Современные художники в кризис: Зигмар Польке
Зигмар Польке — одна из центральных фигур искусства XX века, художник, придумавший «капиталистический реализм» и определивший направление развития современного искусства
В новой рубрике AI мы рассказывали о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка признанным художникам — Герхарде Рихтере, Джоне Балдессари и Джордже Кондо. Сегодня мы поговорим о четвертом номере в рейтинге ArtTactic — художнике, без которого не существовало бы современного искусства таким, каким мы его знаем. Представляем: Зигмар Польке (Sigmar Polke).
Особый художественный метод и уникальный изобразительный язык Польке, актуальные на всем протяжении творческой карьеры художника, задали вектор развития для многих поколений художников. Он совмещал несовместимое: элементы поп-арта, визуальные цитаты самых различных стилей и направлений, вплоть до комиксов и других образов массовой культуры, прибегал к имитации стилистики газетных иллюстраций, активно вводил текст в свои живописные работы. Из общего ряда художников-постмодернистов работы Польке выделяются особым ироничным подходом и зачастую оттенком гротеска и абсурда. Последняя черта нередко акцентировалась нарочито лишенными смысла текстами, сопровождающими его картины и выстроенными если и не из случайного набора слов, то уж точно из набора грамматически неверных фраз.
Несмотря на широчайшую палитру цитируемых образов и бесконечное число изобразительных приемов, искусство Зигмара Польке удивительно однородно по общему фону эмоционального восприятия. В широком смысле его работы можно даже воспринимать в качестве единой бесконечной серии произведений, посвященной визуальному выражению саркастичного, с долей юмора взгляда художника на окружающую действительность.
Для творческих исканий Польке, кажется, не было границ. На протяжении своей карьеры он вводил в свои работы ткани с набивным рисунком, использовал в качестве краски различные химические соединения (заимствованные, в частности, из фотолабораторий), меняющие цвет в зависимости от температуры и освещения. В 1980-х он изобрел собственную технику лаковой живописи, а в середине 1990-х придумал, как заставить лакокрасочную смесь переливаться всеми цветами радуги.
Главным предметом поисков художника всегда был визуальный образ. Дистанцируясь от вопросов политики и острых социальных тем, Польке был сосредоточен на изучении роли образа как визуальной единицы и его перевоплощении при переходе из реального мира в плоскость искусства. И для выражения метаморфозы Польке не ограничивался одним видом или жанром искусства, работая с фигуративом и абстракцией, живописью и графикой, смешанной техникой, создавая видеопроекты и трехмерные инсталляции.
Символом безграничных и спонтанных путей выражения творческой энергии для художника была обычная картошка: привычный и незаметный овощ привлекал Польке своей способностью к воспроизводству сразу несколькими путями. В «глазках» картофеля Польке видел метафору творения, а картофельные клубни нередко служили ему в качестве штампа для нанесения рисунка на поверхность работ и даже в качестве элемента инсталляций.
Даты и факты биографии
• 13 февраля 1941: родился в г. Олесница, в Силезии (Германия, современная территория Польши).
• 1953: переехал с семьей из ГДР в Тюрингию (ФРГ).
• 1959–1960: учился росписи стекла в мастерской при заводе по производству декоративных стеклянных изделий.
• 1961: поступил в художественную школу в Дюссельдорфе.
• 1963: вместе с друзьями, художниками Герхардом Рихтером и Конрадом Фишер-Люге, основал направление «капиталистический реализм» как ответ социалистическому реализму, распространенному в странах Восточного блока. Стилистически это направление было близко поп-арту, однако основывалось на несколько ином идейном ряде.
• 1968: издал альбом собственных фотографий, в котором помимо фоторабот художника были фотофиксации его перформансов и фотографии скульптуры.
• 1968–1972: занимался фотосъемкой (фото никогда не были опубликованы), экспериментировал с химическими реактивами и использованием их в собственных работах.
• 1970–1971 и 1977–1991: преподавал в Высшей школе искусств Гамбурга.
• 1986: работа «Котел алхимика», выполненная меняющими цвет красками, получила «Золотого льва» в области живописи на Венецианской Биеннале.
• 1980–2000-е: активно выставлялся, создал несколько больших серий работ.
• 2007: получил Премию Рубенса города Зиген (Германия) как художник, посвятивших себя европейскому искусству.
• 2007: работа «Пляж» (1966) была продана за рекордные $5,3 млн на торгах Christie’s в Лондоне. На сегодня рекордная аукционная цена на его работы составляет $27,1 млн.
• 11 июня 2010: Зигмар Польке скончался в Кёльне после продолжительной болезни.
Зигмар Польке в цифрах
Согласно данным ArtFacts, на счету у художника 200 персональных выставок, 1159 групповых и 17 биеннале (среди которых 2 Венецианских биеннале, в 2007 и 2011 годах). Крупнейшие ретроспективы проходили в Центре Гетти (Лос-Анджелес), Королевском музее Уэно (Токио), Музее современного искусства Чикаго, галерее Тейт Модерн (Лондон) и Музее Людвига (Кёльн). Работы Зигмара Польке находятся в собраниях Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Новой национальной галереи (Берлин) и других крупных музеев. Среди частных владельцев его работ особо выделяется коллекция Франсуа Пино. Основные галереи, представляющие художника, — David Zwirner (Нью-Йорк) и Galerie Leu (Мюнхен). Сохранением творческого наследия Зигмара Польке занимается семейный фонд художника, базирующийся в Кёльне.
История публичных продаж Зигмара Польке началась в 1985 году. Очередной финансовый кризис в США заставил инвесторов в поисках активов для альтернативных вложений обратиться к рынку искусства — для Польке это обернулось продажей самой дорогой картины того периода за $260 тыс. Период активизации интереса к современному искусству 2006–2008 годов рынок художника пережил спокойно, а наивысшей капитализации достиг в 2014–2015 годах: суммарный результат продаж в $106 млн за два аукционных сезона составляет 39 % всего объема продаж за последние 10 лет (для сравнения: 2006–2008 годы принесли $22,4 млн, или 8 %). На 2015 год пришлась и продажа самой дорогой работы Зигмара Польке на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за $24,0 млн. Интересно, что эта продажа стала повторной, причем оба раза живопись Dschungel (Jungle, 1967) устанавливала аукционный рекорд художника: до того работа была приобретена через Sotheby’s в Лондоне за $8,15 млн в 2011 году. В итоге владелец за 4 года получил валовую прибыль в размере $15,85 млн, или 48,6 % CAGR, среднегодового темпа роста стоимости (а уж сколько он за 4 года потратил на содержание и продвижение работы, включая различные комиссии, неизвестно, поэтому о размере чистой прибыли говорить не беремся).
В последние годы объем аукционных продаж Зигмара Польке в денежном выражении снизился и рекорды отдельных продаж не обновились. Пандемия не сильно отразилась на рынке художника: по состоянию на 1 сентября 2020 года объем его аукционных продаж уже составляет $6,94 млн (41 % от всего 2019 года и 13 % от самого успешного 2015-го). Непроданными за 8 месяцев 2020-го остались 29 % работ — столько же, сколько и годом ранее, а вот средняя стоимость работ по сравнению с 2019 годом снизилась на 11 %. В целом за последние 10 лет средняя стоимость работ Зигмара Польке во всех аукционных категориях составила $198 тыс. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс художника вырос на 396 % (другими словами, средние цены Зигмара Польке росли на 19,8 % в год) — чуть меньше, чем у Герхарда Рихтера (21,8 %). При этом в течение 12 месяцев после смерти художника в 2010 году индекс вырос на 197 % (средняя стоимость проданных работ увеличилась без малого вдвое).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Зигмара Польке, 2000–2020
№ | Название работы | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн |
---|---|---|---|---|
1 | Dschungel (Jungle) (1967) | Sotheby's, Нью-Йорк | 2015 | 24,0 |
2 | Frau mit Butterbrot (1964) | Christie's, Нью-Йорк | 2017 | 15,0 |
3 | Dschungel (Jungle) (1967) | Sotheby's, Лондон | 2011 | 8,15 |
4 | Familie II (1966) | Christie's, Нью-Йорк | 2014 | 7,50 |
5 | Indianer mit Adler (1975) | Christie's, Лондон | 2014 | 7,24 |
6 | Stadtbild II (1968) | Sotheby's, Лондон | 2011 | 6,55 |
7 | Für den Dritten Stand bleiden nur noch die Krümel (1997) | Christie's, Лондон | 2014 | 6,11 |
8 | Alpenveilchen/Flowers (1967) | Christie's, Лондон | 2019 | 5,92 |
9 | Untitled, (Summer pictures I-IV), No.1-4 (1982) | Christie's, Лондон | 2014 | 5,63 |
10 | Mondlandschaft mit Schilf (1969) | Christie's, Лондон | 2015 | 5,36 |
Таблица 2. Категории работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Живопись | Графика | Тиражная продукция | Скульптура | Объект | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Продано лотов, | шт. | 372 | 157 | 1100 | 16 | 408 |
% | 18 | 8 | 54 | 1 | 20 | |
Объем продаж, $ млн | 282,4 | 4,24 | 4,32 | 3,54 | 19,59 |
Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
< $5 тыс. | $5–10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1-5 млн | > 5 млн | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж, | $ млн | 1,59 | 1,16 | 9,24 | 11,72 | 38,72 | 43,95 | 111,26 | 96,73 |
% | 0,5 | 0,4 | 2,9 | 3,7 | 12,3 | 14,0 | 35,4 | 30,8 | |
Продано лотов, шт. | 1054 | 158 | 385 | 164 | 171 | 61 | 49 | 11 |
Таблица 4. Средняя стоимость работ Зигмара Польке, проданных на аукционных торгах, 2000–2020
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 5,8 | 37,4 | 11,8 | 13,9 | 52,1 | 53,6 | 18,3 | 36,8 | 18,8 | 16,8 | 6,9 |
шт. | 126 | 131 | 123 | 111 | 142 | 156 | 123 | 134 | 144 | 127 | 59 |
Зигмар Польке и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка считают, что нынешний кризис рынок Польке успешно переживет. Согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в нынешнем мае, художник получил 71 балл из максимальных 100, разделяя второе место с Джоном Балдессари (галерея Marion Goodman) и Джорджем Кондо (галерея Skarstedt). Не лишним будет напомнить, что больше других — 86 баллов из 100 — набрал только Герхард Рихтер (галереи Marian Goodman и Gagosian).
Зигмар Польке также входит в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозируют успешное будущее в десятилетней перспективе: в 2020 году он занимает третью третью строчку с 74 баллами. Выше него только Герхард Рихтер и Синди Шерман (85 и 77 баллов соответственно). В долгосрочной перспективе рынок художника видится даже более успешным, чем в ближайшем полугодии. Другими словами, функционеры арт-индустрии полагают, что рекордные продажи Зигмара Польке — впереди.
Комментарий AI: примечательно, что 11 лет назад серьезно болевший, но творчески активный Польке не попал в аналогичный рейтинг из 25 авторов, в светлое будущее которых верил арт-рынок. Сегодня ушедший в 2010 году художник уже один из фаворитов прогнозов среди художников современного искусства, во многом благодаря грамотной управленческой работе семейного фонда (основной задачей которого является соблюдение баланса между популяризацией имени и борьбой с подделками). К сожалению, мы вновь повторяем известную поговорку, на манер арт-рынка звучащую так: «что имеем — не храним, потерявши — капитализируем». Хотя, не исключено, Польке с такой формулировкой согласился бы: термин «капиталистический реализм» придумал и сделал частью истории искусства именно он.
Изменения ценового индекса Зигмара Польке во времени имеют классическую рыночную схему: в первый год после смерти аукционные показатели (объем проданных лотов и средняя стоимость работ) растут из-за массированного вывода на рынок его произведений, что приводит к переизбытку предложения. Затем рынок на несколько лет проседает: предложение на рынке оказывается выше спроса, начинается переосмысление вклада художника в историю искусства, возникает необходимость выявить и избавиться от подделок в общем корпусе работ (в этот момент появляется семейный фонд, заявляющий о готовности решить все вопросы, связанные с подлинностью). После чего показатели вновь увеличиваются — с более стабильным балансом между оправданным желанием коллекционеров приобрести работы художника и готовностью владельцев с ними расстаться по адекватной рынку цене. На данный момент из арсенала рыночных инструментов у наследников отсутствует лишь полноценный каталог-резоне, который после выхода (фонд анонсирует таковой в скором времени) обеспечит художнику следующий виток признания и очередные рекорды продаж.
Один из отцов-основателей концептуального искусства, Джон Балдессари, называл Зигмара Польке «Художником с большой буквы» (англ. artist’s artist). Кто из современников скажет так о самом Балдессари, ушедшем в начале 2020 года, пока открытый вопрос. Будет ли это Ансельм Кифер, которого любят сравнивать с Польке по рыночным показателям, либо Герхард Рихтер — художник с похожей судьбой и общей восточногерманской школой живописи? А возможно, это будет кто-то из молодых, преодолевших барьер между маркетингом и историей искусства еще при жизни: список претендентов длинный, и в данном цикле статей мы о каждом еще расскажем.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200902_zigmar_polke.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200902_zigmar_polke.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.