он получит физический доступ к искусству в гибридной сделке.

Что еще не может не радовать, так это все большее понимание первостепенной важности провенанса при покупке искусства в Интернете. При этом отметим, что понятие провенанса в наше время также претерпевает изменения: тот самый NextGen-коллекционер начинает требовать от «паспорта искусства» не только перечня прежних владельцев, но (к примеру) перечня коллекционеров, боровшихся за работу на аукционе, либо данных о количестве зрителей, увидевших работу на музейной выставке. Не говоря уже о данных об информационном шуме вокруг предмета — от обсуждений, осуждений и восторгов до попыток по-новому интерпретировать. И подобные данные сегодняшний коллекционер хочет получать регулярно и в режиме автоматического обновления. При этом надежность хранения (и это подтверждает отчет) играет весомую, но не первостепенную роль: NextGen-коллекционеры все чаще предпочитают личным амбициям и коммерческим тайнам данные, демократично лежащие в публичном доступе на пользу всем и каждому.

Напоследок — о том, что настораживает в отчете Art+Tech 2021. Речь о сенсационной новости, что основные покупатели среди молодого поколения — женщины. Еще в первой части мы отметили (про себя, но писать до поры не стали), что выборка коллекционеров по гендерному признаку, которую сотворил немецкий женский коллектив, чуть более демократична, чем верна статистически. Равное количество респондентов среди обоих полов (по 48 %) выглядит так, словно коллекционеров-женщин призвали по принципу «все, кто есть», а коллекционеров-мужчин «досыпали» до равенства — как сахар лопаткой, чтобы довести на весах до килограмма. В результате мы получили искаженные данные, а интересующиеся СМИ — отменный повод для громкого заголовка. Настаиваем: при равном количестве игроков с обеих сторон женщины всегда будут активнее мужчин, причем не только в коллекционировании искусства. Однако женщин-коллекционеров изначально намного меньше мужчин, и тратят деньги они без излишних эмоций, с умом — отсюда и уступают в суммарных объемах сделок.

Поддерживая гендерное равенство в правах и свободах, давайте признаемся себе, что к статистике и рынку оно не должно иметь никакого отношения. Иначе, по результатам подобных отчетов, аналитиками могут быть сделаны неверные выводы. А дальше этими выводами воспользуются игроки рынка, которые построят на них неверные стратегии — и потеряют свои деньги. Другими словами, мы не должны забывать, что даже в эпоху тотальной смены приоритетов арт-рынком все равно должны править законы экономики.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх