FIAC: тише едешь, дальше будешь
На ярмарке современного искусства в Париже коллекционеры предпочитали покупать работы «проверенных» художников
«Старый конь борозды не испортит» — наверное, так думали коллекционеры, покупая произведения современного искусства на арт-ярмарке FIAC, завершившейся в воскресенье в Париже. На этой ярмарке, в отличие от лондонской Frieze, покупатели делали ставки прежде всего на «проверенные» имена, такие как Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Лучио Фонтана (Lucio Fontana), а произведения молодых художников предпочитали не трогать.
«Коллекционеры вновь обращаются к классике, вместо того чтобы покупать работы модных художников, — говорит Паоло Ведови (Paolo Vedovi), директор брюссельской Galerie Vedovi. — Эти картины будут цениться всегда, и еще они доступнее, чем [произведения — Ред.] американских минималистов». Ему удалось продать две картины Лучио Фонтаны из серии «Пространственная концепция» по цене около 1,3 миллиона долларов. Еще одна «Пространственная концепция», красный холст с одним большим разрезом, была зарезервирована с ценой 680 тысяч евро (859 450 долларов) в итальянской галерее Tornabuoni Arte. Говорят, что Tornabuoni удалось продать и другой холст Фонтаны за 3,5 миллиона евро, — правда, директор галереи Роберто Казамонти (Roberto Casamonti) от комментариев отказался. Сейчас рынок произведений Фонтаны выглядит достаточно солидно. На ставшем уже притчей во языцех аукционе Christie’s 19 октября, после которого пессимистично настроенные критики всерьез заговорили о скорой гибели арт-рынка, холст итальянского художника ушел (со скрипом, правда) за 9 миллионов фунтов, хотя творения других тяжеловесов, Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) и Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), покупателей себе не нашли. А на торгах произведениями итальянского искусства Sotheby’s, прошедших на удивление успешно, Фонтана также стал главной звездой.
Среди ныне живущих художников наибольшей популярностью пользовались Кристофер Вул (Christopher Wool) и Марк Куинн (Marc Quinn). Дилерам, выставившим на продажу работы Вула, сыграло на руку то, что этот 53-летний американский художник не очень плодовит и цены на его вещи не успели раздуться до страшных размеров. Нью-йоркская галерея Luhring Augustine представила 10 абстрактных рисунков Вула по цене от 75 до 100 тысяч долларов. Все они были проданы. По словам директора галереи, Ванессы Критчелл (Vanessa Critchell), четыре рисунка купили музеи, а остальные — частные коллекционеры, преимущественно французы. Однако на произведения других художников спрос был небольшой. Критчелл замечает, что по сравнению с прошлым годом он упал на 50 процентов. «Людям сейчас не до шопинга», — говорит она.
Марк Куинн, так же как и Вул, считается одним из немногих модных художников, в чьи произведения вкладывать относительно безопасно. За два дня парижская галерея Hopkins продала аж 15 его произведений. Особенно популярными оказались статуэтки Кейт Мосс (Kate Moss), чья «старшая сестра», выполненная в золоте, сейчас экспонируется на выставке в Британском музее. Три позолоченных макетика по цене 190 тысяч евро каждый нашли себе покупателей очень быстро. Коллекционеров привлекает то, что Марк Куинн, с одной стороны, модный и радикальный (в последнее время все только и говорят о его скульптурах из замороженной крови), а с другой стороны — давно «признанный», «заслуженный» и обласканный крупными музеями. Между прочим, на пресловутые кровяные скульптуры сейчас собирает деньги лондонская Национальная портретная галерея. На арт-рынке произведения Куинна котируются достаточно высоко. Недавно в Лондоне прошла ярмарка DesignArt, на которой работы художника представила именитая галерея Carpenters Workshop. 25 предметов мебели из каррарского мрамора по цене от 12 до 79 тысяч долларов были раскуплены совершенно спокойно.
Куинн, хоть и относится к «Молодым британским художникам», все-таки не такой экстремал, как братья Джейк и Динос Чепмэны (Jake & Dinos Chapman). В своей работе эти художники делают ставку на самый настоящий horror (ужас). Как известно, кошмары на полотнах и киноэкранах бьют рекорды популярности именно тогда, когда в обществе все относительно спокойно, а сейчас, со всеми потрясениями и адреналиновыми выбросами мирового экономического кризиса, выдуманные страшилки уже не так высоко котируются. Поэтому произведения братьев на FIAC успешными не были. Галерее White Cube удалось продать всего три из восьми бронзовых скульптур под названием «Цветная машина смерти», и всего два из одиннадцати жутких «Викторианских портретов». Директор White Cube Нил Уэнман (Neil Wenman) говорит, что результатом они все равно довольны: продажи сейчас у всех идут вяло, к тому же искусство Чепмэнов во Франции пока не очень известно.
Удачей можно считать продажу карандашного рисунка Пикассо «Портрет Франсуазы», принесшего нью-йоркскому дилеру Кристофу ван де Веге (Christophe Van De Weghe) 725 тысяч долларов. Правда, успех немножко омрачило то, что изначально галерист планировал выручить за работу 825 тысяч. Как считает Ван де Веге, продажи на FIAC шли «не так хорошо, как в прошлом году, но и не плохо, учитывая обстоятельства».
Скандальную ноту в происходящее на ярмарке внесла экспозиция русской галереи XL, на которой были представлены работы русского художника Олега Кулика. Парижские власти посчитали, что произведения Кулика пропагандируют насилие и порнографию, и арестовали их вместе с владельцами галереи.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081028_fiac_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081028_fiac_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.