Отчет Art+Tech 2021: где кнопка «Купить»? Часть 1
ARTinvestment.RU 21 апреля 2021
Предпочтения и сложности при покупке искусства онлайн проанализировали немецкие исследователи современных технологий
Давно замечено: с уменьшением объема арт-рынка растет количество аналитических материалов о нем. Встречайте: инициативная женская команда из Германии, состоящая из галеристов, арт-консультантов и кураторов цифровых проектов, создала новый отчет Art+Tech Report. Материал отчасти повторяет специализированный отчет об онлайн-продажах от HISCOX и немного соперничает с расфокусированными попытками Artsy нарисовать портрет интернет-коллекционеров отдельными материалами. Поддерживая любое начинание на рынке искусства, с поправкой на неизбежное повторение данных и поднятых тем, мы постарались найти в Art+Tech Report информацию, которую читатели не встретят в работах более маститых аналитиков.
Респондентами опроса выступили 380 коллекционеров (вполне серьезная цифра даже для отчетов со стажем), 80 % из которых находятся в возрасте от 20 до 55 лет и имеют средний опыт приобретения искусства от 6 до 10 лет. По гендерному признаку респонденты распределились поровну: 48 % женщин и ровно столько же мужчин. 4 % опрошенных отвечать на вопрос о половой принадлежности посчитали неуместным. Основные итоги с комментариями AI предлагаются читателю ниже:
• 80 % опрошенных коллекционеров хотя бы раз приобретали предметы искусства в Интернете. Из них 50 % приобретали искусство от 2 до 5 раз, 14 % — более 10 раз.
• 75 % опрошенных коллекционеров приобретали предметы искусства в Интернете в 2020 году. Различий в данном вопросе между возрастными группами или гендером исследование не выявило.
• Распределение по видам искусства, купленного онлайн в 2020 году:
Живопись — 42 %;
Тиражная продукция — 42 %;
Фотография — 38 %;
Скульптура — 15 %;
Графика — 9 %;
Цифровое искусство — 6 %;
Иные трехмерные композиции — 3 %.
• 58 % покупок произведений искусства в Интернете приходилось на молодых художников, 27 % — на художников среднего возраста и 15 % — на признанных авторов.
• Коллекционеры в возрасте до 40 лет в основном (66 % всех покупок) приобретали молодых художников, в то время как покупатели старшего возраста чаще делали выбор в пользу художников в середине карьеры (45 % всех покупок).
• Распределение по ценовым диапазонам искусства, купленного онлайн в 2020 году:
<1 тыс. евро — 47 %;
1–5 тыс. евро — 34 %;
5–10 тыс. евро — 12 %;
>10 тыс. евро — 7 %.
• Чем старше был возраст коллекционера, тем выше оказывалась средняя цена предмета искусства, приобретенного онлайн.
• 9 из 10 коллекционеров искусства хотели видеть цены, указанные при покупке предметов искусства в Интернете. Различий в данном вопросе между возрастными группами или гендером исследование не выявило.
• Респонденты выделили две группы онлайн-ресурсов, которые чаще других указывают цены на искусство: платформы со множеством продавцов и онлайн-аукционы. На этих ресурсах коллекционеры совершили свои покупки в 66 % и 69 % случаев соответственно.
• Наиболее важным источником онлайн-информации об искусстве для респондентов всех возрастных и гендерных групп на сегодняшний день являются веб-сайты галерей и художников (85 %). За ними следуют социальные сети (63 %) и новостные онлайн-издания об искусстве (57 %). Далее со значительным отрывом идут аукционные платформы, специализированные отчеты арт-компаний и поиск в Google.
• Социальные сети наиболее популярны среди респондентов в возрасте от 20 до 40 лет, что делает информацию о новых авторах не менее важной, чем та, что размещена на сайтах галерей или художников.
• Женщины гораздо чаще мужчин получают информацию об искусстве из социальных сетей (72 % против 52 %) и художественных интернет-СМИ (66 % против 46 %). Интерес к веб-сайтам галерей и художников со стороны покупателей обоих полов оказался примерно одинаковым.
• Более 3/4 респондентов, купивших предметы искусства онлайн в 2020 году, не видели работы вживую перед покупкой. При этом (в другой части отчета) 67 % коллекционеров заявили, что отсутствие физического контакта с работой является серьезным препятствием для окончательного решения о покупке искусства. Другими словами, очевидное неудобство перевешивается преимуществами — доступностью поиска и быстротой совершения сделки.
• Больше других «сделок вслепую» было совершено через Instagram (86 %), агрегационные интернет-платформы (Artsy, 87 %) и платформы-посредники (Invaluable, 88 %).
• 2/3 респондентов отчета хотели бы видеть на веб-сайте чат для общения в режиме реального времени (средство т. н. «диалоговой коммерции»). Отсутствие этой функции оказалось одной из основных причин, по которой коллекционеры в конечном итоге не купили понравившееся искусство онлайн.
• 25 % опрошенных коллекционеров хотели бы иметь возможность видеоконференции, а 20 % — пожелали в будущем иметь ссылку на переход в привычное приложение для обмена сообщениями (WhatsApp, Telegram).
• Во всех возрастных группах 86 % опрошенных коллекционеров искусства в повседневной жизни используют социальные сети, при этом женщины общаются в них чаще, чем мужчины (95 % против 78 %). Использование социальных сетей имеет тенденцию к снижению с возрастом: 20–40 лет — 95 % опрошенных, 41–55 лет — 87 %, 56–75 лет — 58 %).
Таблица 1. Популярность социальных сетей у коллекционеров
Социальная сеть | Используют для общения, % | Используют для просмотра и приобретения искусства, % |
---|---|---|
80 | 71 | |
68 | 24 | |
60 | 21 | |
33 | 7 | |
29 | 14 | |
TikToK | 10 | 1 |
Snapchat | 6 | 1 |
Tumblr | 5 | 5 |
• 70 % предметов искусства, приобретенных в 2020 году через Instagram, стоили менее 1 тыс. евро. 86 % коллекционеров, совершивших арт-покупки через Instagram, до того не видели товар в реальной жизни (в галерее, на арт-ярмарке или музейной выставке художника).
• В целом участники опроса:
Использовали Instagram в любом качестве — 80 %;
Использовали Instagram в контексте искусства (поиск и просмотр) — 71 %;
Приобретали искусство через Instagram — 31 %.
• Коллекционеры, совершившие покупки искусства через Instagram:
Приобретали посредством встроенного мессенджера — 44 %;
Не заметили кнопки Shop Now («Купить») — 28 %.
• 2/3 опрошенных коллекционеров оценили потенциал Instagram в качестве инструмента продаж искусства как высокий или очень высокий.
Комментарий AI. Судя по тому, что данным Art+Tech 2021 посвятила целую колонку британская The Observer (воскресный выпуск The Guardian, где штатным колумнистом трудится один из величайших арт-критиков современности Джонатан Джонс) — четверым арт-леди свыше дан зеленый свет и анонсированные ими продолжения отчета на другие рыночные темы ждать себя не заставят. И это очень хорошо: чем больше вопросов получают коллекционеры-респонденты от различных аналитиков — тем более нужными они чувствуют себя самому рынку искусства в состоянии неопределенности. Наибольшую практическую ценность, на наш взгляд, имеют данные соотношений использования социальных сетей — для общения и поиска / приобретения искусства. Так, галереи, следующие советам маркетологов заводить TikToK-аккаунты, должны принять во внимание коэффициент 1:10, означающий одного потенциального покупателя на десять коллекционеров, увидевших рекламу. А это все деньги, сами понимаете. Другая крайность — мертвая социальная сеть Tumblr, которой 10 лет назад предрекали прервать гегемонию Facebook: там соотношение пользователей и покупателей примерно равное, но попробуй загони туда народ!
Не менее важным и впервые упоминаемым в арт-отчетах термином, является «диалоговая коммерция» — тип коммуникации, доказавший свою значимость в пандемию. «Не-искусство» взяло его на вооружение еще несколько лет тому назад, а потому в 2021 году нас ожидает массовый приход на арт-рынок специалистов по продажам чего бы то ни было посредством увещеваний в онлайн-чатах. Сомневающимся в их успешности напомним, что два года назад самый успешный дилер всея пандемии Ларри Гагосян пригласил в руководящий состав галереи самого успешного онлайн-продавца матрасов. Механизмы убеждения очень похожи: с предметом искусством, как и с матрасом, покупатель в среднем проводит 10 лет своей жизни.
Во второй части материала мы более детально расскажем о типологии коллекционеров отчета Art+Tech 2021, а также об их пути к онлайн-искусству — от поиска до завершения сделки.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210421_ArtTechReport.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210421_ArtTechReport.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 05.07.2022 Директор Sotheby’s рассказал Wall Street Journal, почему арт-рынок на подъеме Он считает, что потенциал блокчейна для мира искусства еще не раскрыт до конца
- 05.07.2022 Эрмитаж экспериментирует с расписанием В разгар «высокого сезона» он открыл свои двери в понедельник
- 04.07.2022 Artsy называет самых перспективных современных художников этого лета Все они переосмысляют традиции фигуративной живописи
- 04.07.2022 Самые дорогие и заметные работы на лондонской ярмарке Masterpiece Абстракция Герхарда Рихтера за €4,5 млн, работы женщин-художниц и многое другое
- 01.07.2022 Продажи на рынке NFT достигли рекордно низких показателей По итогам июня объем продаж составил менее $1 млрд
- 01.07.2022 Итоги AI аукциона № 436 Общая выручка составила 4,9 млн рублей
- 01.07.2022 Копия «Мыслителя» Родена продана на торгах Christie’s Работа ушла с молотка за €10,7 млн
- 29.06.2022 Серия торгов Christie’s «Искусство XX—XXI веков» принесла $248 млн Топ-лотами стали работы Моне и Кунса, отдельные торги были посвящены Шагалу
- 24.06.2022 Итоги AI аукциона № 435 Общая выручка составила 8,4 млн рублей
- 21.06.2022 На торги Christie’s выставят 20 работ Марка Шагала Топ-лотом станет картина 1984 года с оценкой в £1–2 млн
- 16.06.2022 Егор Молчанов: «Голубые фишки» искусства: как заработать на инвестициях в арт-рынок Интервью порталу pro.rbc.ru
- 08.06.2022 Новые вызовы и новые возможности: современное российское искусство в эпоху перемен Президент корпорации «Синергия», сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia Вадим Лобов — об отечественной арт-индустрии в новых реалиях
- 30.05.2022 Открыт 118-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Андрея Медведева, Pata, Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Кати-Анны Тагути, Наталии Турновой, Ольги Фадейкиной, Константина Худякова, Бориса Чёрствого, Янины Ческидовой, Анатолия Чечика
- 23.05.2022 Открыт 117-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Рубена Апресяна, Нисо Атахановой, Сергея Базилева, Антона Богатова, Анастасии Вахненко, Анатолия Горяинова, Михаила Ермолова, Евгения Зевина, Андрея Марца, Андрея Молчановского, Такаси Мураками, Владимира Чибисова, Марии Шалито
- 16.05.2022 Персоны недели: Группа «Движение» и Владимир Акулинин Впервые на нашем аукционе выставлена работа Владимира Петровича Акулинина, одного из первых участников группы «Движение»
- 30.06.2022 Музей «Новый Иерусалим» знакомит посетителей с искусством шестидесятников В экспозицию вошли более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов
- 30.06.2022 В Музее Фаберже открылась выставка «Русский эпос в камне» В экспозиции — произведения современных уральских мастеров-камнерезов
- 28.06.2022 В Русском музее открылась выставка работ Кустодиева и Добужинского Проект приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I
- 23.06.2022 В Третьяковке готовят расширенную экспозицию в честь 100-летия Хлебникова В экспозицию войдут работы Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и других художников
- 21.06.2022 В Третьяковке показывают искусство второй половины XX — начала XXI века Работы Кабакова и Булатова соседствуют с произведениями молодых авторов
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн