Они не странные… они просто очень талантливые
На прошлой неделе в Нью-Йорке прошла ярмарка искусства аутсайдеров
9 декабря в Нью-Йорке открылась одна из самых странных в мире арт-ярмарок: Outsider Art Fair. На ней было представлено искусство, которое очень отличается от того, что можно было увидеть на «Арт-Москве», Frieze, FIAC и других ярмарках. Термин Outsider art («искусство аутсайдеров» или «искусство посторонних») был придуман в 1972 году арт-критиком Роджером Кардиналом (Roger Cardinal) как английский вариант термина Art brut («сырое искусство», «грубое искусство», «дикое искусство»), который был введен в оборот французским художником Жаном Дюбюффе (Jean Dubuffet).
Дюбюффе довольно рано начал понимать, что художники из его окружения, даже самые отъявленные авангардисты, всегда создают произведения с оглядкой на то, что было до них, и все их произведения отлично вписываются в какой-либо культурный контекст. Он задался вопросом: а существует ли искусство вне культуры?.. Ответ он нашел в книге Ханса Принцхорна (Hans Prinzhorn) «Искусство душевнобольных». В то время этот труд был популярен в среде художников-авангардистов, в частности сюрреалистов, но для всех них творчество пациентов психиатрических больниц было всего лишь одним из побудительных мотивов. Дюбюффе же объявил, что только творчество «маргиналов» имеет право именоваться искусством, так как эти художники создают произведения не потому, что им хочется продать их или как-то «вписать» себя в культуру, а исключительно по велению души. «Дикие» художники (к которым, по мнению Дюбюффе, помимо душевнобольных творцов относятся еще и заключенные, дети, художники с умственными отклонениями и жители отдаленных сельских районов) не имеют представления об искусстве, не знают имен других художников и творят исключительно для себя. Дюбюффе делал все что мог для популяризации Art brut: находил художников, устраивал выставки, выпускал журналы. В 1976 году художник открыл музей «Коллекция Art Brut» в швейцарском городе Лозанна.
Со временем термин Art brut стал применяться исключительно для обозначения предметов из коллекции Дюбюффе, а определение «искусство аутсайдеров» обрело более широкое значение. Аутсайдерами стали называть не только авторов, не имеющих никакого представления о культуре, но и наивных художников, самоучек, визионеров и просто «городских сумасшедших». В прошлом году в лондонской Lazarides Gallery была устроена выставка «Аутсайдеры», на которой можно было увидеть произведения «уличных художников», таких как JR, Paul Insect, Faile и других. В принципе, сейчас «аутсайдером» может называть себя любой художник, противопоставивший себя «арт-истеблишменту». Хотя практика показывает, что чаще всего в музеи и галереи, специализирующиеся на «искусстве посторонних», попадают работы визионеров, людей с умственными отклонениями, художников-самоучек и, конечно же, душевнобольных. Именно к творчеству последних впервые был применен термин «дикое искусство», и именно их работы потрясают больше всего. Интерес к искусству аутсайдеров привел к тому, что многие психиатры впервые по-настоящему задумались о пользе, которую может принести арт-терапия. Сейчас во многих клиниках для душевнобольных на Западе есть художественные мастерские. Для психически больных людей, как и для аутистов, людей с синдромом Дауна и другими отклонениями, искусство — один из важнейших способов коммуникации с другими.
У «искусства посторонних» есть и свой рынок — не очень большой, но стабильный. Его тоже коснулся арт-бум последних лет. Правда по сравнению с работами представителей т. н. Contemporary art творения главных звезд аутсайдер-арта не такие дорогие: на аукционах они могут принести от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч долларов.
Ярмарка Outsider Art Fair, прошедшая в Нью-Йорке, стала 17-й по счету. В ней участвовали 34 галереи. Некоторые из них просто заполнили стенд сверху донизу произведениями своих подопечных, некоторые организовали свои выставочные пространства согласно некоему определенному концепту. Среди участников выделялся центр Creative Growth из калифорнийского города Окленд, представляющий творчество художников с различными умственными отклонениями. Самым известным автором Creative Growth, пожалуй, является Джудит Скотт (Judith Scott, 1943–2005) — глухонемая женщина с синдромом Дауна, создававшая удивительные объекты из случайных вещей. Свои скульптуры Скотт всегда обматывала цветными нитками. Одна из работ Скотт была продана в галерее Carl Hammer за 22 тысячи долларов.
Вообще в этом году наибольшего успеха добились те дилеры, кто предлагал произведения «проверенных» художников. Тот же Карл Хаммер смог продать более 20 работ, в числе которых рисунки легендарного чернокожего художника-самоучки Билла Трейлора (Bill Traylor, 1854–1949). Трейлор родился в штате Алабама в середине XIX века. Его родители были рабами. Почти всю жизнь он проработал на ферме; когда ему было уже за восемьдесят, он поселился в городе Монтгомери, где и начал рисовать. Трейлора «открыл» художник Чарльз Шеннон (Charles Shannon), который снабжал его бумагой, карандашами и красками, а также организовывал выставки. Еще при жизни Трейлора его работы хотел купить директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр (Alfred Barr). Широкая публика обратила внимание на творчество Трейлора в 1982 году, когда была устроена популярная выставка «Народное творчество афроамериканцев». Трейлор создавал очень экспрессивные изображения людей и животных, причем экспрессии в своих работах он достигал весьма лаконичными методами, что дало критикам повод прозвать его «уличным Матиссом». Сейчас произведения этого необычного художника продаются на публичных торгах за десятки тысяч долларов.
«Открытием» ярмарки стал художник Стивен Палмер (Stephen Palme, 1882–1965). Его произведения были обнаружены совсем недавно, на распродаже имущества его опекуна. Палмер был фермером из Висконсина, создававшим фантастические изображения Девы Марии, Иисуса и других библейских персонажей. Творчество Палмера можно было увидеть у Карла Хаммера (где одна из его работ была продана за 4,5 тысячи долларов) и на стенде галереи Ricco/Maresca.
Один из владельцев Ricco/Maresca Роджер Рикко (Roger Ricco) заявил, что за три дня выставки ему удалось продать три картины Палмера, а также несколько работ Мартина Рамиреса (
Арт-дилер из Великобритании Генри Боксер (Henry Boxer) выставил на продажу работы Джорджа Уайденера (George Widener, р. 1962), американского художника с синдромом Аспергера (мягкая форма аутизма). Уайденер — савант. Его прозвали «молния-календарь-калькулятор» за его невероятную способность запоминать даты, статистические данные и другие цифры. Цифры фигурируют почти на всех его произведениях, на многих из которых изображены также чертежи, карты и календари. На ярмарке аутсайдер-арта Уайденер был очень популярен: в первые пятнадцать минут вернисажа, состоявшегося 8 января, у Генри Боксера купили десять его рисунков. Арт-дилер также рассказал, что многие покупали у него небольшие, размером с открытку, рисунки английской художницы-визионера Мэдж Гилл (Madge Gill, 1882–1961) по цене 100–300 долларов. На многих ее работах изображены таинственные призрачные женщины в фантастических длинных платьях, чем-то напоминающие «Незнакомку» из стихотворения Блока — «И веют древними поверьями ее упругие шелка…» Исследователи считают, что девушки на работах Мэдж Гилл — это изображения ее самой или ее умершей дочери. Гилл была последователем спиритуализма и верила, что рисунки на самом деле создает не она, а дух под названием Myrninerest. Она иногда отдавала свои произведения на выставки, но отказывалась их продавать, ибо не считала себя их истинным автором. Работы Мэдж Гилл можно увидеть в Московском музее творчества аутсайдеров на Измайловском бульваре.
Материал подготовила Юлия Максимова
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090118_outsider_art_fair.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090118_outsider_art_fair.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.