- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
Перспективность инвестиций в искусство. Доклад Deloitte и ArtTactic
ARTinvestment.RU 09 октября 2012
ARTinvestment.RU знакомит с отдельными интересными положениями доклада Deloitte Luxembourg и ArtTactic по готовности финансовых институтов работать с арт-рынком
Инвестиции в искусство уже перестали быть экзотической темой в среде финансистов, банкиров и управляющих. Но сказать, что процесс перешел в решительную фазу, сегодня нельзя. И кстати, не только у нас. Финансисты во всем мире смотрят на искусство как на инструмент: они доверяют достоверным цифрам, расчетам и репутациям. А искусство, такое дело, не очень жалует «математику». Поэтому исследования с цифрами в этой теме — редкость. А уж когда их проводят именитые финансовые консультанты, тем более.
Совместный доклад Deloitte Luxembourg и ArtTactic называется Art & Finance Report 2011. Пусть не смущает год: последние дополнения к докладу поступили лишь летом 2012 года. Так что цифры не устарели. Лейтмотивом исследования была оценка интереса профессиональных участников рынка управления частным капиталом (wealth management) к инвестициям в искусство. Насколько активно банки и фонды практикуют работу с такими активами? Есть ли такие намерения? Что вызывает опасения? Причем, речь шла не только об услугах private banking и паевых фондах художественных ценностей, но и о готовности принимать предметы искусства в качестве залога при банковском кредитовании. Предлагаю тезисно ознакомиться с выводами этого доклада — с опорными точками, от которых можно начать «копать» самостоятельно.
Специалисты Deloitte Luxembourg и ArtTactic пишут, что опросили 19 банков (преимущественно в Люксембурге, в которых работает более 900 менеджеров по управлению капиталом), а также 140 арт-профессионалов (галеристов и пр.), 48 коллекционеров и 34 арт-фонда. Выяснили их предпочтения и опасения.
Результат в целом предсказуем: в последние годы заметен значительный рост числа желающих рассматривать искусство в структуре своего капитала. И инвестиции SWAG (по словам: Silver, Wine, Art, Gold — серебро, вино, искусство, золото) входят в моду.
Специалисты связывают это с тем, что за последнее десятилетие заметно расширился класс High Net Worth Individual — сверхсостоятельных людей, чьи свободные активы (то есть без недвижимости, имущества и пр.) превышают 1 миллион долларов. Если в 2000 году их было 7,2 миллиона, то в 2010-м — 10,9 миллиона. Между прочим, это больше, чем население Греции. И потенциально это люди, которые вкладывают не последнее и ищут интересные возможности для применения капитала.
И судя по всему, находят. Динамика знаменитого индекса Mei-Moses (учитывающего повторные продажи предметов искусства) в период 2000–2011 годов подтверждает, что искусство по доходности обгоняло вложения в акции — выглядело лучше S&P 500 Total Return Index.
В последние годы началась активизация фондов художественных ценностей (арт-фондов). Если в 2010 году они оперировали активами на сумму около 760 миллионов долларов, то в 2011-м уже на 960 миллионов. В 2011 году в мире работало 44 арт-фонда и арт-траста, из них 21 — в Китае. А в 2012 году в мире должно было появиться еще около 8 арт-фондов.
В числе ныне успешно действующих фондов называются, в частности, Dyonisos Art Fund, Brazil Gold Art и др. Вообще, 39 % опрошенных исследователями банков собираются делать фонды художественных ценностей в следующие 2-3 года. Словом, направление это развивается и постепенно обрастает своими институциями. Так, уже действуют профессиональные аccoциации: Art Fund Association и Art Investment Council, вырабатывающие отраслевые стандарты. Кроме того, на европейском рынке инвестиций в искусство правила игры будет определять новая директива под названием Alternative Investment Fund Managers Directive, принятая в июле 2011 года.
В числе ожидаемых событий ближайшего года — запуск первой европейской арт-биржи SplitArt. Эта площадка будет базироваться в Люксембурге. Под конкретные произведения искусства будут выпускаться арт-сертификаты и обеспечиваться их биржевое обращение. Вопросов много, но у людей, вероятно, есть на этот счет какое-то ноу-хау. Кстати, в Китае, как пишут в докладе, работает уже 6 арт-бирж и еще около 30 собираются открывать. Впрочем, Китай — это совсем особая история, где цифры объясняют далеко не все.
Барьеры, препятствующие бурному включению финансистов в арт-инвестиции, тоже универсальны для всего мира: вопросы ликвидности, объективной оценки предметов искусства, экспертизы, оценки рисков и др. Объективная ситуация — и хочется и колется. Не случайно, наверное, 78 % опрошенных wealth-менеджеров пока предлагают своим клиентам услуги, связанные с искусством, как форму развлечения (form of client entertainment).
Яркой иллюстрацией гиперосторожности европейцев служит мнение бельгийской инвестиционной компании Tutela Capital S.A., которое включено в доклад Deloitte и ArtTactic. В Tutela проанализировали продажи 30 тысяч картин проданных на аукционах в период с 4 февраля 1987-го до 13 сентября 2011 года. Выбрали «голубые фишки» — 40 наиболее ликвидных художников, включая Уорхола, Рихтера, Ренуара, Тулуз-Лотрека и др. При этом они отметили, что характер изменения цен в искусстве кардинально поменялся с 2005 года. В период 2005–2011 средняя ежегодная доходность инвестиций в искусство составила почти 13 % (здесь и далее — номинальные цифры, без поправки на инфляцию). Для сравнения: аналогичная доходность для нефти составила почти 24 %. При этом доходность надежных 10-летних американских облигаций составила около 3,5 %, а доходность бумаг списка S&P 500 лишь около 3 %.
Дальше, опираясь на собственную методику, Tutela разработала оптимальный, по их мнению, инвестиционный портфель. А идеалом для них служила доходность 8 % годовых при условии минимальных рисков. И вот, что они предлагают в него положить:
Искусство: 6,03 %;
S&P 500: 3,92 %;
Золото (Gold bullion): 12,4 %;
Сырье (S&P GSCI Commodity): 1,1 %;
Нефть (WTI): 3,5 %
US Credit bonds: 43,49 %;
10-Year US note: 29,57 %.
Такой вот забавный вариант для очень осторожных европейцев. По русским меркам это, конечно, пример какой-то сверхконсервативной стратегии. Искусство в нем используется лишь как приправа к низкодоходным традиционным активам. А доходность 8 %, для сравнения, это порядок ставки по рублевым депозитам в России.
Помню, раньше работало эмпирическое правило: идеи, которые «выстреливали» на Западе, примерно спустя три года запускались и у нас. В части арт-банкинга, запуска фондов художественных ценностей ситуация в России тоже постепенно, но зреет. На волне бума арт-рынка (2007–2008, до кризиса) наскоком ее решить не удалось. Может, и к лучшему: новые процессы будут запускаться без шапкозакидательства, с учетом прежних ошибок.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20121009_artfunds_edited.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20121009_artfunds_edited.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun