Современные художники в кризис: Зигмар Польке
ARTinvestment.RU   02 сентября 2020

Зигмар Польке — одна из центральных фигур искусства XX века, художник, придумавший «капиталистический реализм» и определивший направление развития современного искусства

В новой рубрике AI мы рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере, Джоне Балдессари и Джордже Кондо. Сегодня мы поговорим о четвертом номере в рейтинге ArtTactic — художнике, без которого не существовало бы современного искусства таким, каким мы его знаем. Представляем: Зигмар Польке (Sigmar Polke).

Особый художественный метод и уникальный изобразительный язык Польке, актуальные на всем протяжении творческой карьеры художника, задали вектор развития для многих поколений художников. Он совмещал несовместимое: элементы поп-арта, визуальные цитаты самых различных стилей и направлений, вплоть до комиксов и других образов массовой культуры, прибегал к имитации стилистики газетных иллюстраций, активно вводил текст в свои живописные работы. Из общего ряда художников-постмодернистов работы Польке выделяются особым ироничным подходом и зачастую оттенком гротеска и абсурда. Последняя черта нередко акцентировалась нарочито лишенными смысла текстами, сопровождающими его картины и выстроенными если и не из случайного набора слов, то уж точно из набора грамматически неверных фраз.

Несмотря на широчайшую палитру цитируемых образов и бесконечное число изобразительных приемов, искусство Зигмара Польке удивительно однородно по общему фону эмоционального восприятия. В широком смысле его работы можно даже воспринимать в качестве единой бесконечной серии произведений, посвященной визуальному выражению саркастичного, с долей юмора взгляда художника на окружающую действительность.

Для творческих исканий Польке, кажется, не было границ. На протяжении своей карьеры он вводил в свои работы ткани с набивным рисунком, использовал в качестве краски различные химические соединения (заимствованные, в частности, из фотолабораторий), меняющие цвет в зависимости от температуры и освещения. В 1980-х он изобрел собственную технику лаковой живописи, а в середине 1990-х придумал, как заставить лакокрасочную смесь переливаться всеми цветами радуги.

Главным предметом поисков художника всегда был визуальный образ. Дистанцируясь от вопросов политики и острых социальных тем, Польке был сосредоточен на изучении роли образа как визуальной единицы и его перевоплощении при переходе из реального мира в плоскость искусства. И для выражения метаморфозы Польке не ограничивался одним видом или жанром искусства, работая с фигуративом и абстракцией, живописью и графикой, смешанной техникой, создавая видеопроекты и трехмерные инсталляции.

Символом безграничных и спонтанных путей выражения творческой энергии для художника была обычная картошка: привычный и незаметный овощ привлекал Польке своей способностью к воспроизводству сразу несколькими путями. В «глазках» картофеля Польке видел метафору творения, а картофельные клубни нередко служили ему в качестве штампа для нанесения рисунка на поверхность работ и даже в качестве элемента инсталляций.

Даты и факты биографии

13 февраля 1941: родился в г. Олесница, в Силезии (Германия, современная территория Польши).

1953: переехал с семьей из ГДР в Тюрингию (ФРГ).

1959–1960: учился росписи стекла в мастерской при заводе по производству декоративных стеклянных изделий.

1961: поступил в художественную школу в Дюссельдорфе.

1963: вместе с друзьями, художниками Герхардом Рихтером и Конрадом Фишер-Люге, основал направление «капиталистический реализм» как ответ социалистическому реализму, распространенному в странах Восточного блока. Стилистически это направление было близко поп-арту, однако основывалось на несколько ином идейном ряде.

1968: издал альбом собственных фотографий, в котором помимо фоторабот художника были фотофиксации его перформансов и фотографии скульптуры.

1968–1972: занимался фотосъемкой (фото никогда не были опубликованы), экспериментировал с химическими реактивами и использованием их в собственных работах.

1970–1971 и 1977–1991: преподавал в Высшей школе искусств Гамбурга.

1986: работа «Котел алхимика», выполненная меняющими цвет красками, получила «Золотого льва» в области живописи на Венецианской Биеннале.

1980–2000-е: активно выставлялся, создал несколько больших серий работ.

2007: получил Премию Рубенса города Зиген (Германия) как художник, посвятивших себя европейскому искусству.

2007: работа «Пляж» (1966) была продана за рекордные $5,3 млн на торгах Christie’s в Лондоне. На сегодня рекордная аукционная цена на его работы составляет $27,1 млн.

11 июня 2010: Зигмар Польке скончался в Кёльне после продолжительной болезни.

Зигмар Польке в цифрах

Согласно данным ArtFacts, на счету у художника 200 персональных выставок, 1159 групповых и 17 биеннале (среди которых 2 Венецианских биеннале, в 2007 и 2011 годах). Крупнейшие ретроспективы проходили в Центре Гетти (Лос-Анджелес), Королевском музее Уэно (Токио), Музее современного искусства Чикаго, галерее Тейт Модерн (Лондон) и Музее Людвига (Кёльн). Работы Зигмара Польке находятся в собраниях Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Новой национальной галереи (Берлин) и других крупных музеев. Среди частных владельцев его работ особо выделяется коллекция Франсуа Пино. Основные галереи, представляющие художника, — David Zwirner (Нью-Йорк) и Galerie Leu (Мюнхен). Сохранением творческого наследия Зигмара Польке занимается семейный фонд художника, базирующийся в Кёльне.

История публичных продаж Зигмара Польке началась в 1985 году. Очередной финансовый кризис в США заставил инвесторов в поисках активов для альтернативных вложений обратиться к рынку искусства — для Польке это обернулось продажей самой дорогой картины того периода за $260 тыс. Период активизации интереса к современному искусству 2006–2008 годов рынок художника пережил спокойно, а наивысшей капитализации достиг в 2014–2015 годах: суммарный результат продаж в $106 млн за два аукционных сезона составляет 39 % всего объема продаж за последние 10 лет (для сравнения: 2006–2008 годы принесли $22,4 млн, или 8 %). На 2015 год пришлась и продажа самой дорогой работы Зигмара Польке на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за $24,0 млн. Интересно, что эта продажа стала повторной, причем оба раза живопись Dschungel (Jungle, 1967) устанавливала аукционный рекорд художника: до того работа была приобретена через Sotheby’s в Лондоне за $8,15 млн в 2011 году. В итоге владелец за 4 года получил валовую прибыль в размере $15,85 млн, или 48,6 % CAGR, среднегодового темпа роста стоимости (а уж сколько он за 4 года потратил на содержание и продвижение работы, включая различные комиссии, неизвестно, поэтому о размере чистой прибыли говорить не беремся).

В последние годы объем аукционных продаж Зигмара Польке в денежном выражении снизился и рекорды отдельных продаж не обновились. Пандемия не сильно отразилась на рынке художника: по состоянию на 1 сентября 2020 года объем его аукционных продаж уже составляет $6,94 млн (41 % от всего 2019 года и 13 % от самого успешного 2015-го). Непроданными за 8 месяцев 2020-го остались 29 % работ — столько же, сколько и годом ранее, а вот средняя стоимость работ по сравнению с 2019 годом снизилась на 11 %. В целом за последние 10 лет средняя стоимость работ Зигмара Польке во всех аукционных категориях составила $198 тыс. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс художника вырос на 396 % (другими словами, средние цены Зигмара Польке росли на 19,8 % в год) — чуть меньше, чем у Герхарда Рихтера (21,8 %). При этом в течение 12 месяцев после смерти художника в 2010 году индекс вырос на 197 % (средняя стоимость проданных работ увеличилась без малого вдвое).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Зигмара Польке, 2000–2020

Название работы

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ млн

1

Dschungel (Jungle) (1967)

Sotheby's, Нью-Йорк

2015

24,0

2

Frau mit Butterbrot (1964)

Christie's, Нью-Йорк

2017

15,0

3

Dschungel (Jungle) (1967)

Sotheby's, Лондон

2011

8,15

4

Familie II (1966)

Christie's, Нью-Йорк

2014

7,50

5

Indianer mit Adler (1975)

Christie's, Лондон

2014

7,24

6

Stadtbild II (1968)

Sotheby's, Лондон

2011

6,55

7

Für den Dritten Stand bleiden nur noch die Krümel (1997)

Christie's, Лондон

2014

6,11

8

Alpenveilchen/Flowers (1967)

Christie's, Лондон

2019

5,92

9

Untitled, (Summer pictures I-IV), No.1-4 (1982)

Christie's, Лондон

2014

5,63

10

Mondlandschaft mit Schilf (1969)

Christie's, Лондон

2015

5,36

Таблица 2. Категории работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

 

Живопись

Графика

Тиражная продукция

Скульптура

Объект

Продано лотов,

шт.

372

157

1100

16

408

%

18

8

54

1

20

Объем продаж, $ млн

282,4

4,24

4,32

3,54

19,59

Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

 

< $5 тыс.

$5–10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

$1-5 млн

> 5 млн

Объем продаж,

$ млн

1,59

1,16

9,24

11,72

38,72

43,95

111,26

96,73

%

0,5

0,4

2,9

3,7

12,3

14,0

35,4

30,8

Продано лотов, шт.

1054

158

385

164

171

61

49

11

Таблица 4. Средняя стоимость работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

Год

2013

2014

2015

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

5,8

37,4

11,8

13,9

52,1

53,6

18,3

36,8

18,8

16,8

6,9

шт.

126

131

123

111

142

156

123

134

144

127

59

Зигмар Польке и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что нынешний кризис рынок Польке успешно переживет. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джоном Балдессари (галерея Marion Goodman) и Джорджем Кондо (галерея Skarstedt). Не лишним будет напомнить, что больше других — 86 баллов из 100 — набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).

Зигмар Польке также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2020 году он занимает третью третью строчку с 74 баллами. Выше него только Герхард Рихтер и Синди Шерман (85 и 77 баллов соответственно). В долгосрочной перспективе рынок художника видится даже более успешным, чем в ближайшем полугодии. Другими словами, функционеры арт-индустрии полагают, что рекордные продажи Зигмара Польке — впереди.

Комментарий AI: примечательно, что 11 лет назад серьезно болевший, но творчески активный Польке не попал в аналогичный рейтинг из 25 авторов, в светлое будущее которых верил арт-рынок. Сегодня ушедший в 2010 году художник уже один из фаворитов прогнозов среди художников современного искусства, во многом благодаря грамотной управленческой работе семейного фонда (основной задачей которого является соблюдение баланса между популяризацией имени и борьбой с подделками). К сожалению, мы вновь повторяем известную поговорку, на манер арт-рынка звучащую так: «что имеем — не храним, потерявши — капитализируем». Хотя, не исключено, Польке с такой формулировкой согласился бы: термин «капиталистический реализм» придумал и сделал частью истории искусства именно он.

Изменения ценового индекса Зигмара Польке во времени имеют классическую рыночную схему: в первый год после смерти аукционные показатели (объем проданных лотов и средняя стоимость работ) растут из-за массированного вывода на рынок его произведений, что приводит к переизбытку предложения. Затем рынок на несколько лет проседает: предложение на рынке оказывается выше спроса, начинается переосмысление вклада художника в историю искусства, возникает необходимость выявить и избавиться от подделок в общем корпусе работ (в этот момент появляется семейный фонд, заявляющий о готовности решить все вопросы, связанные с подлинностью). После чего показатели вновь увеличиваются — с более стабильным балансом между оправданным желанием коллекционеров приобрести работы художника и готовностью владельцев с ними расстаться по адекватной рынку цене. На данный момент из арсенала рыночных инструментов у наследников отсутствует лишь полноценный каталог-резоне, который после выхода (фонд анонсирует таковой в скором времени) обеспечит художнику следующий виток признания и очередные рекорды продаж.

Один из отцов-основателей концептуального искусства, Джон Балдессари, называл Зигмара Польке «Художником с большой буквы» (англ. artist’s artist). Кто из современников скажет так о самом Балдессари, ушедшем в начале 2020 года, пока открытый вопрос. Будет ли это Ансельм Кифер, которого любят сравнивать с Польке по рыночным показателям, либо Герхард Рихтер — художник с похожей судьбой и общей восточногерманской школой живописи? А возможно, это будет кто-то из молодых, преодолевших барьер между маркетингом и историей искусства еще при жизни: список претендентов длинный, и в данном цикле статей мы о каждом еще расскажем.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200902_zigmar_polke.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200902_zigmar_polke.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх