Art Investment

Художники и цены

«Куплено за» — «продано за». Примеры удачных и неудачных инвестиций в искусство в 2018-м

Конкретные примеры повторных продаж — это очень показательная иллюстрация самой природы инвестиций в искусство. Мы даже посвятили этому жанру отдельный бесплатный рейтинг «Доходность инвестиций в произведения русских художников». История чужих побед и разочарований, конечно, чему-то учит. Но еще в большей степени она полезна тем, что определенно настраивает новых инвесторов и потенциальных коллекционеров на философский лад. Можно выбрать вещь грамотно, как по учебнику, но все равно остаться в минусе. А бывает наоборот: кто-то приобретает работу довольно среднюю и быстро получает с нее «копеечку».

Полная версия рейтинга повторных продаж за прошедшие 12 месяцев доступна здесь. А в этом обзоре опубликованы лишь фото аукционных лотов и цифры избранных сделок с русским искусством 2018 года — самые показательные из тех, что удалось обнаружить редакторам нашей базы аукционных результатов. Ранжировать их можно как в процентах годовых, так и по среднему ежегодному номинальному доходу в пересчете на доллары. Мне больше нравится второй вариант. Он более показателен. Ибо что проку в формальных 70–100–270 % годовых, когда в реальных деньгах это 70 или 300 долларов в год? Для тех, кому хочется процентов, скажу лишь, что нормальной доходностью работ из верхней, «зеленой» части рейтинга были 15–30 % годовых. Да, среди дорогих работ тоже случалось и 178 %, и даже 242 %, но это зигзаги какой-то фантастической удачи, полагаться на которые всерьез не нужно.

Доходность в рейтинге рассчитывается с большими допущениями. Она, например, считается по простому проценту, не учитывает инфляцию и, что еще важнее, не учитывает комиссии, которые взимают аукционы. Нужно понимать, что на практике при продаже инвесторы получают на руки примерно на 20–25 % меньше, чем указано. Впрочем на общие выводы это не влияет.

Итак, вот некоторые примеры повторных продаж, которые мне представляются показательными и в чем-то поучительными.

Комментарий: Маленькая картина, размером примерно с лист A4, была куплена на торгах в Швеции, а всего через полтора года выставлена на самый дорогой аукцион мира. Результат: перепродана почти в 4 раза дороже.

Комментарий: Портрет Шарло не шедевр. И тем не менее инвестора порадовал изрядно. Картину купили 15 лет назад, в самом начале бума на творчество Хаима Сутина. Вложенные 255 тысяч долларов исправно приносили владельцу картины почти по 30 % годовых. Стратегию он использовал незамысловатую, но эффективную: купи на Sotheby’s — не суетись, потерпи несколько лет — отнеси на Christie's — перепродай дороже.

Комментарий: Снова отнесли с Sotheby’s на Christie's. И даже выжидать особо долго не пришлось. Среднегодовая доходность инвестиции превысила 22 %, или, что понятнее, почти 70 000 долларов в год. Вложения при этом были не многомиллионные. Надо отдать должное визионерству инвесторов. Работа очень хорошая, а интерес к творчеству Цадкина сейчас снова растет.

Комментарий: Вдохновенный портрет был куплен за 10 лет до того, как начался бум на Фешина, задолго до истории с «Маленьким ковбоем». Тем, который в 2010 году ушел с торгов за 10 миллионов долларов с 10-кратным превышением эстимейта. Не удивительно, что она с тех пор «Девушка» сильно прибавила в цене. Но почти 40 % в год сложно назвать тривиальным случаем. А схема та же: отнести с Christie's на Sotheby’s.

Комментарий: Казалось бы, «скромные» 10,7 % годовых на самом деле в деньгах означали вполне ощутимые 27 тысяч долларов ежегодно в течение 9 лет. Картина Нестерова пусть не шедевр, но вещь вполне крепкая, и сюжет неплох, и размер оптимальный. Риски были. Но в итоге хлопот инвестору она доставила не много. Sotheby’s помог в свое время купить, а потом и продать по цене вдвое выше.

Комментарий: Пример внушительной доходности при небольших первоначальных вложениях. Всего 7,5 тысяч долларов инвестиций менее чем за 6 лет превратились в 43 тысячи. Исключительно удачный вариант, мечта инвесторов со средним бюджетом. Но цена этой доходности — высокий риск. Покупать на небольших американских аукционах — это прерогатива людей, сильно разбирающихся в теме и уверенных в подлинности. Начинающих коллекционеров там подстерегает масса опасностей — в первую очередь подделки и сложности с возвратом на грани невозможного. Но тут все закончилось хорошо. Перепродажа на Christie’s сняла многие возможные вопросы.

Кроме Челищева, по приведенным примерам может создаться впечатление, что «входной билет» на рынок искусства стоит сотни тысяч долларов. В высшую лигу — да. На шедеврах, на действительно дорогих вещах результат выглядит заманчивее и внушительнее. Например, лидер рейтинга доходности 2018 года – «Стоящая обнаженная» Николая де Сталя, о которой я неоднократно писал, — приносила своему владельцу по $1 209 173 в год при первоначальных инвестициях в размере шести миллионов долларов. Цифры астрономические. Но если вы посмотрите дальше по таблице, то обнаружите массу примеров, когда люди покупали за 300 долларов, а перепродавали за 1 500. Или покупали за 1 000, а через несколько лет продавали за 3 000 или даже за 10 000 долларов. И это только аукционные продажи, которые попали в поле нашего зрения. В реальности же, на галерейном рынке и в сегменте частных сделок, подобных примеров во много раз больше. Как и примеров обратных — с потерями, внизу рейтинга. И их тоже полезно рассмотреть.

Комментарий: Случай странный. В первый раз эта вещь была продана на Christie’s в 2008 году за $385 000, через пять лет еще дороже на Shapiro — $480 000. Потом неудача на Bonhams в 2014 году. И выручать владельца пришлось снова Shapiro. К сожалению, в 2018 году пейзаж стоил уже других денег. Почему? Версий может быть много. В 2013 году была отозвана лицензия у «Мастер-банка». Его владелец Борис Булочник был членом правления Международного центра Рерихов, спонсором и одним из крупнейших покупателей работ художника. После краха банка он скрылся за рубежом. По совпадению или нет, но рынок Рериха сразу залихорадило. Ценовой индекс его живописи, который был на пике в 2013 году, рухнул вниз. Сейчас цены снова растут, но процесс не быстрый. Думаю, с «Ладогой» сработало все сразу и вместе: вещь была куплена с переплатой (это все-таки этюд), а потом картина дополнительно попала в цикл неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Так тоже бывает.

Комментарий: Казалось бы, что не так с этим Клодтом? Большая работа, участница выставок Товарищества передвижников, интересный провенанс, публикации, продажи только на первоклассных аукционах Sotheby's. И тут на тебе. Картина подешевела почти в два раза. За 10 лет владения примерно по $30 000 убытков ежегодно. И даже больше, если вычесть комиссию аукционного дома. Объяснения? Да просто жизнь сильно изменилась. В 2008 году, когда покупали картину, на рынке русского искусства был ценовой пик. Он прошел и вряд ли повторится. Но тогда кто мог знать, как все обернется? Заплаченные на волне русского бума $485 000 за картину Клодта — это абсолютный ценовой рекорд для творчества художника. Другие его произведения и близко к этой цифре не подступались. Так что снова одно и то же: хорошая картина была куплена с переплатой и не вовремя (как мы теперь понимаем). Таких случаев пруд пруди. И двести с лишним тысяч долларов, которые владелец Клодта выручил сейчас за свою вещь, — это далеко не самый плохой сценарий.

Вообще, если снова посмотреть на нижнюю, красную часть рейтинга доходности, то в глаза бросается одна закономерность. Большинство «провалившихся» работ были куплены в 2006–2009 годах. На максимумах, когда русское искусство переживало бум. И по правилам рейтинга все они были проданы в 2018 году, то есть на дне рынка (как мы надеемся). Так что стоит ли удивляться падению долларовых цен раза этак в три. Других примеров куда меньше. Но они тоже есть. Объяснением их неудач может быть не только неправильный выбор, но и слишком короткое время «выдержки» между торгами. Обычно произведению нужно лет пять минимум, чтобы только «переварить» переплату на аукционе в момент покупки. Если инвестор пытается «подсечь» раньше времени, то велик шанс зафиксировать убытки.

Комментарий: Художник русского зарубежья Наум Габо (Певзнер) довольно ликвидный автор, его скульптуры и рисунки регулярно продаются на мировых аукционах первого ряда. «Линейная конструкция номер 2» — одна из самых узнаваемых его скульптур. Почему же она за пять лет подешевела почти в полтора раза? Возможно, ей просто не хватило времени «отвисеться», чтобы набрать вес. Или усилия по продвижению творчества художника за этот период (выставки и пр.) были недостаточно результативными. Или все вместе.

В целом рейтинг доходности повторных продаж 2018 года еще раз подтверждает, что вкладывать деньги в шедевры обычно менее рискованно, чем в проходные вещи. Но расхожая фраза «искусство всегда растет в цене» — это все же сильное преувеличение. Удивительно, как много хороших работ оказалось провальными в инвестиционном плане. При этом среди формальных инвестиционных удач встречаются произведения не просто ниже среднего, но даже вещи с красными индикаторами инвестиционного риска. Бывает всё. Можно говорить о тех или иных вероятностях. Но при этом понимать, что ничего не гарантировано. Ничего не предопределено.

Но все это точно так же не означает, что вокруг сплошное казино, все равно выйдет как фишка ляжет, выигрывают везунчики и мозгами шевелить бесполезно. К счастью, в мире искусства это не так. Разбирающийся человек с развитым критическим сознанием по-прежнему имеет преимущество.

Что еще почитать по теме на AI:
Доходность повторных продаж произведений русского искусства в долларах США;
Доходность повторных продаж произведений русского искусства в годовых процентах.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20190116_best_and_worth_russian_art_investments_2018.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20190116_best_and_worth_russian_art_investments_2018.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».