Доклад TEFAF-2016: галерейный рынок искусства стал меньше на треть
ARTinvestment.RU   13 марта 2017

Спокойствие! Это лишь результат смены методики подсчета. Предыдущий составитель ежегодных докладов TEFAF Global Art Market Report ушла к конкурентам, работает теперь на ярмарку Art Basel

Вместо Клэр МакЭндрю знаменитый доклад для TEFAF в свой первый раз подготовила профессор финансов Маастрихтского университета Рэйчел Паунолл (Rachel Pownall). Она применила другую методику, в результате чего объем мирового арт-рынка по итогам 2016 года был оценен в $45 млрд. Это почти на треть ниже, чем $63,8 млрд, которые намерила Клэр МакЭндрю по итогам 2015 года. Получился разговор пессимиста с оптимистом. Новый экономист парировала упреки просто: если применить ее новую методику к 2015 году, то получится, что в 2016 году рынок вырос. Но лишь на 1,7 %. Что звучит вполне правдоподобно.

После публикации новых цифр специалисты бросились спорить, почему же получился такой чудовищный разброс в цифрах и оценках. По-моему, ответ довольно очевиден. Сегодня достоверно можно подсчитать только объем открытых аукционных продаж. Это только что сделал Artprice и делает Artnet (данные последнего используются для доклада TEFAF). При этом Artprice оценил аукционный рынок 2016 года в $12,5 млрд, а Artnet в $16,9 млрд. Даже по публичным торгам разброс получается великоват. А дальше — хуже. Где брать информацию о внеаукционных сделках? Новая экономист говорит, что какой-то информацией о своих частных сделках с ней делятся аукционы. Плюс Паунолл берет какую-то информацию о числе участников рынка из Orbis registry (справочник компаний, где есть 5 500 дилеров и галерей). А дальше? А дальше придется прибегнуть к мистике, эзотерике и алхимии. Вдумайтесь, ну как можно достоверно оценить обороты галерей и арт-дилеров. Разработчик доклада рассылает им запросы. Из 7 000 запросов ей отвечают всего лишь 350 дилеров — 5 %. Ее предшественнице Эндрюс отвечало 14 %, и что с того? К тому же что именно там ей отвечают — тоже вопрос силы воображения галеристов и арт-дилеров. Что остается делать? В таких случаях оценщики применяют «методику», которую в шутку называют «пол-палец-потолок». При такой достоверности источников разброс в 20 миллиардов долларов — это еще по-божески.

Сомнений нет, работа проделывается огромная. Но дальше возникает естественный вопрос: а зачем оно вообще надо? Зачем измерять то, что измерить невозможно? И кому какой прок от того, что оборот арт-рынка оценивается в 45 или 64 миллиарда? Изменится ли что-то, если завтра третий эксперт оценит рынок в 100 миллиардов? Что нам от этого? В карманах прибавится? И зачем это нужно TEFAF?

Самое вероятное объяснение, которое я нахожу, — это нужно TEFAF в маркетинговых целях. Клиентам ярмарки необходимо как-то создавать хорошее настроение. Нужно держать их на позитиве и стимулировать к активным покупкам. А для этого они должны слышать, что рынок растет, лучше если сильно растет. В голове должна сидеть мысль, что нельзя откладывать покупки на потом, ведь завтра все будет дороже. Поэтому доклады, подготовленные авторитетными экономистами, — важнейшая часть всей маркетинговой кампании. Люди должны проникнуться тем, что это не досужие рассуждения журналистов, а заслуживающие доверие исследования. Остальное — нюансы. Большинству читателей этих докладов, думаю, нет дела до конкретных цифр. Главное, им приятно слышать, что рынок растет в принципе. И стоит ли лезть к ним со своей правдой да новыми методиками?

Источник: artsy.net, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 28.03.2017 Картина Сая Туомбли с оценкой до $55 млн выставлена на торги Полотно «Леда и Лебедь» обещает стать одним из топ-лотов торгов послевоенного и современного искусства Christie’s 17 мая в Нью-Йорке
  • 28.03.2017 Книги, автографы и прочее на торгах «Литфонда» 30 марта 30 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет дилерский аукцион, на котором будут представлены 455 лотов антикварных книг, автографов, фотографий, плакатов и открыток
  • 22.03.2017 Дом антикварной книги «В Никитском» приглашает на аукцион № 90 30 марта состоятся торги «Русская живопись, графика, декоративно-прикладное искусство XVIII–XX вв. Автографы, исторические документы, редкие книги по искусству, фотографии. Из собраний М. В. Раца, И. В. Ильинского, Э. Голлербаха, А. Т. Твардовского»
  • 20.03.2017 Открыты 170-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных произведений и шесть листов оригинальной графики, одна тиражная композиция и две работы, выполненные в смешанной технике
  • 17.03.2017 Юбилейные торги в «Литфонде» 25 марта Аукционный дом «Литфонд» проведет две сессии юбилейных 50-х торгов, на которых будут представлены редкие книги, автографы, фотографии, открытки, живопись и графика. В каталоге аукциона более 400 лотов на общую сумму около 30 миллионов рублей
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх