Новые реалисты: шесть рекордов за шесть месяцев
Artprice.com рассказывает об известных художниках 1960-х — 1980-х годов, чьи произведения в последнее время необычайно высоко котируются на арт-рынке. Среди них Ив Кляйн, Жан Тенгели, Марсьяль Рейсс, Даниэль Споэрри
Творческое объединение «новых реалистов» (Les Nouveaux Realistes) возникло во Франции в 1960-х годах. Идеологом движения был художественный критик Пьер Рестани (Pierre Restany). Члены объединения рассматривали мир как сложную структуру, из которой они могли брать различные элементы и создавать с их помощью свое искусство. То есть «реалистами» эти художники назывались не потому, что хотели в своем творчестве с точностью изобразить реальность, а потому, что в их картинах, скульптурах и инсталляциях многие элементы, взятые из этой реальности, открывались с неожиданной стороны. В объединение входили такие известные художники, как Ив Кляйн (Yves Klein), Жан Тенгели (Jean Tinguely), Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle), Сезар (Cesar), Даниэль Споэрри (Daniel Spoerri), Марсьяль Рейсс (Martial Raysse) и другие.
Рестани много сделал для того, чтобы эти художники стали популярны за границей, в частности в Соединенных Штатах. Например, Ники де Сен-Фалль, ставшая знаменитой благодаря своим shooting paintings (картинам, которые она создавала, стреляя в тюбики с краской, прикрепленные к холсту) и впечатляющим статуям женщин из папье-маше, проволоки и мусора, постоянно курсировала между Францией и Америкой. Ее спутник жизни Жан Тенгели в 1960 году устроил в Музее современного искусства в Нью-Йорке легендарный хэппенинг, где его кинетическая скульптура «Посвящение Нью-Йорку» (Homage to New York) почти полностью разрушилась в процессе движения (как, собственно, и задумывал автор). В те годы французских провокаторов представляли ведущие галереи Нью-Йорка, в частности галерея Лео Кастелли (Leo Castelli), с которой сотрудничали такие художники, как Энди Уорхол (Andy Warhol), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg). Благодаря славе, которой достигли «новые реалисты» в 1960-е годы, сегодня их произведения не просто хорошо продаются на британских и американских аукционах, но в последнее время все чаще бьют ценовые рекорды.
Лидеру «новых реалистов» Иву Кляйну в этом году исполнилось бы 80. Знаменитый французский художник умер в 1962 году от инфаркта. Сейчас его работы ценятся на рынке очень высоко. Самые известные произведения Кляйна — «монохромы», или композиции, выполненные в одном-единственном цвете. Художник предпочитал три цвета: «метафизический» синий, «абсолютный» золотой и «плотский» розовый. Самыми узнаваемыми являются его «синие» картины. Свой «фирменный» синий цвет художник даже запатентовал, дав ему название International Klein Blue («Международный Синий Кляйна», или IKB). До недавнего времени именно IKB-картины находились на вершине самых дорогих работ знаменитого француза. Именно «синий» монохром стал первой работой Кляйна, проданной на аукционе более чем за миллион долларов (в 1989 году произведение «IKB 86» ушло за 1,49 миллиона долларов в Лондоне). Из 29 работ, принесших с тех пор суммы, превышающие миллион, 26 были «синими». Но 14 мая этого года на Sotheby’s был положен конец ценовому превосходству «синих» произведений: «золотую» работу Monogold купили за сумму, превышающую весь оборот Кляйна за 2007 год (16,7 миллиона долларов). Это произведение под названием «MG 9», созданное незадолго до смерти художника, было продано за 21 миллион долларов, в три раза выше эстимейта (6–8 миллионов). Благодаря этой продаже Кляйн стал автором самой дорогой работы из послевоенных французских художников. Теперь его произведения ценятся дороже, чем работы таких звезд, как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Том Уэссельманн (Tom Wesselmann) и Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat).
На том же аукционе «синяя» картина «IKB-1» была продана за 15,5 миллиона долларов, а «розовый» монохром под названием «МР 13» принес 4,2 миллиона. Всего на торгах Sotheby’s 14 мая было продано «Кляйнов» на 40,7 миллиона долларов… что превышает сумму, вырученную от продажи его работ в 2004–2007 годах! Кляйн продолжает бить рекорды: например, в начале июля на Sotheby’s в Лондоне за доселе невиданную сумму 2,7 миллиона долларов продался его синий рельеф из губки под названием «SE 262», ставший самой дорогой скульптурой художника. В 1986 году похожая работа под названием «SE 207» была продана на Sotheby’s за гораздо меньшие деньги — 37,5 тысячи долларов. В 2001 году еще одна губка, «SE 194», принесла 370 тысяч. Такие мощные продажи сделали «кассу» всему движению «новых реалистов», чей ценовой индекс, согласно Artprice.com, менее чем за 10 лет подскочил на 308 процентов.
За первые семь месяцев 2008 года было установлено еще несколько персональных ценовых рекордов на работы «новых реалистов». 29 января на аукционе Artcurial иронический коллаж Даниэля Споэрри (Daniel Spoerri) «Съедено Марселем Дюшаном» («Eaten by Marcel Duchamp») был продан за 110 тысяч евро (175 тысяч долларов). Другой коллаж, авторства Жака Виллегле (Jacques Villegle), представляющий собой воссозданный фрагмент стены с ободранными плакатами, ушел на том же аукционе за 120 тысяч евро (191 тысячу долларов). 1 июля на лондонском Sotheby’s за картину Марсьяля Рейсса Snack заплатили 1,02 миллиона фунтов стерлингов (2,04 миллиона долларов), а металлическая скульптура с электрическим мотором Metamatic № 7 Жана Тенгели ушла за 920 тысяч фунтов (1,84 миллиона долларов).
Цены на «новых реалистов» растут как на дрожжах. 100 евро, условно инвестированные в 1997 году в работы Ива Кляйна, к маю 2008 года превратились бы в 369 евро. Абсолютно так же Artprice.com оценивает динамику произведений Даниэля Споэрри. Гигантский рост цен наблюдается на работы Марсьяля Рейса: 100 евро, условно инвестированные в них в 1997 году, к маю 2008 года превратились бы в 705 евро (!) У одной из самых знаменитых пар в истории искусства двадцатого века, Жана Тенгели и Ники де Сен-Фалль, результаты поскромнее: 100 евро, инвестированные в работы Тенгели, превратились бы в 104 евро, а в работы де Сен-Фалль — в 222 евро. Но те, кто не может себе позволить тратить на произведения «новых реалистов» сотни тысяч, а то и миллионы, могут не унывать: чуть менее трети (31 процент) работ этих талантливых художников (не считая принтов) доступны на аукционах менее чем за 5 тысяч евро.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080723_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080723_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.