Современные художники в кризис: Уильям Кентридж
ARTinvestment.RU   01 апреля 2021

История художника, весь мир которого — театр

В этой рубрике AI рассказывает о художниках, вошедших в рейтинг доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, регулярно выпускаемый ArtTactic. Сегодняшний автор в ноябрьском рейтинге 2020 года за шесть месяцев карантина поднялся на две позиции вверх — с 11-го места на 9-е. Среди всех художников перечня наш сегодняшний герой стоит особняком: он единственный, кто помимо художественного получил еще и театральное образование, а своим основным направлением избрал видео-арт.

Представляем: Уильям Кентридж (William Kentridge, 1955) — южноафриканский художник, соединяющий в своей практике графику, скульптуру и работу с текстилем, перформанс и анимацию со сценографией и режиссурой. Искусство художника неотделимо от его национальной идентичности и долгой политической истории социальной несправедливости его страны, в которой он родился, вырос и живет по сегодняшний день. Вместе с тем его творчество стоит понимать шире, чем размышление на остросоциальные темы — это, скорее, поэтическое, философское представление ключевых метафизических вопросов.

Кентридж приобрел международную известность в 1990-е годы своими анимационными фильмами, сюжеты которых разворачивались вокруг политики апартеида в ЮАР. В них он впервые использовал свой особый метод покадровой анимации (сам художник называет ее «анимацией бедняка»): рисунки углем выполняются на одном листе бумаги — для того чтобы выполнить следующий кадр, художник стирает предыдущее изображение. Лист так или иначе сохраняет следы предыдущих дополнений и фигур. Центральными персонажами в его фильмах были Сохо Экштейн, жадный капиталист, и безнадежный мечтатель Феликс Тейтельбаум, через жизнь которых раскрываются различные политические события в стране. Оба героя в какой-то степени являются альтер-эго Кентриджа и как бы представляют две крайних точки зрения в восприятии мира. Художник выпустил девять фильмов с их участием, которые он впоследствии объединил в серию под названием 9 Drawings for Projection (1989–2003).

Экспрессионистическая черно-белая графика Кентриджа, которая существует самостоятельно или лежит в основе фильмов, несет отпечаток работ французских карикатуристов, Гойи, Хогарта. Первенство в своей системе координат он отдает творчеству дадаистов, Пикассо и Бэкона. В последние годы художник значительно расширил тематический ряд своих работ, которые исследуют психологические аспекты самых разных политических конфликтов, войн и революций, например тех, что произошли в Намибии и Эфиопии или в царской России.

В своем искусстве Кентридж выступает с позиций художника-философа — одной из ключевых идей своего творчества он называет демонстрацию того, как человек воспринимает и понимает окружающий мир. В своих произведениях художник оперирует понятиями следа, стирания и присутствия, концепциями временности, индивидуальной и исторической памяти, которые связывают его творчество с постструктуралистским дискурсом. Важным принципом в восприятии мира для него является неопределенность, предполагающая отрицание существования универсальных точек зрения и определений, которые играют на руку всякого рода авторитаризму, обобщению, установлению различных конвенций.

Кентридж происходит из еврейской семьи, его родители были адвокатами — защитниками жертв апартеида и активистами за гражданские права. С детства будущий художник был окружен репродукциями картин Сезанна, Матисса, Миро и Модильяни. Активная общественная жизнь, в которую была вовлечена семья, соединялась с регулярными визитами в местный художественный музей. С детства в сознании художника связались два больших интереса — искусство и политика.  

Сначала он обратился в сторону последней и получил степень бакалавра искусств в области политики и африканистики в Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге, а затем начал изучать изящные искусства в Johannesburg Art Foundation. В тоже время в его жизни постоянно присутствовало и еще одно увлечение — театр. Все студенческие годы он занимался графикой и одновременно участвовал в театральных постановках. Перспектива остаться любителем во всем, что его действительно интересовало, поставила Кентриджа перед выбором: театр или искусство. И в 1981 году он отправился в Париж, в театральную школу Жака Лекока, намереваясь стать актером. Однако, по его словам, уже спустя несколько недель обучения он понял, что не преуспеет в актерском деле. Через год он вернулся в Южную Африку и, недолго проработав в киноиндустрии, осознал, что его призвание — быть художником.

Кентридж вернулся к работе в области графики — гравюры и черно-белых рисунков углем, отражающих окружающую его жизнь. Произведения имели успех, в середине 1980-х началась его активная выставочная деятельность — с персональной экспозиции в галерее Cassirer Fine Art в Йоханнесбурге. Тем не менее Кентридж все больше чувствовал ограничения, которые накладывала на него работа в традиционных техниках. Более того, он пришел к мысли, что ему вовсе не обязательно отказываться ни от одной из интересующих его областей, а его искусство может строиться именно на сочетании и пересечении жанров. Так, его разнообразные интересы — история, политика, кино и графика — воплотились в создании фильмов в технике «анимации бедняка», первым из которых стал Johannesburg, 2nd Greatest City after Paris (1989).

Междисциплинарная практика художника, включающая элементы графики, кино и театра, завоевывала признание на родине и открывала все большие горизонты для его творчества. В начале 1990-х Картридж перешел к сотрудничеству с Handspring Puppet Company и создал для нее ряд спектаклей, представляющих одновременно марионеток и их кукловодов на сцене. На международной арене его заметили несколько позднее, когда в 1997 году он экспонировал два своих фильма об Экштейне и Тейтельбауме на Documenta X в Касселе. После этого художника пригласила к сотрудничеству гигант галерейного мира Marian Goodman Gallery. В Европе и США прошел целый ряд его персональных проектов: в Музее современного искусства Сан-Диего MCASD (1998), Центре графики в Нью-Йорке (1998), Дворце изящных искусств Брюсселя (1998), Kunstverein München (1998), Музее современного искусства в Барселоне MACBA (1999), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1999) и некоммерческой Serpentine Gallery в Лондоне (1999).

С течением времени Кентридж все больше расширял диапазон своей творческой практики. В 2001 году он начал работать с текстилем. В основе шпалер, которые ткут на местной йоханнесбургской студии, лежат серии коллажей художника: темные силуэты из плотной бумаги на фоне атласных карт XIX века.

В 2000-е годы Кентридж занялся режиссурой и сценографией на оперной сцене. Он руководил постановками «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Волшебная флейта» Моцарта и «Нос» Шостаковича, среди его недавних проектов — опера Альбана Берга «Лулу», премьера которой состоялась в ноябре 2015 года в Метрополитен-опере в Нью-Йорке.

Творческие амбиции художника распространились и на область мемориальных объектов, существующих в городском пространстве. В 2009 году он совместно с Герардом Марксом создал статую Fire Walker для Йоханнесбурга, напоминающую о недавнем прошлом места, где женщины продавали огонь для того, чтобы люди могли приготовить пищу. В 2013 году скульптура Кентриджа, всадник Il cavaliere di Toledo, была установлена в Неаполе. В 2016 году, в честь основания Рима, Кентридж создал монументальную роспись на правом берегу реки Тибр, Triumphs and Laments. Фриз длиной в 550 метров состоит более чем из 80 фигур иповествует о мифологической истории древнего Рима как череде периодов славы и несчастий, побед и поражений.

В последние годы персональные проекты Кентриджа прошли в Галерее Уайтчепел в Лондоне (2016), Музее современного искусства Сан-Франциско (2016), Музее современного искусства Луизиана в Хумлебеке (2017), Музее современного искусства в Зальцбурге (2017), Базельском художественном музее (2019) и Музее Гуггенхайма в Бильбао (2020). Он неоднократно принимал участие в Documenta (1997, 2002, 2012) и Венецианской биеннале (1993, 1999, 2005, 2015). Работы художника находятся в коллекциях музея Альбертина в Вене, Музея современного искусства и Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея современного искусства Сан-Франциско, Художественного музея Филадельфии, Fondation Louis Vuitton в Париже и многих других. Основная галерея, представляющая художника, — Marian Goodman (Нью-Йорк), также Кентридж работает с Leslie Sacks (Лос-Анджелес), KEWENIG (Берлин) и The Goodman Gallery (Йоханнесбург).

Уильям Кентридж в цифрах

Аукционная история Кентриджа началась в 1992 году, когда арт-рынок только начал оправляться от резкого сокращения объемов продаж, случившегося на рубеже десятилетий ($27,2 млрд в 1990-м против $9,7 млрд в 1991-м). Четыре работы южноафриканского художника были проданы в пределах $2 тыс. в Йоханнесбурге аукционным домом с интересным названием Sotheby's & Stephan Welz союзом мирового гранда и местного арт-дилера. Первая продажа за пределами Африканского континента произошла лишь в 1999 году, но амстердамский Sotheby’s показал лишь $9 тыс. за графику художника. Резкий скачок произошел в следующем, 2000 году: живопись, сопровождавшаяся оцифрованным файлом на компакт-диске для проекции, была продана за $90 тыс. по цене молотка на нью-йоркском Phillips.

К периоду расцвета современного искусства 2004–2008 годов художник оказался не готов — в число фаворитов рынка его не включили, а самая дорогая продажа того периода (2005) достигла планки лишь в $150 тыс. В свою очередь это уберегло Кентриджа от последствий экономического кризиса: с 2009 года объемы его продаж и средние цены на работы стали расти, а количество непроданных лотов — уменьшаться. В 2011 году аукционный рекорд художника уже составил $500 тыс., а двумя годами позже, в очередной пиковый для современного искусства период, состоялась и рекордная по сей день продажа: $1,30 млн отдал покупатель за скульптурную композицию Procession (1999–2000) на нью-йоркском Sotheby’s. Далее в аукционной активности художника наступил трехлетний спад, после чего рынок зашел на новый виток интереса к творчеству южноафриканца.

Капитализация художника в 2020 году составила $2,36 млн — третий результат автора в истории, после аукционной выручки 2013 и 2017 годов. В 2021 году на публичном рынке уже продано 46 работ Кентриджа на общую сумму 1,45 млн, в том числе достигнут второй по величине результат ($754 тыс.). Всего к настоящему моменту на счету художника 1 920 проданных лотов, 71 % из них — тиражная продукция, 20 % — оригинальная графика. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Уильяма Кентриджа вырос на 932 % — причем «пиковым» сезоном считается именно нынешний, 2021 год.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Уильяма Кентриджа, 2000–2021

Название работы (год создания) Направление искусства Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
1 Procession (1999/2000) Скульптура Sotheby's, Нью-Йорк 2013 1300 271,4
2 Large Typewriters (2003) Графика Bonhams, Лондон 2021 754 22,2
3 Preparing the flute (2005) Видео-арт Sotheby's, Нью-Йорк 2011 500 185,7
4 The Pool (1988) Графика Sotheby's, Лондон 2019 457 188,0
5 Drawing from Stereoscope (Double page, Soho in two rooms) (1999) Графика Aspire Art Auctions, Йоханнесбург 2018 398 10,5
6 Anti-Entropy (2011) Графика Phillips, Лондон 2019 381 –26,8
7 Tête de femme bleue (ок. 1997) Графика Piasa, Париж 2017 345 220,0
8 Drawing from Mine (Soho with coffee plunger and cup) (1991) Графика Aspire Art Auctions, Йоханнесбург 2017 334 140,0
9 Anti-Waste Живопись Bonhams, Лондон 2012 333 20,0
10 Four Figures on a Bridge (2001) Скульптура Sotheby's, Нью-Йорк 2013 320 220,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Уильяма Кентриджа, проданных на аукционных торгах, 2013–2021

Ценовой диапазон <$10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн
Объем продаж $ млн 2,57 9,62 5,60 15,69 0,75 1,30
% 7,23 27,1 15,8 44,2 2,1 3,7
шт. 896 388 80 85 1 1

Таблица 3. Динамика продаж Уильяма Кентриджа на аукционных торгах, 2013–2021

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020
Объем продаж $ млн 5,09 2,40 1,49 1,48 4,93 3,18 3,79 2,36 1,45
шт. 121 79 101 104 143 135 136 139 46

Уильям Кентридж и индикатор доверия

По итогам 2020 года художник занял 9-ю строчку в списке признанных современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе, получив 74 балла из 100 возможных. Другими словами, официальный рынок считал, что до лета 2021 года продажи южноафриканского художника будут расти — и, как видим, не ошибся.

В 2009 году Уильям Кентридж также входил в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: 12 лет назад он занял последнюю, 25-ю строчку, имея 30 баллов из 100. К слову, ближайшим соседом в том списке был Шон Скалли, занявший 24-е место. В 2020 году в аналогичный рейтинг, в отличие от Скалли, Кентридж уже не попал.

Комментарий AI. Если судить лишь по рейтингам экспертов, официальный рынок дважды был прав в своих прогнозах относительно Уильяма Кентриджа — 12 лет назад, когда, несмотря на кризис, предрек художнику успешное десятилетие, и в минувшем ноябре — предвидев успешные продажи весной 2021 года. Ситуация довольно интересная: в 2009 году на успех художника, не «засветившегося» в компании Херст — Кунс — Мураками в середине 2000-х, могли ставить лишь весьма осведомленные в хитросплетениях рынка игроки. Второй причиной удивления нашего читателя, вероятно, будет основное направление художника: в 2009 году с коммерческим видео-артом толком никто работать не умел, и его рыночный успех был неочевиден. Более того, перейдя под крыло Мариан Гудман еще в 2000 году, Кентридж спустя два года уступил звание «ведущего художника» галереи Герхарду Рихтеру, удачно (хоть и цинично) обыгравшему трагедию 11 сентября 2001-го в своей серии работ — и заслужившему тем самым персональную выставку в МоМА. А дальше оба художника — и немец, и южноафриканец — терпеливо ждали, пока сойдет волна «концептуальной мании», ведомая распиленными животными в аквариумах, и интересы арт-рынка разделятся на тех, кому нужен дорогой нефигуратив в интерьер (Рихтер) и интеллектуальная двухмерная сценография (Кентридж).

Но, если скульптура (далеко не основной мотив южноафриканца) еще может на равных соперничать с живописью по ценам и востребованности, то у графики есть свой ценовой предел — который не дают превысить старые мастера. При всем уважении к театральному художнику Кентридж не может тягаться с возглавляющим рейтинг авторов самых дорогих рисунков на бумаге Рафаэлем и его рекордными $42,7 млн: приблизься современная графика к этой цифре, и нужно будет затевать глобальный пересмотр цен, к которому мир искусства пока не готов. Тем временем скульптура Кентриджа, хоть и заполонила собой добрую половину европейских площадей, сливается не столько с урбанистическими пейзажами, сколько с работами других художников — например, стабилями Александера Колдера. На рынке видео-арта Кентридж смотрит в спину Биллу Виоле — которому, в свою очередь, не дают покоя эксперименты Нам Джун Пайка с телевизионными линзами 1970-х. Другими словами, «осетрина первой свежести» у южноафриканского художника всего одна — сценография и ее производные: оригинальная графика и тиражная продукция.

А театр, как известно, всегда нуждается в 75 %-ной дотации извне — иначе умрет. Потому что высокая художественность в последние сто лет — синоним ограниченной аудитории и убытка.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210401_william_kentridge.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210401_william_kentridge.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх