Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice
ARTinvestment.RU   13 августа 2019

Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка

При составлении обзора в расчет брались продажи живописи, графики, скульптуры, фотографии, эстампов, видео и инсталляций на открытых аукционных торгах с 1 января по 30 июня 2019 года. В статистику не попали галерейные продажи, а также такие категории аукционных лотов, как древние артефакты, мебель и произведения неизвестных авторов.

Главная тенденция прошедшего полугодия, по мнению французских аналитиков, — растущий спрос на шедевры при падающем предложении таковых. Аукционам все сложнее заполучить на торги так называемые «голубые фишки» — наиболее ликвидные вещи. Владельцы предпочитают подождать с продажей до лучших времен. Их заманивают аукционными гарантиями, но не всегда это работает.

Всего за первое полугодие через открытые торги на основных европейских и азиатских площадках прошло 262 300 лотов — почти столько же, сколько за первое полугодие 2018-го (262 100). Вот только выручили за это количество лотов в 2019 году на 17,4 % меньше, чем в 2018-м. Глобальный оборот в первом полугодии 2019 года составил $6,98 млрд (годом ранее аналогичный показатель составил $8,445 млрд).

Упали аукционные обороты арт-рынков США (–20 %), Китая (–12 %), Великобритании (–25 %). Глубинная причина такого спада, по мнению Artprice, кроется в вышеупомянутом дефиците шедевров. Всего один лот в рассматриваемый период был продан дороже $100 млн — «Стога» Клода Моне. В 2018-м таких лотов было два: «Девушка с корзиной цветов» Пикассо и «Лежащая обнаженная» Модильяни. За первую половину 2019 года в диапазоне от 10 до 100 млн долларов было продано 63 лота (на 41 % меньше, чем в 2018-м — тогда таких лотов было 106). В ценовом диапазоне от 1 до 10 млн долларов продано было 783 лота (против 908 таких лотов в первом полугодии 2018-го).

А может, все дело в банальном падении покупательской способности? Может, шедевры-то были на торгах, но оказались не по карману коллекционерам? На удивление, французские аналитики дают на этот вопрос отрицательный ответ. Нет, с деньгами у западных и азиатских коллекционеров все в порядке, о чем свидетельствует снижение общего процента непроданных лотов с 40 % до 39 %, а также рост общего ценового индекса на 5 %. Другими словами, рынок сокращается, а цены при этом растут.

В отсутствие топовых вещей от привычных лидеров всяческих рейтингов вроде Пикассо, Модильяни, Уорхола, Поллока или Баскии на авансцену вышли прятавшиеся ранее в их тени художники условного «второго ряда». В сегменте импрессионистов и модернистов рекорды установили работы Поля Синьяка, Пьера Боннара, Гюстава Кайботта. В сегменте послевоенного искусства всех удивила продажа за $88,8 млн работы Роберта Раушенберга «Баффало — II». И конечно, нельзя не упомянуть новый абсолютный рекорд у ныне живущих художников — $91 млн за стального «Кролика» Джеффа Кунса.

Искусство ряда актуальных авторов вроде Кунса или Дойга становится новой классикой, цены на их работы сопоставимы с расценками на старых добрых модернистов. Работ же модернистов все меньше на открытых торгах (оборот работ этого периода сократился на 22 %). Тем не менее это все еще самый большой аукционный сегмент, доля которого в глобальном обороте составляет 43 %. На втором месте стоит послевоенное искусство с долей 24 %, а на третьем — контемпорари-арт, отвечающий за 15 % глобального оборота. Завершают список художники XIX века (10 %) и старые мастера (8 %).

Самую большую выручку в первой половине 2019 года принесли работы Клода Моне. Из примерно трех десятков его работ, попавших на торги, было продано 85 % на общую сумму $251 млн (включая $110,7 млн за «Стога»). По аукционному обороту в прошедшем полугодии классик импрессионизма обошел даже Пабло Пикассо (2-е место, $243 млн). На 3-м месте по обороту китайский художник Чжао Уцзи ($155,8 млн).

Одной из наиболее динамично развивающихся мировых площадок по продаже искусства стал в минувшем полугодии Гонконг. В то время как аукционные обороты Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Милана сокращались, оборот аукционов Гонконга, напротив, вырос на 4 % и составил около $700 млн. Доля Гонконга в общекитайском арт-рынке достигла 40 %. Общий рост во многом был обеспечен феноменальным спросом на современное искусство: оборот этой аукционной категории вырос в Гонконге на 56 %. И речь не только о китайских художниках. Покупают в Гонконге авторов со всего мира. Именно здесь были установлены новые персональные рекорды американца KAWS ($14,48 млн), японки Яёи Кусамы ($7,95 млн) и американской художницы эфиопского происхождения Джули Мерету ($5,63 млн).

Источники: artprice.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх