Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI
ARTinvestment.RU   23 мая 2019

Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце

А вначале несколько уточнений для тех, кто читает аукционные прогнозы AI в первый раз. Приведенные ниже оценки AI — это не угадывание, а ориентир для прагматичных людей. Наши прогнозы — это, можно сказать, видение адекватной рыночной цены для конкретного предмета в сегодняшней ситуации. Над каждой нашей цифрой думал не один разбирающийся человек. Но надо понимать, что любая логика работает лишь до определенного момента. Если кому-то вдруг приспичит купить за 100 000 долларов нечто, что стоит реально 10 000 долларов, то тут уж ничего предвидеть невозможно. А на аукционах такое бывает. Люди имеют полное право тратить свои деньги так, как захотят. Тем более что в искусстве заметно переплатить за хорошую вещь не велик грех. Бывает всякое. Но обычно если дорого покупаешь шедевр, то за несколько лет (не за 5, так за 15) он «отвисится», «переварит» допущенную переплату и все равно однажды станет дороже. Повторю, это если речь идет о шедевре.

Christie’s. Russian Art. 3 июня 2019 года

Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН Натюрморт с сиренью. 1928
Холст, масло. 80 × 65,4
Оценка аукциона: $1 300 000–2 000 000
Прогноз AI: $4 500 000

Комментарий: Эта вещь зацепила не всех знатоков, но работа узнаваемая, яркая, написанная с любовью и, по-моему, довольно личная. На столе любимая скатерть, конверты (историки искусства предполагают, что это переписка с матерью), а также номер журнала L’Art Vivant с важным программным интервью художника. Радость и печаль, круг жизни — по сути, это vanitas, только вместо черепа в центре стакан с веткой сирени. Работ Петрова-Водкина столь высокого класса ни разу прежде не появлялось на аукционных торгах. Чувствую, скоро нам предстоит снова переписывать рейтинг самых дорогих произведений русских художников. Прежний рекордный Петров-Водкин — «Натюрморт. Яблоки и яйца» — был продан в 2012 году за $3 636 400. Но нынешний в три раза больше и раз в пять лучше. Эстимейт «Натюрморта с сиренью» (от $1 300 000) написан явно лишь для того, чтобы у серьезных коллекционеров разыгрался аппетит. Думаю, в ходе торгов цена превысит $4 000 000. Натюрморт 1928 года имеет понятное происхождение, внушительную выставочную историю (был даже на Венецианской биеннале 1932 года) и много раз воспроизводился в каталогах и искусствоведческих публикациях. Да, и еще у этого натюрморта образцовая с точки зрения рыночных перспектив цветовая гамма. Ведь синий и красный, согласно недавним исследованиям, делают картины дороже

Иван ШИШКИН Сиверская. 1896
Холст, масло. 60,2 × 50,1
Оценка Christie’s: $260 000–390 000
Прогноз AI: $300 000

Комментарий: «Сиверская» (так называется дачное место в 70 км от Петербурга) — образцовая законченная работа, с тщательно выписанной периферией. Вещь не просто характерная, а именно такая, какие любят у Шишкина коллекционеры. Размер небольшой, но вполне комфортный, 50 × 60. И подписан пейзаж не инициалами, а полной фамилией. Что можно сказать об эстимейте? $260 000–390 000 — это уже не так заманчиво, как у Петрова-Водкина. Дороговато. Думаю, что в итоге получится где-то посередине, в районе $300 000. По крайней мере в Москве «Сиверская» стоила бы примерно так.

Борис ГРИГОРЬЕВ Ле Пулиген. 1923
Холст, масло. 81,5 × 64,3
Оценка Christie’s: $450 000–710 000
Прогноз AI: $900 000

Комментарий: Ле Пулиген из названия портрета Григорьева — это прибрежный городок во французской Бретани, где любил отдыхать и работать русский художник. На картине изображена жена местного рыбака с младенцем на одной руке и с игрушкой-мобилем в другой. На женщине традиционный головной убор, часть народного костюма бретонок. Все в этой работе пронизано духом старины, средневековья и бережного отношения к традициям, которое так нравилось Григорьеву в рыбацких городках Бретани. У картины интересный провенанс. Точнее, гипотеза в отношении ее бытования, которую предстоит доказать новым владельцам. В сохранившихся записях Григорьева историки искусства нашли косвенные свидетельства, что «Ле Пулиген» вместе с еще одной картиной бретонского цикла были приобретены в коллекцию Чарльзом Мериллом, тем самым основателем инвестиционного банка, который сейчас носит имя Meryll Lynch. Christie’s ориентирует покупателей портрета на $450 000–710 000. Менее приятные портреты бретонского цикла примерно так раньше и продавались. Но, учитывая особые художественные достоинства картины и возможное подтверждение истории с легендарным банкиром, предположу, что дойдет до $900 000. Еще вспоминается, что в «жирном» 2007 году григорьевская картина «Марсельская проститутка» такого же размера была продана за $1 308 500. Да простит меня бретонская рыбачка за подобное сравнение.

Иван КУЛИКОВ Крестьянские девушки. 1913
Холст, масло. 125,7 × 90,5
Оценка Christie’s: $77 000–103 000
Прогноз AI: $80 000

Комментарий: Талантливый ученик Ильи Репина сам не принадлежит к числу первых имен русской классики. Но уж больно мила эта, конкретная вещь. В 2010 году именно она (правда, в тот раз «Крестьянские девушки» назывались «Полевые цветы») установила ценовой рекорд для творчества Ивана Куликова на «Доротеуме» — почти $180 000. В этот раз эстимейт в 2–3 раза скромнее: $77 000–103 000. В общем и правильно. Работа большая, метр с четвертью в высоту. Очевиден академический уровень. И чувствуется, что над картиной работал большой знаток древнерусского и народного костюма. Картина безусловно будет радовать глаз. Вот только будущему владельцу всякий раз придется отвечать на вопросы, кто такой Куликов и каково его место в истории искусства. Это не так уж и плохо. Даже интересно. Тем не менее чудесного превышения эстимейта я не ожидаю. Прогноз: $80 000.

Дмитрий КРАСНОПЕВЦЕВ Натюрморт. 1983
Оргалит, масло. 66 × 54
Оценка Christie’s: $45 000–52 000
Прогноз AI: $45 000

Комментарий: Сама работа просто отборная: ценный период, магистральная тема метафизического натюрморта, удобный размер (66 × 54). Но больше всего мне понравилось аукционное описание этой вещи: две ссылки на страницы двух каталогов Александра Ушакова (в мягкой обложке и в трехтомнике), где опубликована эта работа. Все так и есть. И в данном случае это идеальное описание: фактическое, достаточное, снимающее основные вопросы для подготовленного покупателя, «броня». Без этого все остальное лишь «поэзия», означающая, что обязательно придется проводить дополнительную исследовательскую работу по подтверждению подлинности. Другой вопрос — цена. По текущему московскому рынку оценка Christie’s великовата. В России работа подобного класса стоила бы тысяч на пятнадцать дешевле. Словом, эстимейт на пределе. Впрочем в том, что все равно купят, я почти не сомневаюсь. На главных аукционах мира мотивация покупателей во многом основана не на прагматизме и экономии, а на доверии к месту и комфорте сделки. Тут комфорт на высшем уровне. Поэтому удивляться тому, что в Лондоне наших художников часто покупают сильно дороже, чем в Москве, давно уж не приходится. И с поправкой на этот фактор мой прогноз все-таки $45 000, а не not sold.

Константин КОРОВИН Гран Бульвар, Ришельё — Друо. 1935
Холст, масло. 32,7 × 40,8
Оценка Christie’s: $26 000–39 000
Прогноз AI: $28 000

Комментарий: Русский импрессионист Константин Коровин справедливо считается одним из самых подделываемых русских парижан. Поэтому покупать такие вещи спокойнее именно в таких престижных местах, заслуживающих доверия. А тут еще и цена правильная. «Гран Бульвар, Ришельё — Друо» (это станции метро, пересадочный узел в Париже) оценена специалистами Christie’s в диапазоне $26 000–39 000. Да, размер маловат: 32,7 × 40,8. Но такие вещи примерно так и стоят, $25 000–30 000. Так что мой прогноз: ближе к нижней границе эстимейта — например, $28 000.

Дмитрий Плавинский. Композиция с бычьей шкурой. 1989
Холст, смешанная техника. 80,6 × 120
Оценка Christie’s: $26 000–32 000
Прогноз AI: $50 000

Комментарий: «Композиция с бычьей шкурой» известного шестидесятника Дмитрия Плавинского — крупная (больше метра) эффектная работа. Холст немало попутешествовал по Америке, не раз экспонировался, воспроизведен в каталоге выставки Silent Screams from the Russian Underground («Беззвучный крик русского подполья») 1995 года. Жаль только, что в России давно не было большой выставки Плавинского. Заждались. А сама работа отменная, на открытом рынке картину с такой темой и такого качества встретить не так уж просто. Музейный уровень. И оценка вполне привлекательная. Думаю, что эстимейт будет превышен вдвое и цена достигнет $50 000.

Оскар РАБИН «Скорая» в Прилуках. 1967
Холст, масло. 89,9 × 109,5
Оценка Christie’s: $25 000–40 000
Прогноз AI: $30 000–35 000

Комментарий: Метровый Рабин, самого ценного, доэмиграционного периода, 1967 год. Разве не здорово? В России за $25 000 такого с руками оторвали бы. Да и до отметки $30 000 покупателю идти вполне разумно. Это если держать в голове ситуацию на сегодняшнем рынке. А с точки зрения ценности для коллекции, да и на будущее, можно позволить заплатить и больше. Мой прогноз: $30 000–35 000. Оскар Рабин — один из самых важных и востребованных художников послевоенного неофициального искусства, лидер «лианозовской группы» единомышленников, костяк которой составляли Кропивницкие, Владимир Немухин, Николай Вечтомов и другие. Оскар Рабин был организатором и активным участником разогнанной выставки в Беляево в 1974 году, вошедшей в историю как «бульдозерная выставка». Одной из ярких участниц «бульдозеров», которая в ответственный момент вернула присутствие духа другим художникам, была «лианозовка» Надежда Эльская — соратница Рабина. Она рано умерла, в 31 год, работ осталось немного. И одна из картин, написанная за год до смерти, тоже будет продаваться сейчас на Christie’s. И продана она, скорее всего, не будет. Сюжет — «Москва 1977» — сувенирный. А просят за нее $25 000–40 000. Понятно, что это уже бюджет для лучших работ нонконформистов первого ряда, того же Рабина. Да, я помню, как за Эльскую давали под сто тысяч долларов около 10 лет назад. Но сегодня и на эту конкретную работу мой прогноз — not sold.

Константин СОМОВ Сумерки. Вечерний пейзаж с кустом сирени справа. 1921
Холст, масло. 18 × 26,2
Оценка Christie’s: $15 000–23 000
Прогноз AI: $80 000

Комментарий: «Сумерки. Вечерний пейзаж с кустом сирени справа» не акварель, а маленькое масло, 18 × 26,2. Декоративная интерьерная вещь, без людей, без сюжета, но при этом безошибочно узнаваемая. На пике рынка, году так в 2007-м, масла Сомова со стороной 50–70 см были способны стоить $2 000 000–5 000 000. Рекорд и вовсе был установлен на отметке $7 332 000 в 2007 году и, кстати, именно на Christie’s. Так что многим покажется странным, что за картину, пусть в 4–5 раз меньше, просят не сотни тысяч долларов, а всего $15 000–23 000. Что изменилось для Сомова за эти годы? Ничего плохого точно не случилось. Даже наоборот. После расшифровки и публикации дневников Константина Андреевича его жизнь и творчество заинтересовали еще больший круг ценителей искусства. Другое дело, что за 10 лет радикально изменилась экономическая ситуация, что не вполне было учтено владельцами работ и аукционерами. В результате довольно много произведений (преимущественно графических) оказались переоцененными, что негативно отразилось на статистике продаж. Многие вещи оставались непроданными. Но конечно, $15 000–23 000 для пусть и маленькой, но живописи Сомова — парадоксальная цена. Это в несколько раз ниже рынка. Остается только гадать, что за этим стоит. Так, в прошлом году в Лондоне выставлялся Сомов почти такого же размера и близкий по году создания с нижним эстимейтом в районе $50 000. И вещь осталась непроданной. Могу допустить, что, видя чужой опыт, Christie’s не стал испытывать судьбу и «уполовинил» эстимейт для своего лота. Впрочем, думаю, в этот раз будет все удачнее и пейзаж с сиренью уйдет за $80 000 или того больше.

Александр ГЕРАСИМОВ Вид на Москву. Возле Моссовета. 1947
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 50,8 × 64,2
Оценка Christie’s: $90 000–115 000
Прогноз AI: $170 000

Комментарий: Александр Герасимов — сталинский академик, четырежды лауреат Сталинских премий и первый президент Академии художеств СССР. Работа выглядит как импрессионистическая живопись, но на самом деле это графика — гуашь, акварель, карандаш. В 1947 году Герасимов нарисовал цикл городских пейзажей с историческими зданиями в честь 800-летия Москвы. «Улица Горького» из этой серии в 2014 году ушла с торгов на Sotheby’s за $165 000. И нынешний рисунок не должен быть дешевле. Догадываетесь почему? Да это же Тверская, 13 — дом Голицына, некогда резиденция московского генерал-губернатора, а теперь здание Мэрии Москвы. Предположу, что за такую символичную локацию (перспективную и для подарка тоже) развернется нешуточная борьба. Прогноз: $170 000.

Что можно сказать о каталоге Christie’s в целом? Главные деньги и главную славу на Christie’s соберут считаные шедевры. Через две недели все разговоры только и будут, что о Петрове-Водкине. Может, еще о Герасимове. Работ ценового диапазона, условно говоря, $100 000 + на русских торгах Christie’s совсем немного, лишь 11. Учитывая, что некоторые помещены в этот класс авансом, с большой натяжкой, то остается топовые вещи по пальцам пересчитать. Зато коллекционерам будет где разгуляться с бюджетом $40 000 плюс-минус. Пусть за эти деньги доступны произведения преимущественно художников не первого ряда, но среди них работы хорошего и очень хорошего уровня. Например, в $38 000–64 000 оценен метровый зимний пейзаж Ивана Шульце, а в $26 000–32 000 аукцион оценил большого «Богатыря» Константина Вещилова. Из первого ряда за такие деньги можно попытаться купить небольшие «Подсолнухи» Бориса Григорьева (эстимейт тоже $26 000–32 000). Прогноз по ним: в пределах эстимейта, ближе к нижней границе. И если получится купить за такие деньги, то эти работы даже сохранят потенциал для дальнейшей относительно быстрой перепродажи. Посмотрим.

Sotheby’s. Russian Pictures. 4 июня 2019 года

Михаил ЛАРИОНОВ Натюрморт. Предположительно 1911
Холст, масло. 102 × 100
Оценка Sotheby’s: $1 270 000–1 905 000
Прогноз AI: $5 000 000

Комментарий: Как и в случае с Christie’s, топ-лот Sotheby’s не вызвал единодушного восторга у людей разбирающихся. Но мне понравился. Думаю, после 4 июня 2019 года нам снова придется переписывать рейтинг самых дорогих русских художников. Накануне — из-за Петрова-Водкина. А на следующий день — из-за этого Ларионова. Вообще, у русского арт-рынка странное чувство юмора. Один из главных новаторов нашего искусства, художник русского авангарда, изобретатель лучизма и большой разрушитель устоев, Ларионов до сих пор не был представлен даже в двадцатке самых дорогих русских авторов. Единственное объяснение: на мировых торгах просто пока не появлялось работ высокого класса. Может быть, лишь однажды, 12 лет назад, когда «Натюрморт с кувшином и иконой» был продан на Sotheby’s за $4 464 000. И вот теперь метровый фовистский Ларионов — ценнейшего русского доэмиграционного периода (скорее всего, 1911 года) с безупречным провенансом, с сертификатом подлинности от Александры Томилиной-Ларионовой — выставляется с верхним эстимейтом $1 905 000. Sotheby’s осторожничает. Мой прогноз: $5 000 000. Хотя коллеги считают, что, по уму, не больше $2 000 000. Этого в любом случае не хватит, чтобы войти в первую десятку русского искусства («входной билет» в нее стоит больше 10 миллионов), но результат уже под стать. По чести, такой должен стоить даже больше, да времена не те.

Иван ШИШКИН Сосна. 1895
Картон, масло. 60,5 × 34,5
Оценка Sotheby’s: $63 500–88 900
Прогноз AI: $230 000–250 000

Комментарий: Картон «Сосна» Ивана Шишкина был в числе немногих русских работ, которые Sotheby’s привез на предаукционный показ в Москву. На фото в электронном каталоге он выглядит ярче, чем в жизни. Но и живьем этот пейзаж очень хорош. Лаконичный, яркий, завершенный, детальный, многодельный. Шишкин в Москве не редкость. Вот только что в Манеже, на салоне RA&AF, продавали штук десять его картин, порой очень неплохих в районе $200 000 плюс минус. Но этот пейзаж, на мой вкус, лучше всех. И Sotheby’s, конечно, жеманничает оценкой в $63 500–88 900. Реальный прогноз ухода в два-три раза выше. Где-нибудь $230 000. А то и $250 000. По площади «Сосна» меньше (не намного, но меньше), чем картина «Сиверская» на Christie’s, которая будет продаваться днем ранее. Но, выбирая между ними двумя, я бы предпочел скорее вариант Sotheby’s

Иван АЙВАЗОВСКИЙ Прибрежная часовня лунной ночью. 1851
Холст, масло. 58 × 72
Оценка Sotheby’s: $190 500–254 000
Прогноз AI: $300 000–320 000

Комментарий: Когда говорят, что на Sotheby’s стоит очередь из желающих продать Айвазовских, — это не метафора. Русский маринист все последние годы представлен на торгах, как говорится, в ассортименте, на любой вкус и кошелек. Есть и дорогой под миллион долларов, и средний, и подешевле. Но это как раз тот случай, когда подешевле не значит хуже, а как раз наоборот. Мне больше всего понравился ночной Айвазовский «Прибрежная часовня лунной ночью» 1851 года, 58 × 72. Шикарная вещь. Атмосферная, умиротворяющая, без драматических сюжетных осложнений. Sotheby’s просит за нее $190 500–254 000. И продадут, думаю, за $300 000–320 000. Что будет вполне оправданно.

Василий ПОЛЕНОВ Река Оять. 1893
Холст, масло. 46 × 92
Оценка Sotheby’s: $571 500–812 800
Прогноз AI: $600 000

Комментарий: Это повторная продажа. Картину «Река Оять» купили как раз на Sotheby’s 11 лет назад, в 2008-м. И тогда за нее заплатили $1 385 000. Сейчас эстимейт установлен в 2–3 раза ниже, сами знаете почему. И даже это высоковато. Работа между тем замечательная: метровый размер, любимый вдохновенный сюжет, высокий уровень живописи. Виды на Оять — это воспоминания из детства, на реке стояла усадьба родителей Поленова Имоченцы, где он провел счастливые годы. Известно несколько авторских вариантов этой композиции. Самый большой холст находится в Краснодарском краевом музее имени Ф. А. Коваленко, а еще несколько — в Музее-заповеднике Василия Поленова в Тульской области. Если исходить из рыночной ситуации, то Поленов не ахти какой дефицит на рынке. На каждом антикварном салоне или ярмарке можно встретить крепкие вещи. Обычно чуть поменьше и в диапазоне до $300 000. В пользу сотбисовской работы говорит исключительное качество, размер и известный музейный сюжет. С учетом этого я бы ожидал уход в районе начального эстимейта $600 000. Но в Москве Поленов такого класса стоил бы около $450 000.

Константин МАКОВСКИЙ Боярыня
Холст, масло. 68 × 56
Оценка Sotheby’s: $102 000–152 000
Прогноз AI: $300 000

Полгода назад роскошная двухметровая жанровая «Игра в жмурки» Константина Маковского установила абсолютный аукционный рекорд для творчества художника — $5 459 575. Тоже на Sotheby’s, кстати. «Боярыне», напротив, хоромы не нужны. У нее удобный размер (68 × 56) и самая востребованная у коллекционеров тема — женский портрет в роскошном историческом костюме, расшитом жемчугами. Заоблачного превышения эстимейта я ожидаю, но раза в два — запросто. Прогноз: $300 000.

Георгий НИССКИЙ Аэродром. 1965 (?)
Холст, масло. 45 × 100,5
Оценка Sotheby’s: $76 200–101 600
Прогноз AI: $500 000

Комментарий: «Аэродром» Нисского входит в число трех лучших работ за всю аукционную историю произведений художника. В этом холсте есть всё, за что любят и ценят Нисского. И размер хорош, метр по горизонтали. Пять лет назад того же класса, но в полтора раза большая картина «Над снегами» была продана почти за 3 миллиона долларов, а позже «В пути» — почти за миллион. Впрочем то был особый момент, когда покупателю Нисские музейного класса были нужны любой ценой. Сейчас такой острой ситуации нет, поэтому вряд ли можно ожидать, что счет пойдет на миллиона. Тем не менее вполне вероятно многократное превышение эстимейта и движение к отметке $500 000.

Владимир ВЕЙСБЕРГ Натюрморт с танагрской статуэткой. 1976
Холст, масло. 53 × 60
Оценка Sotheby’s: $38 100–63 500
Прогноз AI: $65 000

Комментарий: У Вейсберга в России есть сложившийся круг коллекционеров, которые действуют решительно и заразительно. Они с удовольствием делятся с публикой информацией о своих приобретениях, проводят выставки. И не ради хвастовства. Художником занимаются. А это всегда большой плюс. В результате рынок картин шестидесятника Владимира Вейсберга — «русского Моранди» — ликвидный, бойкий и не очень волатильный. «Натюрморт с танагрской статуэткой» — это работа инвестиционного класса: небольшой (53 × 60), ценного периода (1976 год), на магистральную тему (белое на белом). В 2008 году она уже продавалась на Sotheby’s и ушла за $144 500. То был пик. Сейчас среднерыночный уровень цен на живопись Вейсберга такого уровня и размера — это $50 000 плюс-минус. На предстоящих торгах Sotheby’s будет скорее «плюс», посему прогноз — $65 000.

Михаил ШВАРЦМАН Вино изумления. 1977
Доска, темпера, смешанная техника. 132 × 102
Оценка Sotheby’s: $63 500–88 900
Прогноз AI: $135 000

Комментарий: «Вино изумления» Михаила Шварцмана, каким бы штампом это ни звучало, — это лучшая иература в истории аукционных торгов. «Ярое око», проданное в 2007 году за $347 000, вынесем за скобки: там другой сюжет и «коллекция Костаки» в анамнезе. А «Вино изумления» именно абстракция-иература, бордовой гаммы, яркая (что редкость), метр тридцать по вертикали — эффектная вещь. Еще раз повторю: лучшая из всех, что были на аукционах. Это плюс. Минус же в том, что Шварцман — нелюдимый одиночка при жизни, почти не продававший своих работ, — сегодня так и остается художником для посвященных. Его имя по-прежнему не настолько известно, как имена Рабина, Зверева, Яковлева. Впрочем для разбирающихся людей его иературы являются одними из самых желанных и важных работ для высококлассного собрания шестидесятников. Произведения Шварцмана редко появляются на аукционах, один-два раза в год. Год назад у Sotheby’s случилась осечка: доска такого же размера с нижним эстимейтом в $67 000 не нашла своего покупателя. Но та работа сильно уступала нынешней, не была такой яркой и эффектной. Поэтому, несмотря на прошлую неудачу, в этот раз я ожидаю превышения эстимейта раза в полтора — до $135 000.

На этом пока всё. На следующий день после Sotheby’s, 5 июня 2019 года, свои торги The Russian Sale проведет Bonhams. Там, правда, по части шедевров не разгуляться, но интересные вещи есть — например, для тех, кто сам хорошо разбирается в шестидесятниках. Ключевое слово здесь — разбирается. В частности, будет двухметровый холст Олега Целкова ($70 000–83 000). Впрочем куда интереснее другая работа Целкова — череп со свечами 1967 года с посвящением «Жене Евтушенко». Он небольшой, оценен в $38 000–64 000. Но вот за такой стоит немного побороться. Где-нибудь до $50 000. Будет на Bonhams живопись и графика Эрнста Неизвестного. Почти двухметровый акрил на холсте с нижним эстимейтом $13 000 можно рассмотреть. Есть в каталоге портрет Владимира Пятницкого кисти Анатолия Зверева ($10 000–13 000) и хороший холст самого Владимира Пятницкого за $13 000–15 000. Могу предположить, что для русских, покупающих в Лондоне, пятнадцать тысяч долларов — это еще зона эмоциональных покупок. Когда покупают просто потому, что нравится, без оглядки на деньги. Но, глядя на эстимейты, я бы не сказал, что как-то дешево. А ведь Bonhams раньше славился заманчивыми стартовыми ценами. Опытные люди умудрялись покупать там некоторые вещи очень выгодно. Но в этот раз (да и в прошлый тоже) ничего супервыгодного на глаза мне не попалось. А зачастую даже наоборот.

Напоследок про обещанное хорошее предчувствие. Да, думаю, в этот раз торги завершатся на высокой ноте: с высокой активностью, с рекордами, всяко лучше, чем в прошлый раз. Есть тому некоторые косвенные предпосылки. То, что в экономике России улучшений не видно, а большей части населения становится все тяжелее, вовсе не означает, что у «хайнетов» и «ультрахайнетов» тоже все плохо и растет чувство тревоги, вслед за чем драматически меняется структура престижного потребления. С точностью до наоборот. Да, рынок шедевров не сразу растет по следам пришедших шальных денег. И уж подавно не коррелирует с экономикой обычных домохозяйств. Но позитивный фон имеет значение. А фон сегодня — это высокая нефть, переключение конфликтного фокуса с России на Китай, ну и худо-бедно начало какого-то диалога с «заокеанскими партнерами». Недавно говорил с финансистами, старался понять их настроения — нормальные, как оказалось, никто не опасается больших потрясений. Типа жестких санкций не ожидаем, а к мягким научились быстро адаптироваться. Были ли они искренни? Мне показалось, что да. То есть в то, что нам могут врубить запрет на покупку нефти, действительно никто не верит. А раз финансисты и банкиры держатся бодряком, то и клиентов их подотпустит, многие встретят лето в хорошем настроении, и чего уж тогда не прикупить искусства в июне?  

Да и правильно. Тем более когда аукционы ставят такие привлекательные эстимейты.

Времени до торгов осталось еще две недели. И если кого интересуют прогнозы AI по другим работам, то задавайте вопросы на нашем форуме в специальной теме «Русские торги 3–5 июня 2019. Мнения и прогнозы». Постараемся успеть ответить, по мере сил.

Продавцам и покупателями — удачи! Зрителям — интересного шоу!

Любите искусство, начинайте в нем разбираться и покупайте!



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх