- Оценка картин
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Отчет Art+Tech 2021: какого пола поколение Z? Часть 2
ARTinvestment.RU 23 апреля 2021
AI продолжает разбирать отчет немецких исследователей современных технологий об онлайн-предпочтениях коллекционеров
В первой части материала мы говорили о разнице в использовании коллекционерами искусства наиболее популярных социальных сетей, а также о необходимости введения в обиход арт-менеджера с 2021 года словосочетания «диалоговая коммерция».
Сегодня мы разберем вторую часть Art+Tech Report: в ней составители сфокусировались на поведении коллекционеров, использующих онлайн-платформы для просмотра, выбора и последующей покупки искусства, выделив предпочтения двух наиболее молодых возрастных групп — поколения Z (16–24 года) и Y (25–40 лет). Не увидев особых различий в ответах респондентов, отчет объединил эти две возрастные группы в одну — NextGen, или Новое поколение коллекционеров. Что, к слову, выглядит довольно странно: отчеты от ArtTactic и Art Basel & UBS ранее обращали внимание на куда большую арт-активность в 2020 году «зуммеров» (поколения Z), нежели «миллениалов» (поколения Y).
Впрочем оставим рассуждения на потом и начнем с общих итогов второй части отчета.
Использование онлайн-платформ
• 96 % из опрошенных 360 коллекционеров использовали хотя бы один онлайн-канал для покупки искусства в 2020 году.
• 71 % респондентов использовали виртуальные кабинеты галерей и арт-ярмарок (далее — OVR, от Online Viewing Room) в прошлом году — но только 15 % завершили свое виртуальное посещение покупкой.
Таблица 1. Поведение потенциальных покупателей отдельных категорий онлайн-ресурсов, 2020
Онлайн-ресурс | Поведение посетителей ресурса | ||
---|---|---|---|
Категория | Опубликовали цены, % | Не совершили покупки, % | Совершили покупки, % |
Виртуальные кабинеты (OVR) | 41 | 71 | 15 |
16 | 68 | 31 | |
Сайты галерей | 84 | 64 | 66 |
Платформы-посредники | 62 | 51 | 47 |
Онлайн-ярмарки | 41 | 43 | 24 |
Онлайн-аукционы | 84 | 36 | 69 |
Новостная рассылка продавцов | 40 | 64 | 55 |
• 23 % коллекционеров в 2020 году покупали в Интернете предметы искусства, которые они физически видели ранее (в галерее либо на арт-ярмарке). 17 % коллекционеров приобрели искусство в галереях, куда пришли лично после посещения их вебсайтов.
• Итого 40 % всех покупок искусства в Интернете было совершено при сочетании онлайн и офлайн-процессов (либо «увидел офлайн — купил онлайн», либо ровно наоборот).
Таблица 2. Взаимодействия онлайн и офлайн процессов при покупке предметов искусства, 2020
Формат продаж | Просмотрено офлайн, куплено онлайн, % | Просмотрено онлайн, куплено онлайн, % | Просмотрено онлайн, куплено офлайн, % |
---|---|---|---|
Все онлайн-продажи | 23 | 60 | 17 |
Виртуальные кабинеты (OVR) | 25 | 54 | 21 |
13 | 80 | 7 | |
Сайты галерей | 13 | 81 | 6 |
Платформы-посредники | 10 | 71 | 19 |
Онлайн-ярмарки | 50 | 17 | 33 |
Онлайн-аукционы | 21 | 73 | 6 |
Новостная рассылка продавцов | 29 | 45 | 26 |
• Только 1/3 респондентов считают, что анонимность сделки (когда продавец не знает имени покупателя) принципиально важна при покупке предметов искусства. Для онлайн-рынка эта цифра еще ниже — чуть менее 10 %.
• При покупке искусства в Интернете каждый второй коллекционер ожидает, что у него будет возможность вернуть предметы продавцу. Для 13 % респондентов отчета отсутствие этой возможности стало причиной отказа от онлайн-покупки искусства в 2020 году.
• 69 % всех респондентов заявили, что информация о состоянии работы, ее провенансе и подлинности, которая сопровождает предмет искусства, станет основной причиной будущих интернет-приобретений. 26 % сообщили, что отсутствие этой информации не позволяет им покупать искусство в Интернете.
• 51 % опрошенных коллекционеров сказали, что доставка, организованная продавцом персонально для каждого клиента, побудит их и далее покупать предметы искусства в Интернете.
• 60 % респондентов сообщили, что при совершении покупок в Интернете им важна безопасность (страхование предмета, защита интересов покупателя и его персональных данных).
• Тремя основными причинами покупки произведений искусства онлайн коллекционеры назвали: доступность более широкого выбора предметов (по сравнению с арт-ярмарками и открытиями галерей), экономию пользовательского времени и наличие простых в использовании платежных систем, интегрированных в онлайн-ресурс продавца.
Предпочтения NextGen-коллекционеров (16–40 лет)
• Среди коллекционеров NextGen женщин значительно больше, чем в возрастной группе старше 40 лет (64 % против 39 %).
• В 2020 году 80 % NextGen-коллекционеров покупали предметы искусства в Интернете, при этом 76 % из них не видели работы в физических пространствах, а 37 % — не были знакомы с творчеством художника ранее.
• Более 40 % NextGen-коллекционеров в 2021 году планируют покупать больше произведений искусства, чем в предыдущем сезоне. Этот показатель у покупателей до 40 лет вдвое выше, чем среди респондентов других возрастных групп.
• Социальные сети в качестве основного информационного канала по искусству (найти, оценить, приобрести) NextGen-коллекционеры используют значительно чаще, нежели коллекционеры старшего возраста: 79 % респондентов против 45 %.
• Первое место среди платформ для покупки искусства у NextGen-коллекционеров занимает Instagram: 85 % покупателей моложе 40 лет в минувшем сезоне сделали там свои приобретения, следом идут сайты галерей (70 %) и виртуальные кабинеты (64 %).
• 66 % NextGen-коллекционеров в основном покупают в Интернете произведения художников своего поколения. Чаще других направлений их выбор падает на тиражную продукцию (46 %), живопись и фотографию (обе категории — по 39 %).
Комментарий AI. Общие впечатления от отчета хочется поделить на две категории: «радует» и «настораживает». Что определенно радует: при всей пандемийной удаленности предмета от потенциального покупателя, важность контакта с живым предметом искусства перед его покупкой остается — почти половина коллекционеров теперь решает: то ли купить знакомый глазам предмет, то ли познакомиться с его продавцом в момент совершения сделки. Считаем это хорошим сигналом для галерей, которые в минувшем сезоне лишились не только физических пространств, но и ярмарок — и вынуждены были лихорадочно бегать из Snapchat’а в TikToK. Теперь осталось наладить коммуникацию с онлайн-коллекционером (на новом, изменившемся языке) и решить, в какой момент он получит физический доступ к искусству в гибридной сделке.
Что еще не может не радовать, так это все большее понимание первостепенной важности провенанса при покупке искусства в Интернете. При этом отметим, что понятие провенанса в наше время также претерпевает изменения: тот самый NextGen-коллекционер начинает требовать от «паспорта искусства» не только перечня прежних владельцев, но (к примеру) перечня коллекционеров, боровшихся за работу на аукционе, либо данных о количестве зрителей, увидевших работу на музейной выставке. Не говоря уже о данных об информационном шуме вокруг предмета — от обсуждений, осуждений и восторгов до попыток по-новому интерпретировать. И подобные данные сегодняшний коллекционер хочет получать регулярно и в режиме автоматического обновления. При этом надежность хранения (и это подтверждает отчет) играет весомую, но не первостепенную роль: NextGen-коллекционеры все чаще предпочитают личным амбициям и коммерческим тайнам данные, демократично лежащие в публичном доступе на пользу всем и каждому.
Напоследок — о том, что настораживает в отчете Art+Tech 2021. Речь о сенсационной новости, что основные покупатели среди молодого поколения — женщины. Еще в первой части мы отметили (про себя, но писать до поры не стали), что выборка коллекционеров по гендерному признаку, которую сотворил немецкий женский коллектив, чуть более демократична, чем верна статистически. Равное количество респондентов среди обоих полов (по 48 %) выглядит так, словно коллекционеров-женщин призвали по принципу «все, кто есть», а коллекционеров-мужчин «досыпали» до равенства — как сахар лопаткой, чтобы довести на весах до килограмма. В результате мы получили искаженные данные, а интересующиеся СМИ — отменный повод для громкого заголовка. Настаиваем: при равном количестве игроков с обеих сторон женщины всегда будут активнее мужчин, причем не только в коллекционировании искусства. Однако женщин-коллекционеров изначально намного меньше мужчин, и тратят деньги они без излишних эмоций, с умом — отсюда и уступают в суммарных объемах сделок.
Поддерживая гендерное равенство в правах и свободах, давайте признаемся себе, что к статистике и рынку оно не должно иметь никакого отношения. Иначе, по результатам подобных отчетов, аналитиками могут быть сделаны неверные выводы. А дальше этими выводами воспользуются игроки рынка, которые построят на них неверные стратегии — и потеряют свои деньги. Другими словами, мы не должны забывать, что даже в эпоху тотальной смены приоритетов арт-рынком все равно должны править законы экономики.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210423_ArtTechReport2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Оценка картин
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun