Творения современных художников расходятся как горячие пирожки
ARTinvestment.RU   10 февраля 2009

6 февраля состоялся дневной аукцион послевоенного и современного искусства Sotheby’s, показавший отличные результаты

6 февраля в Лондоне прошел дневной аукцион послевоенного и современного искусства Sotheby’s, результаты которого можно назвать очень и очень хорошими. Больше всего поражает то, как много работ было продано с превышением эстимейта. Из 13 работ, принесших самые внушительные суммы (см. ниже), всего три ушли в пределах эстимейта, остальные легко его «перепрыгнули».

Первые две строчки в списке самых дорогих лотов заняли картины Лючио Фонтаны (Lucio Fontana). Это фирменные холсты с прорезями, один из которых лимонно-желтого цвета, другой — темно-зеленого. Обе работы называются «Пространственный концепт». Фаворитом считалось желтое полотно, оцененное в 250–350 тысяч фунтов, но, как выяснилось, охотников на «зеленого Фонтану» нашлось больше. В результате первое произведение ушло за 373 тысячи фунтов (552 тысячи долларов)*, а второе — за целых 397 тысяч (588 тысяч долларов). Кстати, еще один «Пространственный концепт», более редкий, стал главным лотом состоявшихся 5 февраля вечерних торгов Sotheby’s. Он принес 4,4 миллиона фунтов.

На третьем месте оказалась работа испанского художника Маноло Вальдеса (Manolo Valdés). Это одна из его многочисленных вариаций на тему «Инфанты Маргариты» Диего Веласкеса (Diego Velázquez). Произведение было оценено в 150–200 тысяч фунтов, а ушло за 265 тысяч (392 тысячи долларов).

Четвертую позицию в рейтинге занял довольно-таки неожиданный персонаж — «Человек» Макото Сайто (Makoto Saito). 57-летний Сайто известен прежде всего как дизайнер плакатов, он работал со многими японскими магазинами, а также с модными брендами. Мрачный мужской портрет, написанный им в 2006 году, был продан на Sotheby’s за 253 тысячи фунтов (375 тысяч долларов), превзойдя верхний эстимейт более чем в два раза.

Картины великого француза Жана Дюбюффе (Jean Dubuffet), как и предсказывал ARTinvestment.RU, продались хорошо. Обе работы — и «Фигура IV», и «Геолог» — принесли по 241 тысяче фунтов (357 тысяч долларов). Картины очень разные, но в то же время очень узнаваемые. «Геолог» был написан в 1950 году, когда Дюбюффе активно занимался изучением эстетических свойств земли и почвы. В то время он находился под сильным влиянием художников-маргиналов, которых мы сейчас называем аутсайдерами, — надо сказать, что именно Дюбюффе открыл миру их творчество, которому он дал имя Art brut («грубое» или «сырое» искусство). Картина «Фигура IV», созданная в 1974 году, принадлежит к серии L'Hourloupe. Картины, рисунки и трехмерные конструкции, которые входят в эту серию, объединяет одно — все они похожи на безумный пазл. В 1976 году в парижском Центре Помпиду была установлена настоящая «пещера Дюбюффе», созданная в стиле L'Hourloupe, — можно туда забраться и сидеть там целый день.

Отлично продались произведения мастеров оп-арта (оптического искусства) — японки Яёи Кусама (Yayoi Kusama) и уроженца Венесуэлы Хесуса Рафаэля Сото (Jesús Rafael Soto). Полиптих Кусамы, на котором изображены ее фирменные кружочки, ушел за 205 тысяч фунтов (304 тысячи долларов) при эстимейте 120–180 тысяч фунтов. А продажа работы Сото стала одной из главных сенсаций аукциона: конструкция под названием «Вибрация», которую специалисты Sotheby’s оценили всего в 40–60 тысяч фунтов, принесла целых 193 тысячи (286 тысяч долларов)! Вообще оп-арт на аукционе пользовался популярностью: две картины главного представителя этого жанра, Виктора Вазарели (Victor Vasarely), также ушли с превышением эстимейта. Работа под названием «Koska-Ma-Va» ушла за 73 тысячи фунтов при эстимейте 25–35 тысяч, а произведение «ION-8» принесло 27,5 тысячи при эстимейте 12–18 тысяч. А картина соотечественника Хесуса Рафаэля Сото, оп-артиста Карлоса Крус-Диеса (Carlos Cruz-Díez) под названием «Physichromie № 384» была продана за целых 79 тысяч, при том что ее предварительная оценка составляла всего 18–25 тысяч.

Нельзя не упомянуть и отличные результаты продаж работ французских новых реалистов. Творения Ива Кляйна (Yves Klein), Жана Тенгели (Jean Tinguely) и Армана (Arman) не дотянули до планки, установленной картинами Фонтаны и Дюбюффе, но эстимейты превышали очень бодро. Например, картина IKB Кляйна, оцененная в 35–45 тысяч, ушла почти за 88 тысяч, его же «Ника Самофракийская» была продана за 59 тысяч при эстимейте 20–25 тысяч. А «Пуристические монохромы» Армана принесли 49 тысяч, хотя оценивались в 20–30 тысяч.

Произведений американских художников на аукционе было меньше, чем работ европейцев, но и они показывали очень хорошие результаты. Например, портрет Йозефа Бойса (Joseph Beuys), выполненный Энди Уорхолом (Andy Warhol), принес 49 тысяч фунтов при эстимейте 15–20 тысяч. Две гуаши сюрреалиста Александра Колдера (Alexander Calder) — «Формы» и «Космические вихри» — тоже превысили эстимейт: первая ушла за 25 тысяч при предварительной оценке в 15–20 тысяч, вторая — за 51 тысячу при оценке 20–30 тысяч.

Актуальное искусство тоже не отставало. Картина Гленна Брауна (Glenn Brown) We’ll drink through it all, this the modern age, чье название перефразирует строчку из песни группы Joy Division, ушла за 145 тысяч фунтов (215 тысяч долларов) при эстимейте 140–180 тысяч фунтов. Браун, как и Ричард Принс (Richard Prince), является художником-аппроприационистом: для создания своих работ он использует образы, созданные другими авторами. В картине, выставленной на Sotheby’s, он «трансформирует» работу английского экспрессиониста Фрэнка Ауэрбаха (Frank Auerbach).

Картина Марка Куинна (Marc Quinn) «Биогеохимия», на которой изображены яркие цветы и аппетитные клубнички, была продана за 127 тысяч фунтов (188 тысяч долларов) при эстимейте 80–120 тысяч.

Полотно «Дети на оружии», выполненное другим модным британцем, таинственным «уличным художником» Бэнкси (Banksy), принесло 43 тысячи фунтов, хотя специалисты оценивали его в 20–30 тысяч.

А «Черная Мэрилин» бразильца Вика Мюниса (Vik Muniz) превысила эстимейт (15–20 тысяч фунтов) более чем в два раза — кто-то не пожалел за нее почти 47 тысяч.

Но самый, пожалуй, впечатляющий результат показала геометрическая абстракция под названием White Cell with Conduit авторства Питера Хэлли (Peter Halley). Она принесла целых 109 тысяч долларов (специалисты скромненько оценили ее в 30–40 тысяч).

«Спекулятивной» живописи китайских художников на аукционе было очень мало, но те работы, что все-таки появились на торгах, пользовались успехом. Самый лучший результат показала картина «Китайская Хайди» кисти Фэна Чжэнцзе (Feng Zhengjie), которая принесла 51 тысячу фунтов при весьма «трезвом» эстимейте 12–18 тысяч.

Самые дорогие работы аукциона Sotheby’s 6 февраля 2009 года

Автор

Название

Эстимейт, тыс. фунтов

Прогноз AI

Цена продажи,

тыс. фунтов

тыс. долларов

1

Лючио Фонтана

Пространственный концепт

180–250

397

588

2

Лючио Фонтана

Пространственный концепт

250–350

350 тыс. фунтов

373

552

3

Маноло Вальдес

Инфанта Маргарита

150–200

265

392

4

Макото Сайто

Человек

80–120

253

375

5

Жан Дюбюффе

Фигура IV

120–180

241

357

5

Жан Дюбюффе

Геолог

200–300

В пределах эстимейта

241

357

6

Яёи Кусама

  1. Скопление точек
  2. Время зелени
  3. Скопление точек
  4. Вечерняя заря

120–180

205

304

7

Хесус Рафаэль Сото

Вибрация

40–60

193

286

7

Маноло Вальдес

Голубая обнаженная

150–200

193

286

7

Фрэнк Ауэрбах

Голова Катрин Ламперт

80–120

193

286

8

Гленн Браун

We’ll drink through it all, this the modern age

140–180

145

215

9

Ансельм Кифер

Пусть цветет тысяча цветов

60–80

133

197

10

Марк Куинн

Биогеохимия

80–120

В пределах эстимейта, ближе к нижней границе

127

188

*Все цены включают в себя Buyer’s Premium.

Источники: sothebys.com, artinvestment.ru

P.S. Об аукционах послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Christie’s можно почитать обзоры Владимира Богданова:

Современное и послевоенное искусство на торгах в Лондоне. Грядет ли «февральская революция»? Часть 1. «Молодые львы». Контемпорари-арт на Sotheby’s и Christie’s
Современное и послевоенное искусство на торгах в Лондоне. Грядет ли «февральская революция»? Часть 2. Старая гвардия. Послевоенные модернисты на Sotheby’s и Christie’s.

О результатах других аукционов, прошедших в конце января — начале февраля, можно почитать следующие статьи:

Sotheby’s 5 февраля: лидируют Фонтана и Кунс
«Старые мастера»: сенсации на Sotheby’s и Christie’s
«Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» Дега продали за 13,3 миллиона фунтов
Отличные результаты аукциона импрессионистов и модернистов Christie’s



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх