Скульптура переживает невиданный аукционный бум
В июне влиятельный ресурс artprice.com рассказал о некоторых авторах самых дорогих скульптур. Наиболее известные работы сейчас производятся с помощью целой фабрики ассистентов. Некоторые художники даже наладили поточное производство копий своих шедевров
Одна из основных тенденций сегодняшнего арт-рынка — популярность скульптуры и инсталляции. Богатые покупатели готовы выкладывать миллионы долларов за творения Джеффа Кунса (Jeff Koons), Дэмиена Херста (Damien Hirst) и Такаси Мураками (Takashi Murakami). Скульптуры этих относительно молодых (все родились после 1945 года) художников продаются на аукционах за семизначные, а иногда и восьмизначные суммы. В 2007 году за миллион долларов и более было продано 14 скульптур, а за первые пять месяцев 2008-го — уже 18!
Работы, которые сейчас продаются за такие гигантские суммы, представляют собой новый, зародившийся только во второй половине XX века вид скульптуры. Во времена скульпторов-классиков, а также великих модернистов, таких как Константин Бранкуси (Constantin Brancusi), Аристид Майоль (Aristide Maillol) и Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), «создавать скульптуры» значило вытесывать, высекать, урезывать и шлифовать, то есть снимать массу материала для того, чтобы получился образ. Сегодняшние знаменитые художники просто придумывают концепции для своих произведений, а всю «черную работу» по их созданию выполняют многочисленные ассистенты. Часто работы создаются с помощью приглашенных специалистов, в частности инженеров, ибо новое искусство требует сложных технических расчетов. Скульпторы, работающие даже не в крупных, а в гигантских формах, такие как Аниш Капур (Anish Kapoor) и Ричард Серра (Richard Serra), стремятся выйти за пределы границ возможного, экспериментируя с материалами, технологиями и габаритами работ.
Другая очень важная характеристика современной скульптуры (и современного искусства вообще) — стремление производить шедевры в огромных количествах. Эта стратегия называется people- friendly. Кто-то может пойти на аукцион и приобрести там скульптуру модного художника за миллион-другой долларов, а кто-то зайдет на сайт и купит уменьшенную копию той же работы всего за пару сотен. Разница только в том, что «миллионное» произведение будет одним из пяти экземпляров, а его дешевый «клон» будет одной из двух или трех тысяч реплик.
Для поклонников Кунса, Херста и Мураками наступило настоящее раздолье: для того чтобы хвастаться подлинником знаменитого скульптора, можно приобрести одну из многочисленных подписанных реплик его работ. Хотя за репликами тоже приходится охотиться: они разлетаются, как горячие пирожки и, конечно же, растут в цене. В 2002 году авторские копии знаменитой «Надувной собаки» Джеффа Кунса, выполненные из металлизированного фарфора в количестве 2 300 экземпляров, продавались по цене от 1 200 до 1 800 евро. Сейчас, если есть желание купить такую собачку, придется выложить от трех до пяти тысяч евро. Так же сильно подорожали и «Щенки», 45-сантиметровые фарфоровые вазочки, произведенные в количестве 3 000 копий. Да, цены на творения Джеффа Кунса не стоят на месте, ведь он является автором самой дорогой скульптуры в мире. 30 июня его «Цветок из воздушного шарика» был продан на Christie's за 25,6 миллиона долларов. До этого самой дорогой его работой считалось трехметровое «Подвесное сердечко», проданное на ноябрьском Sotheby’s за 23,6 миллиона долларов. Причем это «сердечко» (весом почти две тонны) было выставлено на аукцион почти сразу после его приобретения предыдущим владельцем, Адамом Линдеманном. Это тоже тенденция: работы модных художников идут на аукцион сразу «с завода», минуя галереи и выставки. Что касается Джеффа Кунса, то он не всегда занимался изготовлением надувных собак и сердечек из хромированной стали: в 1980-х он начинал как создатель инсталляций из пылесосов, баскетбольных мячей и других «декоративных» объектов. Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) тоже в 1920-х годах выставлял писсуар, велосипедное колесо и другие ready mades, но не стремился этим вызвать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Напротив, Кунс, как продолжатель дела художников поп-арта, говорит о том, что самые обыкновенные, повседневные предметы могут быть прекрасными, и своими работами пытается донести эту мысль до «массового зрителя». И его взгляды, как видим, приносят художнику неплохие дивиденды! 7 мая 1992 года на Sotheby’s в Нью-Йорке инсталляция Кунса «Два мяча 50/50 ёмкость» ушла за 65 тысяч долларов. Эта инсталляция, представляющая собой два баскетбольных мячика, наполовину погруженные в аквариум, была создана с помощью обладателя Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана. В 2000 году эта оригинальная работа была продана на нью-йоркском Phillips уже за 220 тысяч долларов, а в 2005 году на Christie’s более крупная версия инсталляции (с тремя мячами) ушла за 420 тысяч.
Самый знаменитый представитель всколыхнувшего в 1990-х годах весь мир движения Young British Artists («Молодые британские художники») Дэмиен Херст работает по похожей схеме. Сейчас он находится на втором месте в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников. В июне 2007 года инсталляция Херста «Весенняя колыбельная» была продана более чем за 17 миллионов долларов. Говорят, что он также является и автором самого дорогого произведения современного искусства: знаменитый платиновый череп, украшенный бриллиантами, вроде бы был продан в лондонской White Cube Gallery за 100 миллионов долларов (хотя, по слухам, с наибольшей вероятностью, покупателем назывался сам Херст). 2007 год принес британскому художнику невероятный успех: за прошлый год цены на его работы скакнули вверх на целых 270 процентов! До этого стоимость произведений Херста росла, но не так быстро. Хотя выдающиеся результаты тоже были: в 1992 году, например, его инсталляция «Бог» была продана за 4 тысячи фунтов стерлингов, а шесть лет спустя эта работа принесла уже 170 тысяч. Как и в случае с Кунсом, высокие цены на самые знаменитые произведения не значат, что творения художника совсем «не по карману» простым смертным. В октябре 2004 года прошла распродажа всего имущества ресторана Херста Pharmacy. Сейчас различные предметы из этого заведения, созданные Херстом, можно купить, например, в Интернете. В марте 2007 года набор из винных бутылок, меню и карточек ресторана был продан за 420 евро. Скоро Херст снова «взорвет» арт-рынок: 15 и 16 сентября пройдет аукцион Sotheby's, полностью посвященный его творчеству.
Японский мастер поп-арта Такаси Мураками занимает третью строчку в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих скульпторов. В мае его веселый «Мой одинокий ковбой» был продан на нью-йоркском Sotheby’s за 13,5 миллиона долларов при эстимейте 3–4 миллиона. В своем творчестве Мураками жестоко высмеивает любовь японской молодежи ко всему kawaii — миленькому, симпатичному, плюшевому. Однако высмеивает в очень поп-артовской манере: многие его работы действительно иначе как kawaii не назовешь. Поклонники Мураками могут купить плюшевые или пластиковые реплики его работ менее чем за 100 евро. В мае на флорентийском аукционе Pandolfini Casa d’Aste его набор из 10 виниловых фигурок был продан за 350 евро. Те, кто предпочитает скульптуре графические работы, могут купить принты Мураками, но здесь нужно действовать осторожно, иначе можно попасть впросак.
В статье упомянуты еще несколько художников, чьи работы продаются более чем за миллион долларов, в частности знаменитый провокатор из Италии Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). В ноябре 2004 года его скульптура «Девятый час» была продана за 2,7 миллиона долларов на Phillips в Нью-Йорке. Работа, изображающая придавленного метеоритом Папу Римского, в свое время шокировала посетителей Королевской Академии художеств в Лондоне и Венецианской биеннале.
Еще один скульптор, чьи произведения превышают планку в миллион долларов, — американец Роберт Гобер (Robert Gober). 15 мая его безымянная скульптура была продана (тоже на нью-йоркском Phillips) за 3,2 миллиона долларов. Эта то ли скульптура, то ли инсталляция изображает торчащую из стены волосатую ногу в сером носке и коричневом ботинке.
Уже упомянутый в начале статьи британец индийского происхождения Аниш Капур также находится в списке авторов самых дорогих скульптур. Его 1,5 метровая гипсовая скульптура совсем недавно, 1 июля была продана на Sotheby’s в Лондоне за 3,4 миллиона долларов. На счету Капура самый масштабный скульптурный проект в мире: в городах Миддлсбро, Стоктон, Редкар, Хартлпул и Дарлингтон поставят его произведения, каждое из которых — размером с футбольное поле.
Если сравнить цены на скульптуру, то получается, что Капур, Гобер и Каттелан сильно отстают от «первой тройки». Наверное, это связано с тем, что каждый из них поставляет не более 10 работ на аукционы в год. И альтернативного, предназначенного «для масс», рынка (в отличие от Кунса, Херста и Мураками) они не создали. Действительно, симпатичных плюшевых уродцев или надувных собак у себя дома хотели бы иметь многие, а вот, например, миниатюрные копии гитлеров и римских пап Каттелана и волосатых антропоморфных фигур Гобера отважатся поставить себе на каминную полку только отдельные оригиналы.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20080714_contemporary_sculpture.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20080714_contemporary_sculpture.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.