Современные художники в кризис: Шон Скалли
История художника, которому мешает Атлантический океан
В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в обновленном ноябрьском рейтинге 2020 года за шесть месяцев карантина скромно поднялся на две позиции вверх — с 10-го места на 8-е. Собственно, это же он делает всю жизнь: находится в первых рядах признанных авторов современного искусства, но при этом остается одним из самых малозаметных в публичном пространстве.
Представляем: Шон Скалли (1945) — американский художник ирландского происхождения, знаменитый своими абстрактными работами, основанными на комбинациях из прямоугольников и полос. Тактильная фактура холстов Скалли, написанных рельефными, пастозными мазками, делает его работы почти «скульптурными», а свободная живописная трактовка линейных структур рождает экспрессию цвета, света и текстуры. Произведения Скалли, наследуя целой традиции геометрической абстракции — от русского авангарда до Пита Мондриана и Марка Ротко, почерпнув вдохновение из оп-арта Бриджет Райли и символических национальных флагов Джаспера Джонса, тем не менее, остаются неотделимы от личных впечатлений художника, воспоминаний и индивидуального осмысления западноевропейских философских концепций. Работы живописца внесли весомый вклад в развитие американского абстрактного искусства 1970–80-х годов, на время оказавшегося в тени набиравшего обороты течения неоэкспрессионизма.
Хотя ирландец Скалли родился в Дублине, детство его прошло в северном Лондоне. Семья была религиозной, мальчик посещал местные церковные школы. Живопись, которую он видел в католических храмах во время мессы, произвела на него ошеломляющее впечатление, и именно благодаря ней он решил стать художником. Кроме того, в подростковом возрасте Шон серьезно увлекся стилем ритм-н-блюз, основал собственный музыкальный клуб, какое-то время играл в группе — кстати, по его признанию, музыка до сих пор оказывает большое влияние на его творчество.
В 15 лет Шон бросил школу. Зарабатывал на жизнь самыми разными способами, даже состоял в уличной банде — к счастью, недолго. В 1960–1962 годах юноша стажировался в типографии. Опыт работы с версткой побудил его попробовать себя в графическом дизайне. Кроме того, он начал посещать вечерние занятия по живописи в лондонской Central School of Art and Design. В 1964 году 19-летнего любителя живописи глубоко поразила картина Ван Гога «Стул Винсента» (1888) в Галерее Тейт, и Скалли решив полностью посвятить себя искусству, поступил в Кройдонский колледж (Croydon College of Art) в Лондоне. Студенческие увлечения Ван Гогом, Эмилем Нольде, Карлом Шмидтом-Роттлуффом находили отражение в его ранних фигуративных, экспрессионистических по духу произведениях с плотной, многослойной живописной поверхностью.
Однако после знакомства с абстрактным экспрессионизмом, в частности после встречи с искусством Марка Ротко на выставке в галерее «Уайтчепел», Скалли в своей живописи постепенно ушел от фигуративности. В 1968 году он поступил в Ньюкаслский университет (Newcastle University). Через год, следуя по стопам Анри Матисса, художник отправился в Марокко. Три месяца путешествия, проведенного в окружении исламских орнаментов и национального текстиля, произвели на него огромное впечатление: «тысячи полос, простирающихся по улицам Марракеша, Рабата, Танжера и Феса: я был ошеломлен». Так, по возвращении в Лондон центральное место в живописи художника заняли полосы. Скалли выработал особый метод: раз за разом переворачивая холст, он наносил на него ровные вертикальные линии, которые в результате образовывали сетчатую регулярную структуру.
Окончив Ньюкаслский университет (1972), художник благодаря стипендиальной программе Frank Knox Memorial Fellowship попал на обучение в Гарвард. В Америке его живопись заметно преобразилась под воздействием эстетических концепций популярного в то время минимализма. Работы становились все масштабнее, живописная поверхность — все более геометрически упорядоченной.
Лондон отметил возвращение художника серией персональных выставок. Абстракции Скалли, четко структурированные вертикальными и горизонтальными полосами, приобретали все большую известность. Часто художник использовал малярный скотч, чтобы придать линиям остроту и жесткость. В то же время сам живописец ощутил некоторое разочарование в своем творчестве. Ему казалось, что его произведения слишком поверхностны, и он стремился придать своему искусству большую глубину.
В 1975 году Скалли выиграл конкурс на программу Harkness Fellowship и получил возможность переехать в Нью-Йорк. На протяжении последующих нескольких лет он находился в активном творческом поиске. Под влиянием минимализма и концептуализма его работы становились более пространственными, монохромными и философскими — и вместе с тем более личными и эмоциональными. В 1978 году он получил место преподавателя в Принстонском университете, что позволило ему остаться в Нью-Йорке. Поездка в Мексику в 1980 году привнесла в его картины еще больше цвета и экспрессии, а еще через год Скалли перестал использовать скотч. Жесткие живописные контуры сменились более плавными, нанесенными вручную, нарочито неидеальными границами.
В 1983-м художник получил американское гражданство, и в том же году пережил большую личную трагедию — его 18-летний сын погиб в автокатастрофе. С этого времени в геометрическую абстракцию Скалли начали проникать нотки глубокой меланхолии, колористическая гамма его произведений стала более темной и приглушенной.
Одухотворенность и темперамент искусства Скалли обусловили его растущую популярность у критиков и коллекционеров даже на фоне всеобщего интереса к новому течению неоэкспрессионизма, представленного в большинстве своем фигуративной живописью. Первая музейная выставка художника в США открылась в 1985 году в Художественном музее Карнеги в Питтсбурге, а после отправилась в Музей изящных искусств в Бостоне.
Успех сопровождал работы Скалли и в Европе. В 1989 в лондонской галерее «Уайтчепел» состоялась его персональная экспозиция, которая затем побывала в Palacio Velázquez в Мадриде и Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене. В 1990-е карьера Скалли продолжала идти вверх. В 1995-м он принял участие в серии лекций Joseph Beuys Lectures, организованной Ruskin School of Art Оксфордского университета — приглашения на которую удостоились наиболее значимые художественные деятели современности. Он дважды был номинирован на Премию Тёрнера (1989, 1993).
В 2000-е годы состоялось множество музейных экспозиций художника в США и Европе, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2006, Sean Scully: Wall of Light), Фонде Жоана Миро в Барселоне и Римском музее современного искусства (MACRO) (2007, Sean Scully: A Retrospective) и многих других. 2014 год ознаменовался сразу четырнадцатью персональными выставками художника по всему миру. Примечательно, что одна из них, масштабная ретроспектива творчества Скалли (Follow the Heart: The Art of Sean Scully) в Пекине, стала первой большой персональной экспозицией западного художника в Китае. В 2015 году художник принял участие в Венецианской биеннале вместе с персональным проектом Land Sea в Palazzo Falier.
Примерно с середины 2010-х Скалли начал выходить за пределы двумерного пространства. Он оформил монастырь Santa Cecilia de Montserrat в Барселоне — украсил его окна витражными цветными стеклами, а стены — своими картинами и фресками. В последнее время художник нередко работает в скульптуре, изготавливая монументальные композиции из железа, мрамора или дерева.
В 2017 году состоялась выставка Скалли в московском Мультимедиа Арт Музее, а год спустя проект «Лицом на Восток» (Facing East) был показан в Петербурге — в стенах Мраморного дворца (ГРМ).
Наиболее значимые выставки Скалли в последние годы прошли в лондонской Национальной галерее (2019, Sea Star: Sean Scully), венской Альбертине (2019–2020, Sean Scully. Eleuthera) и Художественном музее Филадельфии (2020, Sean Scully: The Shape of Ideas). Работы Шона Скалли входят в собрания ведущих мировых музеев, среди которых MoMA и Метрополитен-музей (оба — Нью-Йорк), ZKM (Карлсруэ), MUMOK (Вена) и др. Основная галерея, представляющая художника, — Lisson Gallery (Лондон), также представлен в Cheim & Read (Нью-Йорк) и Galerie Lelong & Co. (Париж).
Шон Скалли в цифрах
Официальная аукционная история Скалли началась в 1985 году, одновременно с первыми выставками художника в США. Четыре монохромные работы, написанные акрилом, были проданы на общую сумму $15 тыс., причем три из них не дошли до нижней границы эстимейта. Отметка в $50 тыс. за одну работу художника была достигнута лишь в 1990 году, как раз перед десятилетним периодом стагнации всего рынка искусства. В конце того же 1990 года аукционный рекорд Шона Скалли превзошел планку в $200 тыс.: на нью-йоркском Sotheby’s за $239 тыс. (по молотку) была продана большеформатная (2,3 × 2,7 м) живопись. К слову, «миллионная» планка была преодолена лишь в 2017 году: работаLandline Sea (2015), предварительно оцененная нью-йоркским Sotheby’s в $600–800 тыс., ушла с торгов за $1,28 млн.
В период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов рынок художника серьезно увеличился в объемах — прежде всего за счет роста количества проданных лотов. В период экономического кризиса 2009-го объемы продаж Скалли снизились более чем вдвое, но уже через год они вернулись к прежним показателям и продолжили планомерное движение вверх. Примечательно, что с ростом средних цен на работы художника количество непроданных лотов стало уменьшаться. В следующий раз замедлением аукционной активности рынок Скалли отреагировал на возникновение геополитической турбулентности и начало торговых войн 2015-го, но спустя один сезон привычным рыночным маршрутом показатели вновь вернулись к прежним значениям и продолжили расти. Самая дорогая работа художника ушла с молотка в 2019 году: $1,32 млн отдал за работу Шона Скалли покупатель на нью-йоркском Phillips.
Капитализация художника в 2020 году составила $7,98 млн — после аукционной выручки 2018 и 2019 годов это третий результат автора в истории. В 2021 году на публичном рынке работы Шона Скалли пока проданы не были, первая продажа ожидается 22 февраля на торгах Bonhams. Всего к настоящему моменту на счету художника 1 233 проданных лота, 52 % из них — тиражная продукция, 24 % — живопись. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Скалли вырос на 187 % — а в «пиковый» сезон 2009 года повышался на 382 %.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Шона Скалли, 2000–2020
№ | Название работы (год создания) | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Red Bar (2003–2004) | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 1,45 | 38,1 |
2 | Landline Fire (2014) | Sotheby's, Гонконг | 2019 | 1,40 | 37,5 |
3 | Landline Sea (2015) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2017 | 1,40 | 100,0 |
4 | Landline Green Sea (2014) | Phillips, Лондон | 2018 | 1,31 | 42,9 |
5 | Grey Red (2012) | Phillips, Лондон | 2018 | 1,31 | 35,7 |
6 | Landline Red Veined (2016) | Phillips, Нью-Йорк | 2018 | 1,25 | 4,2 |
7 | Wall of Light Green (2013) | Phillips, Гонконг | 2017 | 1,15 | 106,9 |
8 | Landline Brown Blue Bars (2015) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2018 | 1,39 | 11,6 |
9 | Valencia Wall (2006) | Sotheby's, Лондон | 2008 | 1,31 | 64,3 |
10 | Lucia (1992–1996) | Dorotheum, Вена | 2014 | 1,28 | 24,6 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Шона Скалли, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 1,87 | 4,11 | 3,51 | 25,74 | 45,00 | 16,95 |
% | 1,9 | 4,2 | 3,6 | 26,5 | 46,3 | 17,4 | |
шт. | 492 | 156 | 48 | 96 | 60 | 14 |
Таблица 3. Динамика продаж Шона Скалли на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 1,87 | 4,05 | 3,15 | 6,68 | 2,41 | 6,35 | 3,64 | 6,28 |
шт. | 35 | 54 | 40 | 35 | 23 | 53 | 47 | 59 | |
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Объем продаж | $ млн | 7,45 | 7,29 | 4,08 | 6,19 | 7,34 | 9,19 | 8,53 | 7,98 |
шт. | 62 | 51 | 46 | 60 | 51 | 49 | 71 | 59 |
Шон Скалли и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года художник занял 10-ю строчку в списке признанных современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали светлое будущее в краткосрочной (6 мес.) перспективе, получив 56 баллов из 100 возможных. В ноябрьском рейтинге 2020-го Шон Скалли с 75 баллами поднялся уже на 8-ю строчку аналогичного рейтинга. Другими словами, официальный рынок считает, что до лета 2021 года продажам ирландца ничто не угрожает.
Шон Скалли также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в ноябре 2020 года он получил 34-ю строчку в рейтинге (32 балла), а ровно 11 лет назад — 30-ю (с меньшим количеством баллов — 24). К слову, в 2009-м ближайшими соседями ирландца в списке были Джордж Кондо (23-я строчка) и Уильям Кентридж (25-я).
Комментарий AI: официальный сайт художника требует для входа логин и пароль — и эта интересная особенность лишь подчеркивает маркетинговый посыл художника: с момента выхода на Олимп арт-рынка Шон Скалли всегда находился немного в тени. Впрочем, причина негостеприимства вебсайта кроется в другом: с 2019 года, когда художника стал представлять топ-дилер Lisson Gallery, возник легкий конфликт между галереей и менеджментом художника. Если внимательно посмотреть на «контрактных» авторов, представленных крупными галереями, мы увидим, что их официальные сайты перекочевали на страницы галерей — став обычными (пусть и информативными) вкладками в перечне других имен. Собственные сайты «позволено» иметь либо молодым художникам (в обязательном порядке!), либо топ-звездам, вроде Герхарда Рихтера (но их продажи так же равномерно распределены между несколькими галереями).
Таким образом, веб-ресурс Шона Скалли не закрыт — а, скорее, законсервирован до лучших времен, когда художник станет топ-величиной благодаря не только академическим усилиям (300+ персональных и 400+ групповых выставок за 40 лет), но и маркетинговой работе. Другое дело — настанут ли они, эти «лучшие времена»? Для безоговорочного признания топ-художником Скалли осталось перешагнуть барьер в $10 млн за одну работу. Судя по его ценовой динамике, помочь в этом могут лишь деньги заинтересованных сторон — например, частных коллекционеров, входящих в наблюдательные советы крупнейших музеев, для организации масштабной передвижной ретроспективы. Но у музеев нынче другие приоритеты, а к передвижениям в следующие несколько лет будут большие вопросы. В интересах ли Lisson Gallery заниматься этим самостоятельно? Скорее да, иначе бы контракт с художником, пока еще находящимся в статусе звезды, не состоялся (ранее галерея оформила отношения с такими летчиками на исходе горючего, как Аниш Капур, Ай Вейвей и Марина Абрамович). Сумеет ли британский арт-дилер, замахнувшийся на американский рынок, сделать это с ирландским художником? Вопрос остается открытым.
Рынок Шона Скалли можно сравнить с рынком ирландского кино: оно есть, оно регулярно собирает премии от Венеции до Лос-Анджелеса, оно имеет своих звезд — тех же братьев Макдонахов или Джима Шеридана. Но в прокате ирландское кино уступает Голливуду в десятки раз. Потому, что оно арт-хаусное, интеллектуальное, хулиганское, независимое и… оторвано от Америки на целый Атлантический океан. То же можно сказать о Шоне Скалли — художнике без видимых рыночных провалов, с узнаваемым за версту творческим почерком и отличными показателями во всем, не считая отсутствия в ценах седьмых нулей. Он вполне претендует на звание самого арт-хаусного художника из признанных современных, но отсутствие голливудского бюджета будет держать его в стороне от забитых любителями попкорна кино- и выставочных залов.
Впрочем читатели AI обычно находятся на стороне интеллектуального кино.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210216_skalli.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210216_skalli.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.