Современные художники в кризис: Уильям Кентридж
История художника, весь мир которого — театр
В этой рубрике AI рассказывает о художниках, вошедших в рейтинг доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, регулярно выпускаемый ArtTactic. Сегодняшний автор в ноябрьском рейтинге 2020 года за шесть месяцев карантина поднялся на две позиции вверх — с 11-го места на 9-е. Среди всех художников перечня наш сегодняшний герой стоит особняком: он единственный, кто помимо художественного получил еще и театральное образование, а своим основным направлением избрал видео-арт.
Представляем: Уильям Кентридж (William Kentridge, 1955) — южноафриканский художник, соединяющий в своей практике графику, скульптуру и работу с текстилем, перформанс и анимацию со сценографией и режиссурой. Искусство художника неотделимо от его национальной идентичности и долгой политической истории социальной несправедливости его страны, в которой он родился, вырос и живет по сегодняшний день. Вместе с тем его творчество стоит понимать шире, чем размышление на остросоциальные темы — это, скорее, поэтическое, философское представление ключевых метафизических вопросов.
Кентридж приобрел международную известность в 1990-е годы своими анимационными фильмами, сюжеты которых разворачивались вокруг политики апартеида в ЮАР. В них он впервые использовал свой особый метод покадровой анимации (сам художник называет ее «анимацией бедняка»): рисунки углем выполняются на одном листе бумаги — для того чтобы выполнить следующий кадр, художник стирает предыдущее изображение. Лист так или иначе сохраняет следы предыдущих дополнений и фигур. Центральными персонажами в его фильмах были Сохо Экштейн, жадный капиталист, и безнадежный мечтатель Феликс Тейтельбаум, через жизнь которых раскрываются различные политические события в стране. Оба героя в какой-то степени являются альтер-эго Кентриджа и как бы представляют две крайних точки зрения в восприятии мира. Художник выпустил девять фильмов с их участием, которые он впоследствии объединил в серию под названием 9 Drawings for Projection (1989–2003).
Экспрессионистическая черно-белая графика Кентриджа, которая существует самостоятельно или лежит в основе фильмов, несет отпечаток работ французских карикатуристов, Гойи, Хогарта. Первенство в своей системе координат он отдает творчеству дадаистов, Пикассо и Бэкона. В последние годы художник значительно расширил тематический ряд своих работ, которые исследуют психологические аспекты самых разных политических конфликтов, войн и революций, например тех, что произошли в Намибии и Эфиопии или в царской России.
В своем искусстве Кентридж выступает с позиций художника-философа — одной из ключевых идей своего творчества он называет демонстрацию того, как человек воспринимает и понимает окружающий мир. В своих произведениях художник оперирует понятиями следа, стирания и присутствия, концепциями временности, индивидуальной и исторической памяти, которые связывают его творчество с постструктуралистским дискурсом. Важным принципом в восприятии мира для него является неопределенность, предполагающая отрицание существования универсальных точек зрения и определений, которые играют на руку всякого рода авторитаризму, обобщению, установлению различных конвенций.
Кентридж происходит из еврейской семьи, его родители были адвокатами — защитниками жертв апартеида и активистами за гражданские права. С детства будущий художник был окружен репродукциями картин Сезанна, Матисса, Миро и Модильяни. Активная общественная жизнь, в которую была вовлечена семья, соединялась с регулярными визитами в местный художественный музей. С детства в сознании художника связались два больших интереса — искусство и политика.
Сначала он обратился в сторону последней и получил степень бакалавра искусств в области политики и африканистики в Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге, а затем начал изучать изящные искусства в Johannesburg Art Foundation. В тоже время в его жизни постоянно присутствовало и еще одно увлечение — театр. Все студенческие годы он занимался графикой и одновременно участвовал в театральных постановках. Перспектива остаться любителем во всем, что его действительно интересовало, поставила Кентриджа перед выбором: театр или искусство. И в 1981 году он отправился в Париж, в театральную школу Жака Лекока, намереваясь стать актером. Однако, по его словам, уже спустя несколько недель обучения он понял, что не преуспеет в актерском деле. Через год он вернулся в Южную Африку и, недолго проработав в киноиндустрии, осознал, что его призвание — быть художником.
Кентридж вернулся к работе в области графики — гравюры и черно-белых рисунков углем, отражающих окружающую его жизнь. Произведения имели успех, в середине 1980-х началась его активная выставочная деятельность — с персональной экспозиции в галерее Cassirer Fine Art в Йоханнесбурге. Тем не менее Кентридж все больше чувствовал ограничения, которые накладывала на него работа в традиционных техниках. Более того, он пришел к мысли, что ему вовсе не обязательно отказываться ни от одной из интересующих его областей, а его искусство может строиться именно на сочетании и пересечении жанров. Так, его разнообразные интересы — история, политика, кино и графика — воплотились в создании фильмов в технике «анимации бедняка», первым из которых стал Johannesburg, 2nd Greatest City after Paris (1989).
Междисциплинарная практика художника, включающая элементы графики, кино и театра, завоевывала признание на родине и открывала все большие горизонты для его творчества. В начале 1990-х Картридж перешел к сотрудничеству с Handspring Puppet Company и создал для нее ряд спектаклей, представляющих одновременно марионеток и их кукловодов на сцене. На международной арене его заметили несколько позднее, когда в 1997 году он экспонировал два своих фильма об Экштейне и Тейтельбауме на Documenta X в Касселе. После этого художника пригласила к сотрудничеству гигант галерейного мира Marian Goodman Gallery. В Европе и США прошел целый ряд его персональных проектов: в Музее современного искусства Сан-Диего MCASD (1998), Центре графики в Нью-Йорке (1998), Дворце изящных искусств Брюсселя (1998), Kunstverein München (1998), Музее современного искусства в Барселоне MACBA (1999), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1999) и некоммерческой Serpentine Gallery в Лондоне (1999).
С течением времени Кентридж все больше расширял диапазон своей творческой практики. В 2001 году он начал работать с текстилем. В основе шпалер, которые ткут на местной йоханнесбургской студии, лежат серии коллажей художника: темные силуэты из плотной бумаги на фоне атласных карт XIX века.
В 2000-е годы Кентридж занялся режиссурой и сценографией на оперной сцене. Он руководил постановками «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Волшебная флейта» Моцарта и «Нос» Шостаковича, среди его недавних проектов — опера Альбана Берга «Лулу», премьера которой состоялась в ноябре 2015 года в Метрополитен-опере в Нью-Йорке.
Творческие амбиции художника распространились и на область мемориальных объектов, существующих в городском пространстве. В 2009 году он совместно с Герардом Марксом создал статую Fire Walker для Йоханнесбурга, напоминающую о недавнем прошлом места, где женщины продавали огонь для того, чтобы люди могли приготовить пищу. В 2013 году скульптура Кентриджа, всадник Il cavaliere di Toledo, была установлена в Неаполе. В 2016 году, в честь основания Рима, Кентридж создал монументальную роспись на правом берегу реки Тибр, Triumphs and Laments. Фриз длиной в 550 метров состоит более чем из 80 фигур иповествует о мифологической истории древнего Рима как череде периодов славы и несчастий, побед и поражений.
В последние годы персональные проекты Кентриджа прошли в Галерее Уайтчепел в Лондоне (2016), Музее современного искусства Сан-Франциско (2016), Музее современного искусства Луизиана в Хумлебеке (2017), Музее современного искусства в Зальцбурге (2017), Базельском художественном музее (2019) и Музее Гуггенхайма в Бильбао (2020). Он неоднократно принимал участие в Documenta (1997, 2002, 2012) и Венецианской биеннале (1993, 1999, 2005, 2015). Работы художника находятся в коллекциях музея Альбертина в Вене, Музея современного искусства и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея современного искусства Сан-Франциско, Художественного музея Филадельфии, Fondation Louis Vuitton в Париже и многих других. Основная галерея, представляющая художника, — Marian Goodman (Нью-Йорк), также Кентридж работает с Leslie Sacks (Лос-Анджелес), KEWENIG (Берлин) и The Goodman Gallery (Йоханнесбург).
Уильям Кентридж в цифрах
Аукционная история Кентриджа началась в 1992 году, когда арт-рынок только начал оправляться от резкого сокращения объемов продаж, случившегося на рубеже десятилетий ($27,2 млрд в 1990-м против $9,7 млрд в 1991-м). Четыре работы южноафриканского художника были проданы в пределах $2 тыс. в Йоханнесбурге аукционным домом с интересным названием Sotheby's & Stephan Welz — союзом мирового гранда и местного арт-дилера. Первая продажа за пределами Африканского континента произошла лишь в 1999 году, но амстердамский Sotheby’s показал лишь $9 тыс. за графику художника. Резкий скачок произошел в следующем, 2000 году: живопись, сопровождавшаяся оцифрованным файлом на компакт-диске для проекции, была продана за $90 тыс. по цене молотка на нью-йоркском Phillips.
К периоду расцвета современного искусства 2004–2008 годов художник оказался не готов — в число фаворитов рынка его не включили, а самая дорогая продажа того периода (2005) достигла планки лишь в $150 тыс. В свою очередь это уберегло Кентриджа от последствий экономического кризиса: с 2009 года объемы его продаж и средние цены на работы стали расти, а количество непроданных лотов — уменьшаться. В 2011 году аукционный рекорд художника уже составил $500 тыс., а двумя годами позже, в очередной пиковый для современного искусства период, состоялась и рекордная по сей день продажа: $1,30 млн отдал покупатель за скульптурную композицию Procession (1999–2000) на нью-йоркском Sotheby’s. Далее в аукционной активности художника наступил трехлетний спад, после чего рынок зашел на новый виток интереса к творчеству южноафриканца.
Капитализация художника в 2020 году составила $2,36 млн — третий результат автора в истории, после аукционной выручки 2013 и 2017 годов. В 2021 году на публичном рынке уже продано 46 работ Кентриджа на общую сумму 1,45 млн, в том числе достигнут второй по величине результат ($754 тыс.). Всего к настоящему моменту на счету художника 1 920 проданных лотов, 71 % из них — тиражная продукция, 20 % — оригинальная графика. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Уильяма Кентриджа вырос на 932 % — причем «пиковым» сезоном считается именно нынешний, 2021 год.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Уильяма Кентриджа, 2000–2021
№ | Название работы (год создания) | Направление искусства | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Procession (1999/2000) | Скульптура | Sotheby's, Нью-Йорк | 2013 | 1300 | 271,4 |
2 | Large Typewriters (2003) | Графика | Bonhams, Лондон | 2021 | 754 | 22,2 |
3 | Preparing the flute (2005) | Видео-арт | Sotheby's, Нью-Йорк | 2011 | 500 | 185,7 |
4 | The Pool (1988) | Графика | Sotheby's, Лондон | 2019 | 457 | 188,0 |
5 | Drawing from Stereoscope (Double page, Soho in two rooms) (1999) | Графика | Aspire Art Auctions, Йоханнесбург | 2018 | 398 | 10,5 |
6 | Anti-Entropy (2011) | Графика | Phillips, Лондон | 2019 | 381 | –26,8 |
7 | Tête de femme bleue (ок. 1997) | Графика | Piasa, Париж | 2017 | 345 | 220,0 |
8 | Drawing from Mine (Soho with coffee plunger and cup) (1991) | Графика | Aspire Art Auctions, Йоханнесбург | 2017 | 334 | 140,0 |
9 | Anti-Waste | Живопись | Bonhams, Лондон | 2012 | 333 | 20,0 |
10 | Four Figures on a Bridge (2001) | Скульптура | Sotheby's, Нью-Йорк | 2013 | 320 | 220,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Уильяма Кентриджа, проданных на аукционных торгах, 2013–2021
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 2,57 | 9,62 | 5,60 | 15,69 | 0,75 | 1,30 |
% | 7,23 | 27,1 | 15,8 | 44,2 | 2,1 | 3,7 | |
шт. | 896 | 388 | 80 | 85 | 1 | 1 |
Таблица 3. Динамика продаж Уильяма Кентриджа на аукционных торгах, 2013–2021
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 5,09 | 2,40 | 1,49 | 1,48 | 4,93 | 3,18 | 3,79 | 2,36 | 1,45 |
шт. | 121 | 79 | 101 | 104 | 143 | 135 | 136 | 139 | 46 |
Уильям Кентридж и индикатор доверия
По итогам 2020 года художник занял 9-ю строчку в списке признанных современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе, получив 74 балла из 100 возможных. Другими словами, официальный рынок считал, что до лета 2021 года продажи южноафриканского художника будут расти — и, как видим, не ошибся.
В 2009 году Уильям Кентридж также входил в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: 12 лет назад он занял последнюю, 25-ю строчку, имея 30 баллов из 100. К слову, ближайшим соседом в том списке был Шон Скалли, занявший 24-е место. В 2020 году в аналогичный рейтинг, в отличие от Скалли, Кентридж уже не попал.
Комментарий AI. Если судить лишь по рейтингам экспертов, официальный рынок дважды был прав в своих прогнозах относительно Уильяма Кентриджа — 12 лет назад, когда, несмотря на кризис, предрек художнику успешное десятилетие, и в минувшем ноябре — предвидев успешные продажи весной 2021 года. Ситуация довольно интересная: в 2009 году на успех художника, не «засветившегося» в компании Херст — Кунс — Мураками в середине 2000-х, могли ставить лишь весьма осведомленные в хитросплетениях рынка игроки. Второй причиной удивления нашего читателя, вероятно, будет основное направление художника: в 2009 году с коммерческим видео-артом толком никто работать не умел, и его рыночный успех был неочевиден. Более того, перейдя под крыло Мариан Гудман еще в 2000 году, Кентридж спустя два года уступил звание «ведущего художника» галереи Герхарду Рихтеру, удачно (хоть и цинично) обыгравшему трагедию 11 сентября 2001-го в своей серии работ — и заслужившему тем самым персональную выставку в МоМА. А дальше оба художника — и немец, и южноафриканец — терпеливо ждали, пока сойдет волна «концептуальной мании», ведомая распиленными животными в аквариумах, и интересы арт-рынка разделятся на тех, кому нужен дорогой нефигуратив в интерьер (Рихтер) и интеллектуальная двухмерная сценография (Кентридж).
Но, если скульптура (далеко не основной мотив южноафриканца) еще может на равных соперничать с живописью по ценам и востребованности, то у графики есть свой ценовой предел — который не дают превысить старые мастера. При всем уважении к театральному художнику Кентридж не может тягаться с возглавляющим рейтинг авторов самых дорогих рисунков на бумаге Рафаэлем и его рекордными $42,7 млн: приблизься современная графика к этой цифре, и нужно будет затевать глобальный пересмотр цен, к которому мир искусства пока не готов. Тем временем скульптура Кентриджа, хоть и заполонила собой добрую половину европейских площадей, сливается не столько с урбанистическими пейзажами, сколько с работами других художников — например, стабилями Александера Колдера. На рынке видео-арта Кентридж смотрит в спину Биллу Виоле — которому, в свою очередь, не дают покоя эксперименты Нам Джун Пайка с телевизионными линзами 1970-х. Другими словами, «осетрина первой свежести» у южноафриканского художника всего одна — сценография и ее производные: оригинальная графика и тиражная продукция.
А театр, как известно, всегда нуждается в 75 %-ной дотации извне — иначе умрет. Потому что высокая художественность в последние сто лет — синоним ограниченной аудитории и убытка.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210401_william_kentridge.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210401_william_kentridge.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.