Доклад TEFAF-2016: галерейный рынок искусства стал меньше на треть
ARTinvestment.RU   13 марта 2017

Спокойствие! Это лишь результат смены методики подсчета. Предыдущий составитель ежегодных докладов TEFAF Global Art Market Report ушла к конкурентам, работает теперь на ярмарку Art Basel

Вместо Клэр МакЭндрю знаменитый доклад для TEFAF в свой первый раз подготовила профессор финансов Маастрихтского университета Рэйчел Паунолл (Rachel Pownall). Она применила другую методику, в результате чего объем мирового арт-рынка по итогам 2016 года был оценен в $45 млрд. Это почти на треть ниже, чем $63,8 млрд, которые намерила Клэр МакЭндрю по итогам 2015 года. Получился разговор пессимиста с оптимистом. Новый экономист парировала упреки просто: если применить ее новую методику к 2015 году, то получится, что в 2016 году рынок вырос. Но лишь на 1,7 %. Что звучит вполне правдоподобно.

После публикации новых цифр специалисты бросились спорить, почему же получился такой чудовищный разброс в цифрах и оценках. По-моему, ответ довольно очевиден. Сегодня достоверно можно подсчитать только объем открытых аукционных продаж. Это только что сделал Artprice и делает Artnet (данные последнего используются для доклада TEFAF). При этом Artprice оценил аукционный рынок 2016 года в $12,5 млрд, а Artnet в $16,9 млрд. Даже по публичным торгам разброс получается великоват. А дальше — хуже. Где брать информацию о внеаукционных сделках? Новая экономист говорит, что какой-то информацией о своих частных сделках с ней делятся аукционы. Плюс Паунолл берет какую-то информацию о числе участников рынка из Orbis registry (справочник компаний, где есть 5 500 дилеров и галерей). А дальше? А дальше придется прибегнуть к мистике, эзотерике и алхимии. Вдумайтесь, ну как можно достоверно оценить обороты галерей и арт-дилеров. Разработчик доклада рассылает им запросы. Из 7 000 запросов ей отвечают всего лишь 350 дилеров — 5 %. Ее предшественнице Эндрюс отвечало 14 %, и что с того? К тому же что именно там ей отвечают — тоже вопрос силы воображения галеристов и арт-дилеров. Что остается делать? В таких случаях оценщики применяют «методику», которую в шутку называют «пол-палец-потолок». При такой достоверности источников разброс в 20 миллиардов долларов — это еще по-божески.

Сомнений нет, работа проделывается огромная. Но дальше возникает естественный вопрос: а зачем оно вообще надо? Зачем измерять то, что измерить невозможно? И кому какой прок от того, что оборот арт-рынка оценивается в 45 или 64 миллиарда? Изменится ли что-то, если завтра третий эксперт оценит рынок в 100 миллиардов? Что нам от этого? В карманах прибавится? И зачем это нужно TEFAF?

Самое вероятное объяснение, которое я нахожу, — это нужно TEFAF в маркетинговых целях. Клиентам ярмарки необходимо как-то создавать хорошее настроение. Нужно держать их на позитиве и стимулировать к активным покупкам. А для этого они должны слышать, что рынок растет, лучше если сильно растет. В голове должна сидеть мысль, что нельзя откладывать покупки на потом, ведь завтра все будет дороже. Поэтому доклады, подготовленные авторитетными экономистами, — важнейшая часть всей маркетинговой кампании. Люди должны проникнуться тем, что это не досужие рассуждения журналистов, а заслуживающие доверие исследования. Остальное — нюансы. Большинству читателей этих докладов, думаю, нет дела до конкретных цифр. Главное, им приятно слышать, что рынок растет в принципе. И стоит ли лезть к ним со своей правдой да новыми методиками?

Источник: artsy.net, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170313_tefaf_report_2016.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх