Доклад TEFAF-2016: галерейный рынок искусства стал меньше на треть
Спокойствие! Это лишь результат смены методики подсчета. Предыдущий составитель ежегодных докладов TEFAF Global Art Market Report ушла к конкурентам, работает теперь на ярмарку Art Basel
Вместо Клэр МакЭндрю знаменитый доклад для TEFAF в свой первый раз подготовила профессор финансов Маастрихтского университета Рэйчел Паунолл (Rachel Pownall). Она применила другую методику, в результате чего объем мирового арт-рынка по итогам 2016 года был оценен в $45 млрд. Это почти на треть ниже, чем $63,8 млрд, которые намерила Клэр МакЭндрю по итогам 2015 года. Получился разговор пессимиста с оптимистом. Новый экономист парировала упреки просто: если применить ее новую методику к 2015 году, то получится, что в 2016 году рынок вырос. Но лишь на 1,7 %. Что звучит вполне правдоподобно.
После публикации новых цифр специалисты бросились спорить, почему же получился такой чудовищный разброс в цифрах и оценках. По-моему, ответ довольно очевиден. Сегодня достоверно можно подсчитать только объем открытых аукционных продаж. Это только что сделал Artprice и делает Artnet (данные последнего используются для доклада TEFAF). При этом Artprice оценил аукционный рынок 2016 года в $12,5 млрд, а Artnet в $16,9 млрд. Даже по публичным торгам разброс получается великоват. А дальше — хуже. Где брать информацию о внеаукционных сделках? Новая экономист говорит, что какой-то информацией о своих частных сделках с ней делятся аукционы. Плюс Паунолл берет какую-то информацию о числе участников рынка из Orbis registry (справочник компаний, где есть 5 500 дилеров и галерей). А дальше? А дальше придется прибегнуть к мистике, эзотерике и алхимии. Вдумайтесь, ну как можно достоверно оценить обороты галерей и арт-дилеров. Разработчик доклада рассылает им запросы. Из 7 000 запросов ей отвечают всего лишь 350 дилеров — 5 %. Ее предшественнице Эндрюс отвечало 14 %, и что с того? К тому же что именно там ей отвечают — тоже вопрос силы воображения галеристов и арт-дилеров. Что остается делать? В таких случаях оценщики применяют «методику», которую в шутку называют «пол-палец-потолок». При такой достоверности источников разброс в 20 миллиардов долларов — это еще по-божески.
Сомнений нет, работа проделывается огромная. Но дальше возникает естественный вопрос: а зачем оно вообще надо? Зачем измерять то, что измерить невозможно? И кому какой прок от того, что оборот арт-рынка оценивается в 45 или 64 миллиарда? Изменится ли что-то, если завтра третий эксперт оценит рынок в 100 миллиардов? Что нам от этого? В карманах прибавится? И зачем это нужно TEFAF?
Самое вероятное объяснение, которое я нахожу, — это нужно TEFAF в маркетинговых целях. Клиентам ярмарки необходимо как-то создавать хорошее настроение. Нужно держать их на позитиве и стимулировать к активным покупкам. А для этого они должны слышать, что рынок растет, лучше если сильно растет. В голове должна сидеть мысль, что нельзя откладывать покупки на потом, ведь завтра все будет дороже. Поэтому доклады, подготовленные авторитетными экономистами, — важнейшая часть всей маркетинговой кампании. Люди должны проникнуться тем, что это не досужие рассуждения журналистов, а заслуживающие доверие исследования. Остальное — нюансы. Большинству читателей этих докладов, думаю, нет дела до конкретных цифр. Главное, им приятно слышать, что рынок растет в принципе. И стоит ли лезть к ним со своей правдой да новыми методиками?
Источник: artsy.net, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.