Art Investment

2010. Итоги и прогнозы. Мнения участников арт-рынка

По уже сложившейся традиции в преддверии нового года сайт ARTinvestment.RU попросил ряд представителей галерей и аукционных домов отметить наиболее значимые события года, подвести краткие итоги, а также поделиться ожиданиями 2011 года

По уже сложившейся традиции в преддверии нового года сайт ARTinvestment.RU попросил ряд представителей галерей и аукционных домов отметить наиболее значимые события года, подвести краткие итоги, а также поделиться ожиданиями 2011 года. Получилось где в двух словах, а где подробнее. Но в целом мнения по принципиальным вопросам оказались созвучными.

Ильдар Галеев. Галеев Галерея
Михаил Крокин. Крокин Галерея
Джулиан Роуп. Bonhams Auctioneers
Джеймс Джексон. Jacksons International Auctioneers
Юдит Фуррер. Аукционный дом Kaupp
Виктор Шпенглер. Shpengler Gallery
Михаил Гольдин. Книжный магазин «Москва»
Анатолий Боровков. Галерея «Русский Авангард 1910-1930-х годов»
Михаил Суслов. Галерея «Петербургский антиквар»
Любовь Агафонова. «Галерея Веллум»

Ильдар Галеев. Галеев Галерея

ARTinvestment.RU: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Ильдар Галеев: Галерея стала площадкой Московского Клуба Коллекционеров изобразительного искусства. Отныне события Клуба становятся частью работы галереи.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

И. Г.: Думаю, что продажа Фешина в Лондоне стала восклицательным знаком в конце сезона, это событие сдвинуло рынок, по крайней мере в сегменте Фешина.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис на рынке искусства закончился и началось восстановление?

И. Г.: Кризиса как такового и не было, есть проблема с расширением состава участников этого рынка. Россия, как не очень культурная страна, пока еще не обладает достаточным количеством образованных олигархов, чтобы стать частью мирового коллекционерского бума.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявить повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

И. Г.: Боюсь повториться, но, мне кажется, стало очевидным, что модернизм ранней советской эпохи по-прежнему привлекательная тема. Искусство графики находит все новых приверженцев, новые старые имена. Расширение круга художников, не получивших в свое время должного внимания, — это назрело: публика устала от давно известных имен.

Михаил Крокин. Крокин Галерея

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Михаил Крокин: Двадцатилетие галереи в августе этого года.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

М. К.: Увольнение мэра Москвы.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис на рынке искусства закончился и началось восстановление?

М. К.: Нет!

Джулиан Роуп. Bonhams Auctioneers

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашего аукционного дома?

Джулиан Роуп: Наверное, рост азиатского рынка. В этом году значительно увеличились продажи китайского искусства на площадках в Гонконге, Лондоне и Сан-Франциско. Мы видим сильный интерес к лучшим предметам со стороны коллекционеров из материкового Китая. Теперь китайское искусство стало для нас третьим в числе наиболее важных направлений, после живописи и классических автомобилей.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

Д. Р.: Экономический спад сказался на русском рынке, пожалуй, сильнее, чем на остальных. Сейчас только начинается возврат к докризисному уровню, к уровню 2008 года.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис на рынке искусства закончился и началось восстановление?

Д. Р.: Вне всякого сомнения. 2010-й стал рекордным для Bonhams — лучшим годом за последние десятилетие, то есть с тех пор, как дела ведет новый менеджмент. Маленькая британская компания, каковой Bonhams был в 2000 году, выросла в третий в мире международный аукционный дом, который присутствует в 27 странах на четырех континентах. В течение 2010 года мы наблюдаем рост почти во всех сегментах коллекционирования.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявлять повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

Д. Р.: Помимо упомянутого укрепления рынка Азии, мы ожидаем формирования таких же тенденций на рынках России, Индии, Греции, Турции, Южной Африки — в странах с большими диаспорами, представители которых возвращают предметы искусства в национальный оборот или покупают значительные произведения национального искусства для оформления заграничных домов. Это серьезные движущие силы, и в этих сегментах все будет хорошо. Мы также отмечаем сохраняющийся интерес к «лучшему из лучших» — будь то вина, работы старых мастеров, автомобили, серебро и керамика. Люди инвестируют деньги в произведения искусства.

Джеймс Джексон. Jacksons International Auctioneers

AI: Вы представили свои русские торги в этом году на ARTinvestment.RU. Какое событие уходящего года стало главным для Вашего аукциона?

Джеймс Джексон: Напомню, что Jackson’s International Auctioneers (аукционный и оценочный дом полного цикла, основан в 1969 году, базируется в Сидар Фоллс в Айове) открыл русский департамент еще в 1995 году. И с тех пор мы продали множество русских лотов на своих торгах. Среди главных событий 2010 года я бы отметил вывод на торги двух коллекций предметов, происходящих из Российской империи: антикварной коллекции доктора Джеймса Купера и собрания милитарии доктора Брэдли Лемая. Эти два аукциона принесли 6,2 миллиона долларов.

AI: Как Вы оцениваете ситуацию на российском рынке искусства?

Д. Д.: Я думаю, что русский антикварный рынок переживает стадию коррекции. В определенной степени ситуация на русском рынке чем-то сходна с американским рынком недвижимости образца 2005–2008 годов. Сделки заключались по ценам намного выше справедливых рыночных. Рынок испытывал натиск владельцев «шальных денег», которые не скупились на предметы русского антиквариата. Есть и вторая вещь, которую нужно отметить. Московские и питерские галеристы рассказывают мне, что их постоянные покупатели сейчас все чаще и чаще сами напрямую покупают предметы на западных аукционах, отбирая хлеб у дилеров. Многие русские коллекционеры считают, что достаточно переплачивали посредникам в течение последних пяти лет, и теперь сами хотят заключать сделки на открытом рынке.

AI: Какая тенденция задавала тон на арт-рынке в 2010 году?

Д. Д.: Главная тенденция на мировом арт-рынке ясна как белый день. «Новые китайцы» (как и русские 10 лет назад) стали активно скупать предметы своего культурного наследия. Для успеха у них есть все: и почти неограниченные финансовые ресурсы, и должная решительность.

Юдит Фуррер. Аукционный дом Kaupp

Для нас главным событием уходящего года стали весенние аукционы 2010 года. Есть ощущение, что кризис снова возвращается на арт-рынок. По-моему, в 2011 году в фокусе будет модернизм (modern art). Он же будет наиболее инвестиционно привлекательным.

Виктор Шпенглер. Shpengler Gallery

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Виктор Шпенглер: Хорошие продажи на аукционах Sotheby’s художников из наших совместных с ГТГ выставочных проектов — В. Окорокова и Н. Ротанова. Для меня это равнозначно признанию художников, о которых раньше мало кто знал и уж точно не рассматривал их творчество с точки зрения инвестирования. Я горжусь тем, что сумел открыть их живопись для покупателей и вывести ее на должный уровень.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

В. Ш.: Неплохо прошедшие русские торги в Лондоне.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис закончился и началось восстановление?

В. Ш.: В целом на рынке живописи кризис не закончился. Русские академики XIX века до сих пор мало востребованы, а цены по-прежнему ниже на 20–40 процентов. Живопись художников второго ряда также непопулярна. В то же время русский авангард первой половины ХХ века даже вырос в цене. Сегмент второй половины прошлого века начал вяло восстанавливаться. Чувствую оживление на рынке современного искусства.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявлять повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

В. Ш.: Уже в этом году я наблюдал доказательства значительного интереса покупателей к пока не слишком дорогому искусству второго авангарда. Надеюсь, что искусствоведы, галеристы и любители искусства оценят живопись второй половины ХХ века с бóльшим пониманием и интересом.

Михаил Гольдин. Книжный магазин «Москва»

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашего магазина?

Михаил Гольдин: Во-первых, стерлись из памяти события предшествующих месяцев, во-вторых, мы показываем довольно стабильные результаты на протяжении всего года. Ничего революционного, выводящего галерею, а точнее, наш магазин на новый уровень, потому что мы — магазин в открытой рыночной позиции, мы не устраиваем выставки, не создаем информационные поводы, короче, ярких событий не было. Была удачная попытка освоить новый пласт материала, а именно нэцке, мы никогда раньше этим материалом не занимались. Пожалуй, самым честным ответом на ваш вопрос будет «стабильность», правда, достигнутая большим трудом. Если в разряд достижений можно отнести негативный результат, то наиболее значимым будет уменьшение интереса к живописи.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

М. Г.: Высокие результаты лондонских и нью-йоркских торгов. Пир во время чумы J.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис закончился и началось восстановление?

М. Г.: Нет. Если и началось оживление, то не стойкое.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявлять повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

М. Г.: Графика. Ювелирные украшения коллекционного уровня. Мы планируем заняться разработкой темы интернет-аукциона.

Анатолий Боровков. Галерея «Русский Авангард 1910-1930-х годов»

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Анатолий Боровков: Покупка и продажа коллекции фарфора школы барона Штиглица, работы художника театра Владимира Мюллера и приобретение личной коллекции фарфора Эльвиры Еропкиной, художника ЛФЗ.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

А. Б.: Продолжение травли русских антикваров в прессе и на телевидении по поводу фальшивок, атрибутированных впрочем, экспертами Минкульта.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис закончился и началось восстановление?

А. Б.: Нет.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявлять повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

А. Б.: Все будет хорошо, если появятся новые коллекционеры или государство выделит нормальные деньги музеям и библиотекам для приобретения предметов искусства. Но это вряд ли. Деньги нужны на Олимпиаду и ЧМ по футболу. С другой стороны, на этих строительствах опять наворуют миллиарды и на эти деньги будут приобретать антиквариат, тем более что принимается закон об уголовной ответственности тех чиновников, которые не смогут доказать законность появления у них больших денег. А так, имея коллекцию антиквариата (доставшуюся якобы от бабушек и прадедушек), можно сослаться на продажу ее части — для роскошной жизни и дальнейшей возможности продавать антиквариат и жить припеваючи. Здорово повлияло бы на улучшение антикварной торговли появление законов на уровне мировых, разрешающих свободный, без получения специальных бумаг от чиновников, вывоз антиквариата, хотя бы стоимостью до 50 тысяч долларов.

Михаил Суслов. Галерея «Петербургский антиквар»

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Михаил Суслов: Последняя выставка в ЦДХ (очевидно, Антикварный салон. — AI.).

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

М. С.: Ситуация не ухудшилась.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис на рынке искусства закончился и началось восстановление?

М. С.: Да.

AI: Какой процесс (или какая тенденция) в вашем сегменте на рынке искусства могут начать доминировать в 2011 году? К чему покупатели могут проявлять повышенный интерес? Что станет инвестиционно привлекательным?

М. С.: Устойчивый спрос на классическое искусство. Инвестиционно привлекательными являются предметы высочайшего уровня как XIX, так и ХХ веков.

Любовь Агафонова. «Галерея Веллум»

AI: Какое событие уходящего года стало главным для Вашей галереи?

Любовь Агафонова: Было снято два телефильма — о Борисе Смирнове-Русецком и Петре Петровичеве — с непосредственным участием Учреждения Культуры «Галерея Веллум» и приобретена коллекция работ А. П. Бубнова.

AI: Какое событие 2010 года, по Вашему мнению, оказало наибольшее влияние на рынок русского искусства?

Л. А.: Хорошие результаты аукционных торгов, некоторая стабилизация цен на энергоресурсы — это позитивное влияние. А в конце года произошло ухудшение из-за нестабильной политической обстановки: смена мэра в Москве и последние события с национальными конфликтами.

AI: Можно ли сказать, что в 2010 году кризис на рынке искусства закончился и началось восстановление?

Л. А.: Да началось, но в конце года ситуация ухудшилась.

Второй год оценки текущей ситуации и прогнозы на будущее далеки от шапкозакидательских. На этот год был назначен «жор» — яркие покупки после долгого периода отложенного спроса. Но ничего яркого не случилось — ни особо плохого, ни особо хорошего. В моду вошла сдержанная линия поведения — это был год очень расчетливых покупок.

Многие иностранцы (в том числе наши собеседники на Антикварном салоне) отмечают, что российскому рынку пришлось туже, чем зарубежным. У них кризисом считается просадка на 15–20 процентов, а у нас «глубины» другие.

Интересно, что в числе факторов, повлиявших на рынок русского искусства, респонденты отмечали увольнение московского мэра. Это мнение подтверждается и из других источников: покупки на внутреннем рынке после движений в чиновничьих иерархиях стали скромнее. Оптимисты же смотрят на эту ситуацию иначе: возможно, считают они, искусство с какого-то момента, наоборот, станет «тихой гаванью» для московских денег.

Прогноз на 2011 — как минимум продолжение восстановительного роста в целом по рынку.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20101221__otvety_galerei.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20101221__otvety_galerei.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».