- Морской пейзаж
- В.Арлашин "Порт Рыбачье" 1965г.
- M.Miller, акварель 1847 года
- В.М.Раткин, "Пора сенокоса", суровый стиль
- Владимир Вольский, "Утро", сельский пейзаж
- Продам работу 19в.
- Николай Александрович Загреков
- Кто такой Б.В.Воробьев?
- П.К.Столяренко, "Манная каша", на оценку
- Натюрморт на атрибуцию и оценку
Итоги 42-го Антикварного Салона, или «Пациент скорее жив, чем мёртв»
ARTinvestment.RU 03 апреля 2017
Субъективные впечатления о центральном мероприятии антикварного рынка: как прошло и к чему все идет
Закончился 42-й Антикварный Салон в ЦДХ, но прежде, чем подводить итоги и делать выводы, давайте вспомним, какие были вопросы перед его открытием:
1. Состоится ли он вообще, а если состоится, то где?
2. Сколько галерей рискнёт принять в нём участие?
3. Придут ли покупатели?
4. Будут ли хоть что-нибудь покупать?
Итак, по порядку. Как мы все с вами хорошо помним, предыдущий, 41-й Салон, был самым плохим в истории ч̶е̶л̶о̶в̶е̶ч̶е̶с̶т̶в̶а̶ Салонов. И большинство участников тогда, в порыве расстроенных чувств, говорили, что всё, баста, больше они сюда ни ногой. Так что Салон в первую очередь мог не состояться именно из-за этого — из-за отсутствия желающих в нем участвовать. Кое-кто так и сделал и действительно пропустил в этот раз, но многие все же рискнули. И не в последнюю очередь из-за гибкого подхода устроителей, которые пошли и на заметные скидки по стоимости, и на выделение дополнительных площадей участникам. С этим справились, но это не всё: наличие участников это полбеды, была и вторая проблема — здание ЦДХ. Долгое время не было ясно, что будет с ним самим. К счастью, и этот вопрос прояснился: всё остаётся по-прежнему до 2020 (а по некоторым слухам, даже до 2022-го) года.
Верим ли мы в это?
Ну, что тут сказать? Пока ЦДХ стоит, а уж до какого года не важно, ситуация настолько шаткая, что тут бы день простоять да ночь продержаться.
Вот и держимся.
Начался Салон, как обычно, традиционным вечерним приемом. Кто-то говорил, что на нем было много народу, кто-то (и я среди них), что не очень, но это тоже не важно, важен факт: приём был и народ на нём тоже. Сейчас и это достижение.
Увы, удача на этом закончилась. В день открытия какие-то посетители еще были, а вот дальше всё — мертвая тишина. Ни в воскресенье, ни тем более в будни, никого. Тут же все вспомнили о всегдашних проблемах: парковке, рекламе и т.д. Мол, в этом корень зла. Но так ли это? Парковка — да, проблема, но если не стремиться припарковаться возле самой лестницы ЦДХ, а удовлетвориться шаговой доступностью, то поставить машину есть где, и не так далеко. Да, пройтись через парк Музеона, ну так и что? Не самая неприятная прогулка. Следующая претензия к рекламе. Да, реклама вечная проблема и то, что Салон проходит, известно очень немногим. Но вот вопрос: а многим ли надо?
В этом месте позволю себе маленькое отступление.
Почему мы все время ждем, что на Салон должны ломиться толпы охочих до антиквариата людей? У нас что, развита культура коллекционирования картин? В любом доме на стенах что-то висит? Тем более антикварное? Совсем нет. Круг людей, кому интересна антикварная живопись, очень маленький, по нашим оценкам, от одной до трёх тысяч человек. Плюс-минус они и ходят.
А откуда же тогда огромные очереди в музеи, — спросят меня. — Кто в них стоит?
Сложный вопрос?
Нет.
Стоят в них люди, и хотят они посмотреть на шедевры.
И вот тут мы переходим к вопросу а много ли шедевров на Салонах вообще и на только что прошедшем в частности?
Нет, не много — единицы. И не шедевры, а просто приличные вещи. Ну и чего тогда ждать от людей? Что им интересно прийти и узнать, сколько стоят средние по качеству картины? А это комфортно сделать? Совсем не комфортно, и мы уже писали не раз, что ходить на Салоне малоприятное занятие. Что на тебя смотрят как на праздного зеваку, и отношение к тебе соответствующее. Что цены называются космические, и в ответ на твоё удивление делают такие лица, что именно их ты и запомнишь очень надолго после посещения Салона, а вовсе не картины.
Кстати, о ценах, буквально пара примеров.
Неплохой Клевер хорошего, метрового размера предлагался по цене $150 000, это ровно в три раза выше рынка, и подтверждение этому — прошедший аукцион «Совкома», где как раз в эти дни аналогичная по качеству и размеру картина ушла без борьбы за $40 000.
Маленькие Айвазовские предлагались по ценам выше $100 000. Хотя Айвазовского такого размера сейчас и на Sothebys-то дороже $50 000 продать нельзя.
Ну и как? Интересно после этого ходить и спрашивать цены?
То-то и оно. И именно в этом основная причина отсутствия большого количества посетителей. Остальные причины тоже никуда не делись (парковки, реклама, цены, падение покупательского спроса, отсутствие веры в завтрашний день), но они не главные. Хотя как не главные… Одна из них — отсутствие веры в завтрашний день — очень серьезная. Пока пишу эту статью, пришла информация о теракте в Питере, вот это оно самое и есть. К выборам 2018-го года плохие события, увы, будут только нарастать. Как справится (а точнее, как будет справляться) с ними власть, никто не знает. Хотя… Что тут неизвестного, будут закручивать оставшиеся гайки, и всего делОв. М-да…
Но вернёмся к Салону. Всё на нем было печально, скучно и предсказуемо, да вдруг пришла суббота. В которую, очевидно, все три тысячи интересующихся и пришли. Со слов очевидцев, были все: и все известные коллекционированием олигархи, и все известные коллекционеры помельче — и как давай покупать! Прям, взяли и купили одного Айвазовского за несколько сотен, а в придачу пару-тройку картин по двадцатке, а еще больше — по десятке тысяч долларов. А уж по полторы, две, три тысячи так и вообще без счёта. И наступило счастье.
Я слегка преувеличил, конечно, но только слегка. Примерно так всё и было. И что, действительно всё покупалось? Нет, не все — например, соцреализм, а заодно с ним суровый стиль (правда, в среднем своём исполнении) интересом не пользовались. А Европа? С Европой чуть лучше, но тоже так себе. Ещё до $5000 что-то покупалось, а вот дороже — нет.
Какие выводы можно сделать?
1. Салон состоялся, и это хорошо.
2. Покупатели были и что-то покупали, и это тоже хорошо.
3. Более того, Салоны будут продолжаться, и это тоже неплохо. Правда, не совсем понятно, точно ли в ЦДХ, но скорее всего там. По крайней мере, план Салонов до 2020 года участникам раздали.
4. Цены — как всегда — чудовищные, но раз они такие есть из года в год и даже по ним что-то покупают, то это тоже хорошо.
5. Рекламы мало, но и фиг с ним, это тоже хорошо: свои и так придут, а чужие нам и не нужны.
Так что со всех сторон всё хорошо.
А если серьёзно?
А если серьёзно, то Салоны давно уже ничего не значат. Они давно уже не являются не то что главным событием года, но и вообще никаким. Проходят для узкого круга, и лучше уже не станут. Попытки сделать что-то альтернативное им тоже проваливаются, а это говорит только о том, что нет массового спроса. Ну, вот как футбол: сколько ты ни плати плохим игрокам и хорошим тренерам, а лучше играть наша сборная не будет. Просто мы не футбольная страна, что тут поделать, и, судя по всему, не очень-то антикварная…
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170403_Salon.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170403_Salon.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
- 15.02.2019 Музей Кабакова на Сретенском бульваре откроют через год Открытие музея-мастерской планируют на 2020 год. Илья и Эмилия Кабаковы передали это помещение в дар Третьяковской галерее
- 14.02.2019 Британская Engineered Arts выпустила робота-художницу, способную держать кисть Скоро в аукционные базы придется заносить имена свежеиспеченных кремниевых творцов. Помните OBVIOUS, чей синтезированный портрет Эдмона де Белами продали на Christie’s за $432 500? Теперь у этого художника есть «подружка» — молодая британская художница Ай-Да
- 06.02.2019 Энди Уорхол съел гамбургер в рекламе на главном футбольном матче США Использование в рекламе фрагмента из фильма 1982 года, в котором Энди Уорхол ест гамбургер из «Бургер Кинга», было неоднозначно воспринято как поклонниками Уорхола, так и фанатами американского футбола
- 04.02.2019 Британский музей включил в свое собрание первую работу Бэнкси Речь идёт о фальшивой 10-фунтовой банкноте, на которой вместо королевы Елизаветы II изображена принцесса Диана
- 04.02.2019 Русские картины стали модным новогодним подарком в Китае Китайский новый год, точнее, Праздник весны отмечается во второе новолуние после 21 декабря. В 2019 году он выпадает на 5 февраля
- 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
- 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
- 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
- 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
- 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
- 11.12.2018 Почему отчисления 5 % — это плохо для художников Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
- 06.12.2018 Как сбылись прогнозы AI по «русским торгам» в ноябре 2018 года Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
- 27.11.2018 Музей «Ростовский кремль» показал разоблаченные подделки русского авангарда Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
- 20.11.2018 Ныне живущие художники: топ продаж Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников — это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
- 16.11.2018 Лондонские «русские торги» в ноябре 2018 года. Прогнозы ARTinvestment.RU 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября — Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября — Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
- 12.02.2019 Охрану выставки Репина в Новой Третьяковке решено усилить Она откроется 16 марта 2019 года. Несколько работ Ильи Ефимовича Репина в Москву, как и Куинджи, привезут из питерского Русского музея. И после прошлых инцидентов меры безопасности на выставке будут повышены
- 08.02.2019 «Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в ГМИИ Уникальная выставка современного британского искусства из собрания галереи Тейт (Лондон) в пройдет в Пушкинском музее с 5 марта по 19 мая
- 07.02.2019 Ксилография из коллекции Русского музея На выставке, которая открывается сегодня в Михайловском замке продлится до 18 марта, представлены гравюры на дереве А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворского и др.
- 06.02.2019 Еврейский музей устраивает «игру с шедеврами» Выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» сопоставит шедевры модернизма и современного искусства — работы К. Малевича, Ф. Бэкона, Р. Лихтенштейна, В. Пивоварова, Н. Гончаровой, А. Джакометти, А. Кифера, Н. Пиросмани и др.
- 04.02.2019 Эрмитаж открыл выставку «Сокровищница» в Амстердаме В центре «Эрмитаж Амстердам» 2 февраля открылась большая выставка, приуроченная к 10-летию существования нидерландского филиала музея. Представлены более 300 экспонатов, охватывающих 20 тысяч лет развития искусства
Топ 32
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Алексей Явленский$18,59 млн
- 7. Валентин Серов$14,51 млн
- 8. Николя де Сталь$12,12 млн
- 9. Николай Рерих$12,09 млн
- 10. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 11. Николай Фешин$10,84 млн
- 12. Тамара де Лемпицка$9,09 млн
- 13. Илья Репин$7,43 млн
- 14. Константин Сомов$7,33 млн
- 15. Илья Машков$7,25 млн
- 16. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 17. Василий Поленов$6,34 млн
- 18. Юрий Анненков$6,27 млн
- 19. Василий Верещагин$6,15 млн
- 20. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 21. Илья Кабаков$5,83 млн
- 22. Александр Яковлев$5,56 млн
- 23. Константин Маковский$5,47 млн
- 24. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 25. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 26. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 27. Александр Родченко$4,5 млн
- 28. Соня Делоне$4,34 млн
- 29. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 30. Вера Рохлина$4,04 млн
- 31. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 32. Борис Григорьев$3,72 млн
- Морской пейзаж
- В.Арлашин "Порт Рыбачье" 1965г.
- M.Miller, акварель 1847 года
- В.М.Раткин, "Пора сенокоса", суровый стиль
- Владимир Вольский, "Утро", сельский пейзаж
- Продам работу 19в.
- Николай Александрович Загреков
- Кто такой Б.В.Воробьев?
- П.К.Столяренко, "Манная каша", на оценку
- Натюрморт на атрибуцию и оценку