- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Опубликована статистика мирового аукционного рынка за 2016 год
ARTinvestment.RU 07 марта 2017
В новом ежегодном докладе аналитическая компания Artprice отметила, что под влиянием мрачной экономической конъюнктуры продажи изобразительного искусства на мировом аукционном рынке в 2016 году заметно снизились по сравнению с 2015-м
Напомню, что французы считают для своих ежегодных докладов только аукционный рынок (без предположений по поводу размеров галерейного) и только изобразительное искусство (атрибутированная живопись, графика, скульптура). Ювелирные изделия, ДПИ, книги, иные предметы коллекционирования — все это за бортом исследования, что, конечно, не в упрек ему.
Доклад большой и подробный готовился Artprice вместе с китайской Artron Art Group. О России там отдельно не говорят, поэтому приведу лишь основные тезисы, важные для общего понимания ситуации в мире. Итак:
1. Объем продаж на мировом аукционном рынке искусства (включая Китай) в 2016 году составил $12,45 млрд, что на 23 % меньше, чем в 2015-м.
2. Объем продаж китайского аукционного рынка вырос до $4,79 млрд — 38 % мирового рынка — 1-е место в мире по обороту. Америка — на 2-м месте (28 % рынка), а Великобритания — на 3-м месте (17 % мирового рынка).
3. В штуках в 2016 году на китайском рынке было продано 91 400 лотов, а на западном аукционном рынке — 398 000 лотов. При этом для Китая характерен высокий уровень доли непроданных лотов — более 60 % (в докладе написано «две трети»). Тогда как для Запада доля непроданных лотов стабильно держится в районе 37 %. От себя добавлю, что в России доля непроданных лотов в 2016 году составила 56 %, то есть сопоставимо с Китаем.
4. Мировым лидером по объему продаж в 2016 году остался аукционный дом Christie’s: $3,05 млрд оборота и 14 тыс. проданных лотов. Ненамного ему уступает Sotheby’s: $2,88 млрд. Далее следуют китайские Poly International ($989 млн), China Guardian ($609 млн) и Beijing Council ($552 млн).
5. Среди основных драйверов роста аукционного рынка все большую роль стали играть частные и государственные музеи. Ежегодно в мире открывается около 700 новых музейных институций, а в период 2000–2014 в мире создано больше музеев, чем за предшествующие 200 лет.
6. Аналитики отмечают стремительный рост значения Интернета как канала аукционных продаж. В 2016 году уже 97 % из существующих в мире 6 300 аукционов работали в Интернете, тогда как в 2005 году так делало лишь 3 % аукционных домов.
7. Глобальный ценовой индекс искусства, рассчитанный по методике Artprice, по итогам 2016 года снизился примерно с 220 до 150 пунктов. Грубо это можно «перевести» так, что условно $220, инвестированные в искусство в 2015 году, в среднем по итогам 2016 года превратились в $150. Надо понимать, что все это очень условно, как пресловутая средняя температура по госпиталю. Но вектор показывает в целом верно: цены в среднем за год снизились. У исключительных шедевров — своя история, они могли и вырасти, а вот в самом массовом сегменте — до $50 000 — есть просадка.
8. Предметом одной из самых удачных инвестиционных сделок с искусством, среди закрытых в 2016 году, Artprice называет работу Ричарда Смита «Другое место» (1959). В 2006 году ее купили на Christie’s за $2 700, а в ноябре 2016-го перепродали на Sotheby’s за $44 000. Доходность сделки составила 1500 % за 10 лет. Связано это отчасти с ростом цен после смерти художника в 2016 году. За один только год аукционные цены на его вещи подскочили в среднем в три раза.
9. Среди самых неудачных инвестиций в искусство, убыток по которой зафиксирован в 2016 году, Artprice считает вложение в картину украинского художника Василия Цаголова из серии «Служебный роман — 2» (2008–2009). Этот специфичный гимн пороку купили на Phillips в 2009 году за безумные $54 000, когда украинцы поддерживали своих художников на аукционах. Потом безуспешно пытались перепродать в 2015 году и, наконец, в апреле 2016-го продали на том же Phillips за $1 700. Потери незадачливого инвестора за 7 лет составили почти 97 %.
10. Для оценки окупаемости инвестиций (ROI) на арт-рынке Artprice анализирует свою условную «потребительскую корзину», в которую включены 3 900 аукционных произведений с подтвержденным провенансом. Так вот, по итогам 11 лет, к 2016 году, ROI для этой корзины составил +88 %, или 5,9 % годовых. Довольно скромное число. Не двузначное. Более того, 45 % (почти половина) произведений в условной корзине, показали отрицательную доходность. А общий плюс был достигнут за счет того, что вторая половина компенсировала потери первой. На этом примере Artprice еще раз показывает коллекционерам, сколь важно диверсифицировать свои собрания и не класть все яйца в одну корзину.
Про мир понятно. А что о нас. Русский рынок искусства из-за его скромного размера давно уже не заслуживает отдельного внимания французских коллег. Но тут мы и сами с усами. Так, еще в начале года ARTinvestment.RU опубликовал собственный доклад о состоянии внутреннего аукционного рынка в сегменте изобразительного искусства — Art Market in Russia. Report 2016 (на английском языке). На русском эта информация тоже есть, но в английской версии данные уже уточнены. Вкратце итоговые цифры по русскому рынку в 2016 году были такими:
- объем аукционных продаж на местных аукционах составил $7 млн (в 2015-м — $4,6 млн);
- средняя доля купленных лотов выросла до 44 % (в 2015-м — 35 %);
- объем аукционных продаж русского искусства во всем мире снизился до $282 млн (в 2015 году — $572,6 млн).
Мы растем, но с низкой первоначальной базы. Процент уходов у нас чуть выше, чем в Китае. Но размеры рынка — микроскопические. В структуре мирового аукционного рынка изобразительного искусства на долю России приходится лишь 0,06 % в деньгах. Неприятно, но не удивительно. Это закономерный результат для страны, в которой арт-рынку мешает развиваться куча административных барьеров и скверный инвестклимат. Одна лишь кривая организация ввоза и вывоза чего стоит. А таких палок у нас по три штуки в каждом колесе.
Источники: artprice.com
Что еще почитать по теме на AI:
«Art Market in Russia. Report 2016»
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170307_artprice_auction_market_report_2016_ai.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20170307_artprice_auction_market_report_2016_ai.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"