Современные художники в кризис: Маурицио Каттелан
История художника без профессионального образования, который сделал его отсутствие частью своего образа
В последние полгода в этой рубрике AI мы традиционно рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам. Сегодняшний материал в определенном смысле «пограничный»: на днях вышла новая версия рейтинга, где список художников был изрядно скорректирован респондентами после 10 месяцев пандемии. Однако это ничуть не повлияло на позиции нашего сегодняшнего героя: в ноябрьской редакции рейтинга ArtTactic он даже улучшил свои позиции относительно майских показателей.
Представляем: Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan, 1960) — итальянский художник-концептуалист, знаменитый арт-провокатор, который в своих работах испытывает на прочность современные системы этических и эстетических ценностей, нарушая все их возможные границы. Концептуальное искусство Каттелана основано на социально-сатирическом подтексте его работ. Творчество художника близко иронии и протесту антиискусства Марселя Дюшана, однако скрытые смыслы и значения, которыми он неизменно наделяет свои работы, выводят его творчество за рамки абсурдистского направления в искусстве.
Карьерные вехи Маурицио Каттелана
Детство Каттелана прошло в Падуе. Его мать работала уборщицей, отец —водителем грузовика. Бунтарский дух сопутствовал Маурицио с ранних лет: он плохо учился в школе, бросил ее в старшем классе, а его карьера алтарного служки завершилась после того, как он пририсовал усы паре церковных статуй. Будущий художник перепробовал множество профессий, от повара до охранника, остановившись на некоторое время на дизайне мебели. И все же монотонный труд не пришелся ему по душе. В двадцать с небольшим он переехал в Милан, где заинтересовался искусством.
Профессионального художественного образования Кателлан не имел и сразу обратился к неклассическим художественным тактикам. Его увлекала мысль о публикациях известных произведений в прессе, в особенности завораживала идея самому попасть на обложку. В 1989 году он изготовил авторскую обложку для популярного журнала об искусстве FlashArt и искусно наклеил ее на некоторое количество свежеотпечатанных экземпляров. Подделка оказалась настолько убедительной, что он успешно распродавал журналы в магазинах и галереях. Жест, с которого Каттелан начал свой творческий путь, оказался как нельзя более актуален в сформированном постмодернизмом мире искусства, где метод провокации как основного способа художественного воздействия набирал свою популярность; именно в это время начали свою деятельность и «Молодые британские художники» (The Young British Artists, или YBAs).
Знаковым в карьере Каттелана стало знакомство с писателем, художественным критиком и живописцем Франческо Бонами. В 1993 году Бонами курировал проект Aperto для Венецианской биеннале и включил туда работы еще малоизвестных тогда Маурицио Каттелана и Дэмиена Хёрста. Выставку Каттелан саботировал: зарезервированное для него место он сдал в аренду рекламному агентству, которое разместило на нем плакат с рекламой духов и слоганом Working Is a Bad Job («Работать—плохая работа»). Уклонение от создания собственного произведения в материале, которое у Каттелана часто в последний момент подменялось художественным жестом, некоторые критики связывали со страхом потерпеть неудачу у публики. Например, первая выставка молодого художника (1989) не состоялась: он просто закрыл галерею и повесил на дверь табличку с надписью Torno subito («Скоро вернусь»). А в 1996 году Каттелан украл работы другого художника с выставки, проходящей в галерее неподалеку, и выдавал за свои до тех пор, пока полиция не заставила вернуть произведения владельцу. Акция получила название Another Fucking Readymade.
В 1993 году Каттелан переехал в Нью-Йорк. Первое время он существовал весьма аскетично, выживая на пять долларов в день. Художник имел мало представления о городе и об американской культуре в целом, но был наслышан о галерее Marian Goodman Gallery, куда активно продвигал свои работы. В 1997 году произведение художника Untitled приняло участие в выставке галереи и привлекло внимание сразу двух критиков: Доди Казанджян из Vogue и Кэлвина Томкинса из New Yorker. Оба стали хорошими друзьями Каттелана. К 1997 году относится и знакомство художника с американским куратором и критиком Массимилиано Джони, который притворялся Каттеланом и говорил от его лица на различных публичных мероприятиях на протяжении последующего десятилетия (разумеется, по взаимному согласию).
В 1999 году Каттелан, уже признанный художник, впервые попробовал себя в роли куратора. Он решил организовать свою альтернативную биеннале современного искусства 6th Caribbean Biennial. К участию были приглашены, среди прочих, Олафур Элиассон, Крис Офили и Габриель Ороско. Мероприятие проходило в отеле на Багамах, и, к ужасу части приехавших на выставку критиков, на нем не было представлено ни единой работы. «Биеннале», а точнее, пародия на нее оказалась по сути отпуском для приглашенных художников. В 2006 году Каттелан уже всерьез опробовал свои организационные способности в качестве куратора Берлинской биеннале.
Саркастичное осмысление тонкой грани между цитированием и откровенным воровством в работах Каттелана тесно связано с мотивом подлога, подмены реальности с помощью предельной иллюзорности работ. Таксидермические скульптуры покончившей с собой белки или подвешенных к потолку лошадей, вызывающие возмущение у зооактивистов, он наделяет человеческими качествами и тем самым открывает путь в широкое поле психологических и социальных вопросов. На рубеже веков Каттелан начал работать с гиперреалистической восковой скульптурой. Наиболее известные его работы в этой технике — La Nona Ora («Девятый час», 1999), изображающая папу римского, кинематографично придавленного метеоритом в духе американских блокбастеров, и Him(«Он», 2001) — фигура коленопреклоненного и ошеломляюще реалистичного Адольфа Гитлера. Скандальный успех последней на Christie’s в 2016 году обеспечил Каттелану место в топе самых дорогих ныне живущих художников.
В 2004 году Каттелан получил почетную степень в области социологии в итальянском Трентском университете. С середины 2000-х он сосредоточился на издательском деле, выпускал журналы Permanent FoodиToilet Paper, заигрывающие с визуальным восприятием с помощью конструирования потока разрозненных шокирующих образов. Если Permanent Foodсостоял из провокационных изображений, которые заимствовались из других изданий, то пришедший ему на смену в 2010 году Toilet Paperстал плодом совместного творчества Каттелана и фотографа Пьерпаоло Феррари.
В 2011 году в Музее Гугенхайма в Нью-Йорке прошла масштабная ретроспектива художника, где он заявил, что решил оставить скульптуру. В 2016 году он триумфально вернулся в мир искусства, в частности в стены музея, с новым проектом America, или золотым унитазом. AI уже писал об этой работе и обо всех известных обстоятельствах ее таинственной пропажи. В конце 2019 года Каттелан впервые за последние 15 лет принял участие в ярмарке — Арт Базеле в Майами. Произведение Comedian («Комик»), обыкновенный банан, приклеенный строительным скотчем к стене, было изготовлено в трех экземплярах: один трагически погиб в конце ярмарки, когда его съел художник Давид Датуна (уверены, что Каттелан оценил по достоинству маркетинговый поступок коллеги-эмигранта, подрастерявшего свой рынок в последние годы. А вот галерея Perrotin, представлявшая объект, была вне себя от ярости. — AI.), два остальных были проданы за $120 тыс. каждый.
Работы Маурицио Каттелана находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМа), Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музея Рубелл в Майами, Центра Помпиду в Париже, Фонда Louis Vuitton в Париже, Moderna Museet в Стокгольме, Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, в собрании Центра современного искусства «Пунта делла Догана» в Венеции и многих других музейных и частных собраниях по всему миру. Художника представляют Marian Goodman Gallery (Нью-Йорк) и Galerie Perrotin (Париж).
Маурицио Каттелан в цифрах
Итальянец ворвался на аукционные торги в 2000-м году, одновременно с персональными экспозициями в MoMA и музее Кунстхалле в Базеле: все пять выставленных лотов нашли покупателей, а самый дорогой из предметов — пробивший пол своей головой страус, симбиоз концептуализма и таксидермии, — ушел за $240 тыс. по цене молотка. Дальнейшая публичная история Каттелана напоминает историю о кошке, которая гуляет сама по себе: три его пиковых по капитализации проданных лотов года — 2004 ($10,1 млн), 2010 ($14,5 млн) и 2016 ($16,1 млн) — вообще никак не коррелируют с движением рынка современного искусства. Маурицио Каттелан успешно продавался и до эпохальной сделки с акулой Дэмиена Херста, и в первый сезон после ипотечного кризиса 2008–2009 годов, и во время начавшейся торговой войны с Китаем. С 2010 года наблюдается увеличение количества выставляемых (и продаваемых) на публичных торгах лотов, а также стабилизация количества лотов непроданных — этот показатель у Каттелана «замер» в допустимых для звездного автора пределах 22–27 %. Аукционный рекорд художника был установлен в 2016 году: за $15,2 млн по цене молотка была продана восковая скульптура молящегося Адольфа Гитлера на Нью-Йоркском Christie’s (хотя ведущими аукционными домами принят негласный запрет на продажу работ с его изображением. Видимо, сатиры запрет не касается. — AI). Всего к настоящему моменту на счету Маурицио Каттелана 928 проданных лотов, 403 из которых — работы стоимостью до $5 тыс. (в основной массе фотография и тиражная продукция).
В пандемию число работ Каттелана на торгах увеличилось, при этом доля непроданных лотов осталась почти неизменной. Аукционная капитализация за первые 10,5 месяцев 2020 года уже составляет $2,73 млн, что почти вдвое выше среднегодовых результатов последних двух сезонов художника (2018, 2019). А вот на длинной дистанции дела пока обстоят хуже: согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Каттелана упал на 40 %, при этом в самый успешный сезон (2010 года) этот показатель вырос на 333 %. Вместе с тем средние цены на работы других художников-провокаторов за тот же 20-летний период упали и того ниже: у Дэмиена Херста на 63 %, а у Джеффа Кунса — на 84 %.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Маурицио Каттелана, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Him (2001) | Christie's, Нью-Йорк | 2016 | 15,2 | 1,3 |
2 | Untitled (2001) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2010 | 7,0 | 100,0 |
3 | La nona ora (1999) | Phillips de Pury, Нью-Йорк | 2004 | 2,7 | 54,3 |
4 | Charlie (2003) | Phillips de Pury, Нью-Йорк | 2010 | 2,6 | 4,0 |
5 | Not afraid of Love (2000) | Christie's, Нью-Йорк | 2004 | 2,5 | 206,3 |
6 | Stadium (1991) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2013 | 2,2 | –26,7 |
7 | Daddy Daddy (2008) | Phillips de Pury, Нью-Йорк | 2012 | 2,2 | –26,7 |
8 | Untitled (2010) | Phillips de Pury, Нью-Йорк | 2010 | 2,1 | 20,0 |
9 | Crumple IV (2008) | Christie's, Лондон | 2015 | 2,0 | –25,7 |
10 | Untitled (Fold) (2011) | Phillips de Pury, Нью-Йорк | 2011 | 2,0 | –20,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны проданных работ Маурицио Каттелана на аукционных торгах, 2000–2020
Ценовой диапазон | <10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | >$5 млн | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 0,61 | 1,77 | 3,27 | 20,33 | 12,92 | 34,60 | 22,20 |
% | 0,64 | 1,9 | 3,4 | 21,2 | 13,5 | 36,2 | 23,2 | |
шт. | 434 | 68 | 44 | 80 | 19 | 20 | 2 |
Таблица 3. Динамика продаж Маурицио Каттелана на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 6,19 | 0,80 | 6,50 | 16,09 | 2,87 | 1,59 | 1,66 | 2,73 |
шт. | 27 | 34 | 64 | 61 | 73 | 67 | 55 | 49 |
Маурицио Каттелан и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считали, что нынешний кризис рынок итальянского художника-самоучки переживет с переменным успехом. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 56 баллов из максимальных 100 (10-е место). В последнем, ноябрьском рейтинге ArtTactic, вышедшем на днях, Каттелан занимает уже 6-ю строчку с 80 баллами. Другими словами, в краткосрочной перспективе до весны 2021 года его продажам, по мнению рынка, практически ничто не угрожает.
Маурицио Каттелан также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 8-ю строчку в рейтинге, а в ноябре — 5-ю (опередив и Демиена Херста, и Джеффа Кунса, и еще одного специалиста по активному маркетингу, Джорджа Кондо). Кстати сказать, 11 лет назад ArtTactic также включил Каттелана в расширенный список 25 художников своего самого первого рейтинга: тогда итальянец занял 11-ю строчку, а Джефф Кунс — третью.
Комментарий AI: просим впечатлительные творческие натуры удалиться от экранов, дабы последующая информация не послужила призывом к бездействию — да, Маурицио Каттелан не имеет профессионального художественного образования. И непрофессионального художественного он тоже не имеет — пополняя, таким образом, небогатый перечень арт-самоучек в лице Поля Гогена, Мориса де Вламинка, Анри Руссо и Фриды Кало. С одной маленькой поправкой: Каттелан не столько художник, сколько продюсер своих работ, за ним стоит лишь эпатаж пронзительной идеи, а воплощение — дело многочисленных безымянных, но мастеровитых, рук. А еще он — то самое исключение из правил, «1 из 10» признанных художников, преодолевших без художественного диплома рыночный порог «выше среднего». Так что, появись в самом начале его пути кто-то со схожими мыслями и дипломом, — арт-рынок впитал бы именного его, а Маурицио не заметил, как статистическую погрешность.
Обратим внимание на то, как Каттелан прокладывал себе дорогу к славе: изначально каждой второй его скульптурой была уменьшенная копия себя самого. Если профессиональный график Брайан Доннели (KAWS) мог позволить себе создавать не связанные с собой образы, то Маурицио обязан был напоминать миру о своем присутствии. В том числе — визуально «в лоб». И это сработало: сегодня им занимаются Эммануэль Перротен («специалист» по продвижению скульптуры, если судить о его работе с KAWS) и Мариан Гудман — главный арт-дилер по работе с переселенцами из Европы на арт-рынок США (Герхард Рихтер, Йозеф Бойс). Рискнем предположить, что в посткризисный период едкой сатире Каттелана уготована одна из центральных ролей — а Херст и Кунс станут обслуживать более массовый рынок.
Жители и гости Нью-Йорка хорошо помнят лето 2013 года: тогда Маурицио Каттелан на пару с другом Массимилиано Джиони (на тот момент — куратором действующей 55-й Венецианской биеннале) открыли галерею Family Business в арт-районе Челси. Собирая невероятные толпы на улице под электронную музыку, галерея определенно стала событием того сезона… пока кто-то не заметил, что помещения галереи как такового и нет: есть только уличные открытия и радость общения! Оказалось, таким образом Каттелан и Джиони провели социальный эксперимент, показав арт-публике истинную причину их прихода. И хотя «галерея» с наступлением осени прекратила существование, многие до сих пор ждут новых экспериментов от Каттелана. Авторы этой статьи — в их числе.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201120_Kattelan.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201120_Kattelan.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.