Графика старых мастеров в 2015–2020. Часть 2
Во второй части статьи по мотивам исследования британского аналитического портала ArtTactic мы рассмотрим рынок графики старых мастеров с точки зрения времени создания работ и каналов их приобретения
В первой части статьи «Графика старых мастеров в 2015–2020» мы проанализировали в целом продажи Master Drawings (так международный арт-рынок именует графику старых мастеров), по данным аукционных торгов двух крупнейших продавцов публичного рынка искусства — Sotheby’s и Christie’s, и отдельно остановились на популярности у коллекционеров произведений мастеров разных европейских школ.
Рынок графики старых мастеров: возраст работы
Общеизвестно: чем произведения старше, тем более они редки — ввиду их порчи либо уничтожения. Это тем более справедливо для рынка графики старых мастеров, чрезвычайно хрупкой и требующей особых условий хранения и экспонирования. Коллекционерские предпочтения в отношении Master Drawings определяются возрастом работы, ее историческим значением и ценностью в творчестве художника, уникальностью материала, использованного при создании, количеством подобных работ в частных и музейных коллекциях и пр. — но сегодня мы говорим именно о возрасте.
Как видно из Таблицы 1, графика XV века продается реже всего (обычно не более 10 лотов за один аукционный сезон) и дороже всего по уровню средних цен. Более поздние рисунки и эстампы, начиная с XVI века, чаще встречаются в аукционных каталогах. Что же касается цен, то для работ XVII и последующих веков они более зависят от сохранности конкретных предметов, тогда как для графики XV–XVI веков определяющую роль в ценообразовании играет историческое значение произведения в творчестве художника (такой вот парадокс).
Несмотря на присутствие более важных для истории искусства имен, суммарный объем продаж произведений XVI–XVII веков за рассматриваемый период оказался ниже на 15 % ($63,5 млн. против $73,2 млн) аналогичного показателя графики XVIII–XIX веков. То же, с разницей в 51 %, касается и количества проданных лотов — 1473 (XVI–XVII вв.) против 2200 (XVIII–XIX вв.). Иначе говоря, от столетия к столетию мы видим значительный прирост количества лотов, и совсем небольшой — объемов продаж. ArtTactic объясняет это изменением мотивации коллекционеров: для работ XV века на первый план выходит имя художника и аутентичность (что в сумме обеспечивает работе фактор «редкости»), а начиная с века XVII-го — состояние сохранности. Говоря проще, по мнению среднего покупателя, среди ранних старых мастеров гениев водилось больше, чем среди поздних — однако у поздних работы в лучшем состоянии. Соответственно, попадает на открытый рынок их намного больше.
Резкие отклонения в суммарных объемах продаж на рынке графики старых мастеров случаются, но они не должны вводить в заблуждение. Так, в 2020 году высокий итоговый результат графики XV века объясняется продажей работы Андреа Мантеньи на Sotheby’s за $10,0 млн, а в 2018-м на аналогичное увеличение выручки за графику XVI века повлияла сделка с произведением Лукаса ван Лейдена на Christie’s стоимостью $12,7 млн.
Таблица 1. Распределение графики старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2015–2020 годах по времени создания
Год проведения торгов | Показатель | Век создания работы | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX* | ||
2015 | Объем продаж, $ млн | 0,3 | 4,6 | 4,1 | 4,8 | 5,8 | 0,4 |
Продано лотов, шт. | 2 | 79 | 156 | 227 | 205 | 4 | |
2016 | Объем продаж, $ млн | 0,3 | 4,6 | 4,1 | 4,8 | 5,8 | 0,9 |
Продано лотов, шт. | 1 | 69 | 213 | 226 | 285 | 99 | |
2017 | Объем продаж, $ млн | 0,2 | 1,8 | 4,6 | 9,0 | 7,4 | – |
Продано лотов, шт. | 2 | 51 | 129 | 133 | 164 | – | |
2018 | Объем продаж, $ млн | 0,8 | 16,1 | 4,9 | 4,8 | 11,0 | 1,9 |
Продано лотов, шт. | 4 | 94 | 190 | 157 | 120 | 8 | |
2019 | Объем продаж, $ млн | 1,2 | 4,6 | 9,3 | 11,0 | 3,5 | 0,2 |
Продано лотов, шт. | 2 | 93 | 147 | 202 | 159 | 2 | |
2020 | Объем продаж, $ млн | 12,1 | 2,7 | 2,1 | 3,3 | 2,0 | – |
Продано лотов, шт. | 11 | 101 | 151 | 221 | 121 | – |
* — в этой категории аукционные дома учитывают работы, созданные художниками, относимыми к старым мастерам, в начале XX века (буквально: чей творческий путь начался в XIX веке, до импрессионизма, и представляет классическую школу живописи).
Рынок графики старых мастеров: дневные и вечерние торги
ArtTactic отмечает, что распределение графики старых мастеров между несколькими форматами торгов в течение многих лет мешало положительному восприятию сегмента коллекционерами и зачастую принижало его значение. В первую очередь это касалось утренних торгов, когда традиционно продаются наименее значимые группы работ. В то же время лучшие лоты (в первую очередь по именам художников. — AI.) изымались из специализированных «графических» торгов и выставлялись на вечерних торгах живописи старых мастеров. За последние пять лет на рынке старых мастеров графика практически полностью вышла из тени живописи в самостоятельные торги, а коллекционеры, в свою очередь, стали больше (количество проданных лотов) и дороже (объемы продаж) ее ценить. К слову, в таблицах 1 и 2 учтены не только лоты специализированных дневных торгов, но и наиболее ценные работы на бумаге вечерних продаж живописи.
Впрочем случаются и яркие исключения. Последним примером успеха политики включения графики в вечерние торги живописи старых мастеров служит стринг из шести рисунков венецианского художника Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804) из серии «Пульчинелло», закрывавший аукцион Christie's в декабре 2019 года. Работы из коллекции британского коллекционера сэра Бринсли Форда (1908–1999) составляли самую большую группу графики данной серии Тьеполо, которую новый владелец имел возможность приобрести вместе на одних торгах. Аукционный каталог отмечал, что графика Тьеполо ценна тем, что каждая работа была подписана художником при создании (что достаточно редко, а потому ценно, на рынке графики старых мастеров. — AI.). На момент проведения аукционного вечера публичный рекорд для работ Доменико Тьеполо на бумаге составлял $970 тыс. (Sotheby’s, январь 2016 года). Во время торгов, на которых проданными оказались все шесть работ, художник установил несколько рекордов — в частности, рекорд стоимости одного графического листа ($1,07 млн по цене молотка) и рекорд суммарной выручки за графику в течение одних торгов ($4,12 млн по цене молотка).
Рынок графики старых мастеров: формат аукциона
До конца 2019 года Sotheby’s и Christie’s специализированные онлайн-торги для графики старых мастеров не проводили, в отличие от других сегментов искусства. Одной из причин тому было недоверие соответствующих отделов аукционных домов к возможности спроса интернет-покупателей на классическое искусство; другая причина была связана с презентацией лотов: графика, в отличие от живописи, традиционно очень нефотогенична и теряет «легкость» с переводом в цифровую среду. Сомнения аукционных домов, увы, оправдались: первые специализированные онлайн-торги обоих домов в конце 2019 года принесли $700 тыс. (2 % от общей выручки за графику старых мастеров обоих аукционных домов в 2019 году). С наступлением карантина в 2020-м и вынужденном переводе большинства торгов в онлайн, по-новому на оцифрованную графику пришлось взглянуть и коллекционерам: в итоге за минувший сезон объем продаж Master Drawings составил $3 млн (13 % общей выручки Sotheby’s и Christie’s в этом сегменте).
Таблица 2. Распределение графики старых мастеров на аукционах Sotheby’s и Christie’s в 2015–2020 годах по формату торгов
Формат торгов | Показатель | Год проведения торгов | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Дневные торги | Объем, $ млн | 19,6 | 21,6 | 23,0 | 39,6 | 24,9 | 19,6 |
Продано лотов, шт. | 673 | 903 | 479 | 577 | 428 | 430 | |
Вечерние торги | Объем, $ млн. | – | 0,2 | – | – | 4,1 | 0,2 |
Продано лотов, шт. | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 | 1 | |
Онлайн-торги | Объем, $ млн. | – | – | – | – | 0,7 | 3,0 |
Продано лотов, шт. | – | – | – | – | 184 | 206 |
Комментарий AI: Публичный рынок графики старых мастеров не похож на другие. В аукционах других периодов (от импрессионизма до послевоенного искусства) работы признанных художников на бумаге не выносятся в отдельные торги, а скорее, отправляются в аукционные дома уровнем ниже Sotheby’s и Christie’s (исключение составляют лишь продажи целых коллекций известных владельцев, где годами собираемая серия набросков, например, импрессионистов является ядром кураторской ценности собрания и вкупе с именем коллекционера достойна вечерних торгов). Что до современного искусства, то в нем граница между признанными и молодыми именами еще проще: аукционы делят художников на вечерние и дневные торги, ориентируясь по большей части на их статус — признанные и. Точно так же до недавнего времени разделялись и старые мастера: утром — графика, вечером — живопись, что в целом негативно сказывалось на отношении неискушенных коллекционеров к Master Drawings («Покупать по утрам — моветон»).
С другой стороны, именно утренние торги графики старых мастеров являлись одной из наиболее доступных «точек входа» для молодого коллекционера на рынок работ музейного уровня: благо, сегмент Master Drawings давал обширное поле для приобретения искусства высокого качества, с хорошей атрибуцией и состоянием сохранности по относительно недорогой цене. Графика старых мастеров также имеет высокий инвестиционный потенциал (напомним, что инвестиции — это прежде всего сохранность средств, и лишь затем — их увеличение). Достаточно посмотреть на первые годы нескольких затяжных кризисов, чтобы заметить: и живопись, и графика старых мастеров сокращаются в объемах продаж меньше других сегментов искусства. За поддержку рынка в равной степени ответственны те, кто хочет перед депрессией запастись работами с низким уровнем риска (переждать кризис с ликвидными активами), и те, кто готов приобрести искусство любимого периода несмотря ни на какие рецессии (сформированный рынок преданных покупателей).
Отметим и следующий факт: если продажами искусства, созданного с конца XIX по начало XXI века, занимаются два десятка отделов крупных аукционных домов, то шесть столетий старых мастеров обслуживают два — живописи и графики (в лучшем случае к ним добавляются отделы Британских и Фламандских мастеров). Речь не столько о квалификации специалистов, которым сложно объять необъятное (будьте уверены: на уровне Sotheby’s и Christie’s квалификация у специалистов высокая), сколько о количестве сотрудников аукционного дома на одного продавца или покупателя. Другими словами, неизбежно страдает качество общения сторон сделки с аукционным домом как посредником и консультантом. А ведь подводных камней, которые могут повлиять на ценообразование графики старых мастеров, великое множество: помимо традиционных вопросов экспертизы и атрибуции, есть весьма существенное деление Master Drawings на неравноценные (с точки зрения рынка) школы и периоды, а также неустойчивый спрос в средней ценовой категории (основная борьба коллекционеров разворачивается вокруг либо шедевров, либо графики в нижней ценовой категории) и пр.
И никаким онлайном и цифровизацией эту нехватку общения сторон сделки не исправить. В чем точно может помочь коллекционеру классического искусства Интернет, так это в том, чтобы заказать через него побольше образовательной литературы, посвященной теории и практике вопроса.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210203_OldDrawings_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210203_OldDrawings_2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.