- Татьяна Явишева, собственные картины
- Голландский аукцион 4 - 8 июля 2022 г
- Сальвадор Дали. 3 подлинных гравюры, раскрашены акварелью!
- Жан Кокто, сорок подлинных литографий
- Анна Березовская, "Дама сердца", 2004 год
- Единый художественный рейтинг
- Картина с домом
- Картина
- А.Б.Батурин, пастель "Замок", 1989 год
- А.Б.Батурин, "Женщина", картон, масло 70*58
Отчет Art+Tech 2021: какого пола поколение Z? Часть 2
ARTinvestment.RU 23 апреля 2021
AI продолжает разбирать отчет немецких исследователей современных технологий об онлайн-предпочтениях коллекционеров
В первой части материала мы говорили о разнице в использовании коллекционерами искусства наиболее популярных социальных сетей, а также о необходимости введения в обиход арт-менеджера с 2021 года словосочетания «диалоговая коммерция».
Сегодня мы разберем вторую часть Art+Tech Report: в ней составители сфокусировались на поведении коллекционеров, использующих онлайн-платформы для просмотра, выбора и последующей покупки искусства, выделив предпочтения двух наиболее молодых возрастных групп — поколения Z (16–24 года) и Y (25–40 лет). Не увидев особых различий в ответах респондентов, отчет объединил эти две возрастные группы в одну — NextGen, или Новое поколение коллекционеров. Что, к слову, выглядит довольно странно: отчеты от ArtTactic и Art Basel & UBS ранее обращали внимание на куда большую арт-активность в 2020 году «зуммеров» (поколения Z), нежели «миллениалов» (поколения Y).
Впрочем оставим рассуждения на потом и начнем с общих итогов второй части отчета.
Использование онлайн-платформ
• 96 % из опрошенных 360 коллекционеров использовали хотя бы один онлайн-канал для покупки искусства в 2020 году.
• 71 % респондентов использовали виртуальные кабинеты галерей и арт-ярмарок (далее — OVR, от Online Viewing Room) в прошлом году — но только 15 % завершили свое виртуальное посещение покупкой.
Таблица 1. Поведение потенциальных покупателей отдельных категорий онлайн-ресурсов, 2020
Онлайн-ресурс | Поведение посетителей ресурса | ||
---|---|---|---|
Категория | Опубликовали цены, % | Не совершили покупки, % | Совершили покупки, % |
Виртуальные кабинеты (OVR) | 41 | 71 | 15 |
16 | 68 | 31 | |
Сайты галерей | 84 | 64 | 66 |
Платформы-посредники | 62 | 51 | 47 |
Онлайн-ярмарки | 41 | 43 | 24 |
Онлайн-аукционы | 84 | 36 | 69 |
Новостная рассылка продавцов | 40 | 64 | 55 |
• 23 % коллекционеров в 2020 году покупали в Интернете предметы искусства, которые они физически видели ранее (в галерее либо на арт-ярмарке). 17 % коллекционеров приобрели искусство в галереях, куда пришли лично после посещения их вебсайтов.
• Итого 40 % всех покупок искусства в Интернете было совершено при сочетании онлайн и офлайн-процессов (либо «увидел офлайн — купил онлайн», либо ровно наоборот).
Таблица 2. Взаимодействия онлайн и офлайн процессов при покупке предметов искусства, 2020
Формат продаж | Просмотрено офлайн, куплено онлайн, % | Просмотрено онлайн, куплено онлайн, % | Просмотрено онлайн, куплено офлайн, % |
---|---|---|---|
Все онлайн-продажи | 23 | 60 | 17 |
Виртуальные кабинеты (OVR) | 25 | 54 | 21 |
13 | 80 | 7 | |
Сайты галерей | 13 | 81 | 6 |
Платформы-посредники | 10 | 71 | 19 |
Онлайн-ярмарки | 50 | 17 | 33 |
Онлайн-аукционы | 21 | 73 | 6 |
Новостная рассылка продавцов | 29 | 45 | 26 |
• Только 1/3 респондентов считают, что анонимность сделки (когда продавец не знает имени покупателя) принципиально важна при покупке предметов искусства. Для онлайн-рынка эта цифра еще ниже — чуть менее 10 %.
• При покупке искусства в Интернете каждый второй коллекционер ожидает, что у него будет возможность вернуть предметы продавцу. Для 13 % респондентов отчета отсутствие этой возможности стало причиной отказа от онлайн-покупки искусства в 2020 году.
• 69 % всех респондентов заявили, что информация о состоянии работы, ее провенансе и подлинности, которая сопровождает предмет искусства, станет основной причиной будущих интернет-приобретений. 26 % сообщили, что отсутствие этой информации не позволяет им покупать искусство в Интернете.
• 51 % опрошенных коллекционеров сказали, что доставка, организованная продавцом персонально для каждого клиента, побудит их и далее покупать предметы искусства в Интернете.
• 60 % респондентов сообщили, что при совершении покупок в Интернете им важна безопасность (страхование предмета, защита интересов покупателя и его персональных данных).
• Тремя основными причинами покупки произведений искусства онлайн коллекционеры назвали: доступность более широкого выбора предметов (по сравнению с арт-ярмарками и открытиями галерей), экономию пользовательского времени и наличие простых в использовании платежных систем, интегрированных в онлайн-ресурс продавца.
Предпочтения NextGen-коллекционеров (16–40 лет)
• Среди коллекционеров NextGen женщин значительно больше, чем в возрастной группе старше 40 лет (64 % против 39 %).
• В 2020 году 80 % NextGen-коллекционеров покупали предметы искусства в Интернете, при этом 76 % из них не видели работы в физических пространствах, а 37 % — не были знакомы с творчеством художника ранее.
• Более 40 % NextGen-коллекционеров в 2021 году планируют покупать больше произведений искусства, чем в предыдущем сезоне. Этот показатель у покупателей до 40 лет вдвое выше, чем среди респондентов других возрастных групп.
• Социальные сети в качестве основного информационного канала по искусству (найти, оценить, приобрести) NextGen-коллекционеры используют значительно чаще, нежели коллекционеры старшего возраста: 79 % респондентов против 45 %.
• Первое место среди платформ для покупки искусства у NextGen-коллекционеров занимает Instagram: 85 % покупателей моложе 40 лет в минувшем сезоне сделали там свои приобретения, следом идут сайты галерей (70 %) и виртуальные кабинеты (64 %).
• 66 % NextGen-коллекционеров в основном покупают в Интернете произведения художников своего поколения. Чаще других направлений их выбор падает на тиражную продукцию (46 %), живопись и фотографию (обе категории — по 39 %).
Комментарий AI. Общие впечатления от отчета хочется поделить на две категории: «радует» и «настораживает». Что определенно радует: при всей пандемийной удаленности предмета от потенциального покупателя, важность контакта с живым предметом искусства перед его покупкой остается — почти половина коллекционеров теперь решает: то ли купить знакомый глазам предмет, то ли познакомиться с его продавцом в момент совершения сделки. Считаем это хорошим сигналом для галерей, которые в минувшем сезоне лишились не только физических пространств, но и ярмарок — и вынуждены были лихорадочно бегать из Snapchat’а в TikToK. Теперь осталось наладить коммуникацию с онлайн-коллекционером (на новом, изменившемся языке) и решить, в какой момент он получит физический доступ к искусству в гибридной сделке.
Что еще не может не радовать, так это все большее понимание первостепенной важности провенанса при покупке искусства в Интернете. При этом отметим, что понятие провенанса в наше время также претерпевает изменения: тот самый NextGen-коллекционер начинает требовать от «паспорта искусства» не только перечня прежних владельцев, но (к примеру) перечня коллекционеров, боровшихся за работу на аукционе, либо данных о количестве зрителей, увидевших работу на музейной выставке. Не говоря уже о данных об информационном шуме вокруг предмета — от обсуждений, осуждений и восторгов до попыток по-новому интерпретировать. И подобные данные сегодняшний коллекционер хочет получать регулярно и в режиме автоматического обновления. При этом надежность хранения (и это подтверждает отчет) играет весомую, но не первостепенную роль: NextGen-коллекционеры все чаще предпочитают личным амбициям и коммерческим тайнам данные, демократично лежащие в публичном доступе на пользу всем и каждому.
Напоследок — о том, что настораживает в отчете Art+Tech 2021. Речь о сенсационной новости, что основные покупатели среди молодого поколения — женщины. Еще в первой части мы отметили (про себя, но писать до поры не стали), что выборка коллекционеров по гендерному признаку, которую сотворил немецкий женский коллектив, чуть более демократична, чем верна статистически. Равное количество респондентов среди обоих полов (по 48 %) выглядит так, словно коллекционеров-женщин призвали по принципу «все, кто есть», а коллекционеров-мужчин «досыпали» до равенства — как сахар лопаткой, чтобы довести на весах до килограмма. В результате мы получили искаженные данные, а интересующиеся СМИ — отменный повод для громкого заголовка. Настаиваем: при равном количестве игроков с обеих сторон женщины всегда будут активнее мужчин, причем не только в коллекционировании искусства. Однако женщин-коллекционеров изначально намного меньше мужчин, и тратят деньги они без излишних эмоций, с умом — отсюда и уступают в суммарных объемах сделок.
Поддерживая гендерное равенство в правах и свободах, давайте признаемся себе, что к статистике и рынку оно не должно иметь никакого отношения. Иначе, по результатам подобных отчетов, аналитиками могут быть сделаны неверные выводы. А дальше этими выводами воспользуются игроки рынка, которые построят на них неверные стратегии — и потеряют свои деньги. Другими словами, мы не должны забывать, что даже в эпоху тотальной смены приоритетов арт-рынком все равно должны править законы экономики.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 05.07.2022 Директор Sotheby’s рассказал Wall Street Journal, почему арт-рынок на подъеме Он считает, что потенциал блокчейна для мира искусства еще не раскрыт до конца
- 05.07.2022 Эрмитаж экспериментирует с расписанием В разгар «высокого сезона» он открыл свои двери в понедельник
- 04.07.2022 Artsy называет самых перспективных современных художников этого лета Все они переосмысляют традиции фигуративной живописи
- 04.07.2022 Самые дорогие и заметные работы на лондонской ярмарке Masterpiece Абстракция Герхарда Рихтера за €4,5 млн, работы женщин-художниц и многое другое
- 01.07.2022 Продажи на рынке NFT достигли рекордно низких показателей По итогам июня объем продаж составил менее $1 млрд
- 01.07.2022 Итоги AI аукциона № 436 Общая выручка составила 4,9 млн рублей
- 01.07.2022 Копия «Мыслителя» Родена продана на торгах Christie’s Работа ушла с молотка за €10,7 млн
- 29.06.2022 Серия торгов Christie’s «Искусство XX—XXI веков» принесла $248 млн Топ-лотами стали работы Моне и Кунса, отдельные торги были посвящены Шагалу
- 24.06.2022 Итоги AI аукциона № 435 Общая выручка составила 8,4 млн рублей
- 21.06.2022 На торги Christie’s выставят 20 работ Марка Шагала Топ-лотом станет картина 1984 года с оценкой в £1–2 млн
- 16.06.2022 Егор Молчанов: «Голубые фишки» искусства: как заработать на инвестициях в арт-рынок Интервью порталу pro.rbc.ru
- 08.06.2022 Новые вызовы и новые возможности: современное российское искусство в эпоху перемен Президент корпорации «Синергия», сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia Вадим Лобов — об отечественной арт-индустрии в новых реалиях
- 30.05.2022 Открыт 118-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Андрея Медведева, Pata, Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кати-Анны Тагути, Наталии Турновой, Ольги Фадейкиной, Константина Худякова, Бориса Чёрствого, Янины Ческидовой, Анатолия Чечика
- 23.05.2022 Открыт 117-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Нисо Атахановой, Сергея Базилева, Антона Богатова, Анастасии Вахненко, Анатолия Горяинова, Михаила Ермолова, Евгения Зевина, Андрея Марца, Андрея Молчановского, Такаси Мураками, Владимира Чибисова, Марии Шалито
- 16.05.2022 Персоны недели: Группа «Движение» и Владимир Акулинин Впервые на нашем аукционе выставлена работа Владимира Петровича Акулинина, одного из первых участников группы «Движение»
- 30.06.2022 Музей «Новый Иерусалим» знакомит посетителей с искусством шестидесятников В экспозицию вошли более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов
- 30.06.2022 В Музее Фаберже открылась выставка «Русский эпос в камне» В экспозиции — произведения современных уральских мастеров-камнерезов
- 28.06.2022 В Русском музее открылась выставка работ Кустодиева и Добужинского Проект приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I
- 23.06.2022 В Третьяковке готовят расширенную экспозицию в честь 100-летия Хлебникова В экспозицию войдут работы Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и других художников
- 21.06.2022 В Третьяковке показывают искусство второй половины XX — начала XXI века Работы Кабакова и Булатова соседствуют с произведениями молодых авторов
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Голландский аукцион 4 - 8 июля 2022 г
- Сальвадор Дали. 3 подлинных гравюры, раскрашены акварелью!
- Жан Кокто, сорок подлинных литографий
- Анна Березовская, "Дама сердца", 2004 год
- Единый художественный рейтинг
- Картина с домом
- Картина
- А.Б.Батурин, пастель "Замок", 1989 год
- А.Б.Батурин, "Женщина", картон, масло 70*58