- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Рынок искусства — 2010. Итоги и прогнозы
ARTinvestment.RU 11 января 2011
Трезвый взгляд и рациональный подход, нет ни паники, ни эйфории. Только как-то странно все это… Почему не произошло то, что, казалось бы, должно было произойти, и произойдет ли это в наступившем году?
Про ушедший год с точки зрения рынка русского искусства можно определенно сказать одно: он был очень странный и невнятный. Я бы назвал его годом растерянности и волатильности. Так бывает: казалось бы, что-то должно происходить, но почему-то не происходит. Или все развивается непонятными «зигзагами»: рынок то задышал, то снова впал в стагнацию. И непонятно, чего ждать и на что ориентироваться. На западные тренды? Не годится: там и кризис-то по нашим меркам был смешной — падение 15–20 процентов, так еще и восстановление идет бурными темпами. Именно в 2010 году дважды обновлялся мировой рекорд цены произведения искусства: сначала Джакометти, а потом Пикассо. А для некоторых ведущих аукционных домов, в частности для Bonhams и Christie’s, год 2010-й так и вовсе оказался лучшим в истории.
У нас же в прошлом году получалось немножко не как у людей. Большинство профессиональных участников рынка, опрошенных ARTinvestment.RU, без лукавства отметили, что в конце 2010 года кризис на русском рынке искусства еще не закончился. И на будущий год шапкозакидательских ожиданий тоже никто не демонстрирует.
Подведение итогов впору начать со скучноватой, но необходимой статистики. Мировой ценовой индекс искусства (по аукционной массе) завершил год на уровне июня 2009 года. ARTIMX составил 1563 пункта. Для сравнения: на пике, в августе 2008 года, мировой ARTIMX составлял 2386 пунктов. Но темпы восстановления мирового рынка математически были действительно неплохие. Условно 1000 долларов, вложенные в мировое искусство в начале 2010 года, к бою курантов превратились в 1402 доллара. А тысяча долларов, вложенная в русское искусство, за год превратились в 1101 доллар. Но это, напомню, аукционная статистика, которая в силу формата мероприятия обычно отличается большей пафосностью. То есть ситуация на внутреннем рынке при этом имеет право быть заметно хуже.
По итогам полезно смотреть еще динамику индекса покупательской активности. Наш фирменный ARTIMXba, кстати, оказывается довольно хорошим прогнозистом. Замечено, что спустя полгода после начала роста индекса покупательской активности начинается ценовой рост на всем рынке. И наоборот: стоит индексу покупательской активности начать снижение (даже на фоне благостной атмосферы), как примерно через шесть месяцев проседают и аукционные цены. Это присказка. А сказка в том, что весь прошедший год ARTIMXba-RUS русского рынка рос опережающими темпами. Точно быстрее мирового индекса (который демонстрировал «боковую» динамику). И в целом год русский индекс закончил в плюсе. Вот на этой бы оптимистичной ноте и закончить. Но опять есть нюанс. В конце октября ARTIMXba-RUS вдруг двинулся вниз и уверенно снижался до конца года. И какие на этом фоне, позвольте, можно сделать выводы? Только тот, что нужно следить за развитием ситуации в первом квартале 2011-го.
Посчитали — прослезились. В цифрах, чувствуется, правда нам не откроется. Поэтому вернемся к логике и к анализу событий 2010-го.
На звание «скандал года» претендует иск Виктора Вексельберга к Christie’s по поводу возврата денег за поддельную «Одалиску» Бориса Кустодиева. Цена вопроса гораздо выше 1,7 миллиона фунтов, уплаченных за картину неизвестного художника в 2005 году. И речь не только о колоссальных репутационных потерях. Куда важнее то, что в Британии — прецедентное право, так что исход этого дела (пока только подан иск) покажет, во-первых, чего стоит пятилетняя гарантия, предоставляемая аукционами Альбиона, а во-вторых, мнение каких экспертов принимается британской стороной. Что, кстати, весьма неплохо. Самый же мощный позитив всей этой ситуации для нас состоит в том, что «предупрежден — значит вооружен». Начинающие российские коллекционеры избавятся от многих иллюзий: что на престижных аукционах покупать совсем безопасно; что потом без проблем можно организовать возврат; что вместо того, чтобы разбираться самому, достаточно полагаться на сторонние экспертные мнения. Теперь очевидно, что не достаточно. Умнее будем.
Вообще говоря, для покупателей хорошо, когда дискуссия о подделках ведется квалифицированно. Плохо, когда в общем-то полезные просветительские вещи вывернуты до состояния одиозных «страшилок». Ярким примером последнего в прошедшем году стал
Среди наиболее резонансных сделок года одной из самых странных стала объявленная в декабре на MacDougall’s продажа картины «Маленький ковбой» Николая Фешина за 6,9 миллиона фунтов при эстимейте 0,5-0,7 миллионов.
Участники рынка были удивлены тем, что картину не редкого художника вдруг продали примерно с 10-кратным превышением рыночной цены на работы сопоставимого качества, а посему предложили ждать дополнительной информации и развития событий. Если рекорд фиксировать прямо сейчас, то формально Фешин должен бы сместить с седьмого места в рейтинге самых дорогих русских работ картину Наталии Гончаровой и занять строчку сразу после Шагала. Кстати, Наталия Гончарова — единственный художник в русской первой десятке, кто обновил свой персональный рекорд в 2010 году: в феврале ее «Испанка» была продана на Christie’s за 6,43 миллиона фунтов.
Зато в 2010 году коллекционерам впору было начинать новую нонконформистскую тему — «второе запретное искусство». Материала за год появилось предостаточно. Власти всех рангов расстарались. Судебное преследование художников и кураторов, акты агрессивной цензуры и самоцензуры начались не сегодня. Но именно в 2010 году стало понятно, что речь идет не об отдельных недоразумениях, а о тренде. Давайте вспоминать прошлый год: приговор со штрафом по делу Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева (за выставку «Запретное искусство»), преследование устроителя мобов-«Монстраций» художника Артема Лоскутова (см.
Что нас может ждать в наступившем году? Влияние на будущее рынка искусства (даже не на год, а на куда более длительную перспективу) будет оказывать целый комплекс «темных» и «светлых» событий — этаких «инь» и «янь». Начнем с «инь». Понятно, что приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева, зачитанный в последние дни 2010 года, и скажется негативно на бизнес-атмосфере в стране и в целом ухудшит настроение очень многих людей, умеющих зарабатывать деньги. Понятно также, что нарастание специфических общественных процессов, симптомом которых стала акция на Манежной площади, тоже заставит многих обеспеченных людей призадуматься. И мысли их будут далеки от инвестиций в искусство. Да и инвестиций в России вообще. Говоря на модном в высшей политике языке киноцитат, цветы в тех домах вянут, где атмосфера очень строгая.
В то же время на стороне «янь» по идее должны заработать колоссальные расходы государства и частного сектора, связанные с Олимпиадой-2014 в Сочи и Чемпионатом мира по футболу — 2018. Гигантские инфраструктурные расходы имеют свойство откладываться по каким-то карманам. А если карманы эти вынуждены находиться внутри страны, то это усиливает рынок престижного потребления. Включая рынок искусства.
Остается не вполне ясным, как в перспективе скажутся на рынке искусства перестановки в руководстве Москвы. Сразу вслед за увольнением мэра ряд участников рынка отметили резкое сокращение покупок со стороны чиновников. Что оказалось ощутимым для наших галерей. Но пока это можно трактовать как блиц-реакцию на неопределенность. А в будущем возможны минимум два сценария. Первый — негативный: расходы сожмутся. Второй: богатые покупатели, наоборот, пустят часть капитала в инвестиционное искусство как менее уязвимый для контроля актив. Последний сценарий, понятно, сулит больше перспектив для рынка русского искусства. Поживем — увидим.
Как бы ни сложилась конъюнктура в 2011 году, некоторые процессы ей не подвержены. Русский рынок, конечно же, продолжит процесс взросления. Сорить деньгами уже вышло из моды. А вошло — умение разбираться. В прошлом году мы в ARTinvestment.RU заметили рост интереса к практическому образованию, получению базовых знаний о рынке экстерном. Пока это не стало каким-то мощным трендом, но движение есть. Из тенденций прошлого года, которые наверняка распространятся и на 2011-й, — повышенное внимание к качественным работам второй четверти XX века. Коллекционеры с удовольствием ищут новые идеи и новые имена. Среди надежд на 2011 год — ускорение монетизации рынка современного русского искусства, чтобы выставочные достижения и премиальные статусы конвертировались в прибыли художников и профильных галерей. В целом же давление на современное искусство, все то, что выводит его из состояния комфорта, должно позитивно сказаться на его качестве, породить новые смелые идеи. Тактическое переосмысление происходит и на рынке работ шестидесятников, представителей послевоенного неофициального искусства. После временной ценовой просадки коллекционеры вновь собираются с силами и имеют возможность покупать отборные вещи с кризисным дисконтом.
Никакая растерянность не может длиться вечно. В 2011-м на рынке неизбежно будут случаться обострения, происходить подвижки. А движение — это же всегда хорошо.
Владимир Богданов, AI
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20110111__itogi.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20110111__itogi.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?