Отчет Art+Tech 2021: где кнопка «Купить»? Часть 1
ARTinvestment.RU   21 апреля 2021

Предпочтения и сложности при покупке искусства онлайн проанализировали немецкие исследователи современных технологий

Давно замечено: с уменьшением объема арт-рынка растет количество аналитических материалов о нем. Встречайте: инициативная женская команда из Германии, состоящая из галеристов, арт-консультантов и кураторов цифровых проектов, создала новый отчет Art+Tech Report. Материал отчасти повторяет специализированный отчет об онлайн-продажах от HISCOX и немного соперничает с расфокусированными попытками Artsy нарисовать портрет интернет-коллекционеров отдельными материалами. Поддерживая любое начинание на рынке искусства, с поправкой на неизбежное повторение данных и поднятых тем, мы постарались найти в Art+Tech Report информацию, которую читатели не встретят в работах более маститых аналитиков.

Респондентами опроса выступили 380 коллекционеров (вполне серьезная цифра даже для отчетов со стажем), 80 % из которых находятся в возрасте от 20 до 55 лет и имеют средний опыт приобретения искусства от 6 до 10 лет. По гендерному признаку респонденты распределились поровну: 48 % женщин и ровно столько же мужчин. 4 % опрошенных отвечать на вопрос о половой принадлежности посчитали неуместным. Основные итоги с комментариями AI предлагаются читателю ниже:

• 80 % опрошенных коллекционеров хотя бы раз приобретали предметы искусства в Интернете. Из них 50 % приобретали искусство от 2 до 5 раз, 14 % — более 10 раз.

• 75 % опрошенных коллекционеров приобретали предметы искусства в Интернете в 2020 году. Различий в данном вопросе между возрастными группами или гендером исследование не выявило.

• Распределение по видам искусства, купленного онлайн в 2020 году:

Живопись — 42 %;

Тиражная продукция — 42 %;

Фотография — 38 %;

Скульптура — 15 %;

Графика — 9 %;

Цифровое искусство — 6 %;

Иные трехмерные композиции — 3 %.

• 58 % покупок произведений искусства в Интернете приходилось на молодых художников, 27 % — на художников среднего возраста и 15 % — на признанных авторов.

 • Коллекционеры в возрасте до 40 лет в основном (66 % всех покупок) приобретали молодых художников, в то время как покупатели старшего возраста чаще делали выбор в пользу художников в середине карьеры (45 % всех покупок).

• Распределение по ценовым диапазонам искусства, купленного онлайн в 2020 году:

<1 тыс. евро — 47 %;

1–5 тыс. евро — 34 %;

5–10 тыс. евро — 12 %;

>10 тыс. евро — 7 %.

• Чем старше был возраст коллекционера, тем выше оказывалась средняя цена предмета искусства, приобретенного онлайн.

• 9 из 10 коллекционеров искусства хотели видеть цены, указанные при покупке предметов искусства в Интернете. Различий в данном вопросе между возрастными группами или гендером исследование не выявило.

• Респонденты выделили две группы онлайн-ресурсов, которые чаще других указывают цены на искусство: платформы со множеством продавцов и онлайн-аукционы. На этих ресурсах коллекционеры совершили свои покупки в 66 % и 69 % случаев соответственно.

• Наиболее важным источником онлайн-информации об искусстве для респондентов всех возрастных и гендерных групп на сегодняшний день являются веб-сайты галерей и художников (85 %). За ними следуют социальные сети (63 %) и новостные онлайн-издания об искусстве (57 %). Далее со значительным отрывом идут аукционные платформы, специализированные отчеты арт-компаний и поиск в Google.

• Социальные сети наиболее популярны среди респондентов в возрасте от 20 до 40 лет, что делает информацию о новых авторах не менее важной, чем та, что размещена на сайтах галерей или художников.

• Женщины гораздо чаще мужчин получают информацию об искусстве из социальных сетей (72 % против 52 %) и художественных интернет-СМИ (66 % против 46 %). Интерес к веб-сайтам галерей и художников со стороны покупателей обоих полов оказался примерно одинаковым.

• Более 3/4 респондентов, купивших предметы искусства онлайн в 2020 году, не видели работы вживую перед покупкой. При этом (в другой части отчета) 67 % коллекционеров заявили, что отсутствие физического контакта с работой является серьезным препятствием для окончательного решения о покупке искусства. Другими словами, очевидное неудобство перевешивается преимуществами — доступностью поиска и быстротой совершения сделки.

• Больше других «сделок вслепую» было совершено через Instagram (86 %), агрегационные интернет-платформы (Artsy, 87 %) и платформы-посредники (Invaluable, 88 %).

• 2/3 респондентов отчета хотели бы видеть на веб-сайте чат для общения в режиме реального времени (средство т. н. «диалоговой коммерции»). Отсутствие этой функции оказалось одной из основных причин, по которой коллекционеры в конечном итоге не купили понравившееся искусство онлайн.

• 25 % опрошенных коллекционеров хотели бы иметь возможность видеоконференции, а 20 % — пожелали в будущем иметь ссылку на переход в привычное приложение для обмена сообщениями (WhatsApp, Telegram).

• Во всех возрастных группах 86 % опрошенных коллекционеров искусства в повседневной жизни используют социальные сети, при этом женщины общаются в них чаще, чем мужчины (95 % против 78 %). Использование социальных сетей имеет тенденцию к снижению с возрастом: 20–40 лет — 95 % опрошенных, 41–55 лет — 87 %, 56–75 лет — 58 %).

Таблица 1. Популярность социальных сетей у коллекционеров

Социальная сеть Используют для общения, % Используют для просмотра и приобретения искусства, %
Instagram 80 71
LinkedIn 68 24
Facebook 60 21
Twitter 33 7
Pinterest 29 14
TikToK 10 1
Snapchat 6 1
Tumblr 5 5

• 70 % предметов искусства, приобретенных в 2020 году через Instagram, стоили менее 1 тыс. евро. 86 % коллекционеров, совершивших арт-покупки через Instagram, до того не видели товар в реальной жизни (в галерее, на арт-ярмарке или музейной выставке художника).

• В целом участники опроса:

Использовали Instagram в любом качестве — 80 %;

Использовали Instagram в контексте искусства (поиск и просмотр) — 71 %;

Приобретали искусство через Instagram — 31 %.

• Коллекционеры, совершившие покупки искусства через Instagram:

Приобретали посредством встроенного мессенджера — 44 %;

Не заметили кнопки Shop Now («Купить») — 28 %.

• 2/3 опрошенных коллекционеров оценили потенциал Instagram в качестве инструмента продаж искусства как высокий или очень высокий.

Комментарий AI. Судя по тому, что данным Art+Tech 2021 посвятила целую колонку британская The Observer (воскресный выпуск The Guardian, где штатным колумнистом трудится один из величайших арт-критиков современности Джонатан Джонс) — четверым арт-леди свыше дан зеленый свет и анонсированные ими продолжения отчета на другие рыночные темы ждать себя не заставят. И это очень хорошо: чем больше вопросов получают коллекционеры-респонденты от различных аналитиков — тем более нужными они чувствуют себя самому рынку искусства в состоянии неопределенности. Наибольшую практическую ценность, на наш взгляд, имеют данные соотношений использования социальных сетей — для общения и поиска / приобретения искусства. Так, галереи, следующие советам маркетологов заводить TikToK-аккаунты, должны принять во внимание коэффициент 1:10, означающий одного потенциального покупателя на десять коллекционеров, увидевших рекламу. А это все деньги, сами понимаете. Другая крайность — мертвая социальная сеть Tumblr, которой 10 лет назад предрекали прервать гегемонию Facebook: там соотношение пользователей и покупателей примерно равное, но попробуй загони туда народ!

Не менее важным и впервые упоминаемым в арт-отчетах термином, является «диалоговая коммерция» — тип коммуникации, доказавший свою значимость в пандемию. «Не-искусство» взяло его на вооружение еще несколько лет тому назад, а потому в 2021 году нас ожидает массовый приход на арт-рынок специалистов по продажам чего бы то ни было посредством увещеваний в онлайн-чатах. Сомневающимся в их успешности напомним, что два года назад самый успешный дилер всея пандемии Ларри Гагосян пригласил в руководящий состав галереи самого успешного онлайн-продавца матрасов. Механизмы убеждения очень похожи: с предметом искусством, как и с матрасом, покупатель в среднем проводит 10 лет своей жизни.

Во второй части материала мы более детально расскажем о типологии коллекционеров отчета Art+Tech 2021, а также об их пути к онлайн-искусству — от поиска до завершения сделки.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210421_ArtTechReport.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210421_ArtTechReport.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх