1892–1981
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Бельцова-Сута
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства
Из семьи крестьянина, получившего дворянское звание. Училась в Пензенском художественном училище (1912–1917) у И. С. Горюшкина-Сорокопудова, Н. Ф. Петрова, А. И. Штурмана. Занималась под руководством Н. И. Альтмана в Петрограде (1918–1919).
Жила в Риге (с 1919); была замужем за художником Р. Сута (с 1922). В 1922–1923 вместе с ним путешествовала по Европе; посетила Берлин, Париж. Сблизилась с И. А. Пуни и К. Л. Богуславской, познакомилась с Т. Маринетти, Г. Гроссом и другими представителями художественного авангарда. В 1920-х прошла через увлечение кубизмом, творчеством П. Пикассо, Ж. Брака, Ф. Леже. Вместе с мужем организовала мастерскую по росписи фарфора «Балтарс» («Искусство Балтики»); выполняла росписи декоративных тарелок и ваз («Маски», 1925; «Африканский мотив I. Фантазия», 1926; «Мать и дочь», 1927).
Писала портреты (Я. Райниса, 1923; балетмейстера Е. Тангиевой-Берзниек, 1945; художниц Л. К. Аузы, 1957; М. Е. Бирите, 1958; оперной певицы Ж.-Л. Гейне-Вагнер в роли Тоски, 1958; актрисы Я. Панкрат, 1961; балерины И. Гаптер, 1964), пейзажи, натюрморты; занималась книжной иллюстрацией, сатирической графикой. Оформила детские книги для Латгосиздата: «Сашина книжка» А. Т. Кононова (1947, совместно с В. Р. Дишлером), сказка «Теремок» (1951, совместно с В. А. Крегер), «Моя сказка» Ю. А. Жемайте (1953) и другие.
С 1920 — участница выставок. Член и экспонент группы рижских художников (1920–1924), общества «Зеленая ворона» (1927–1931), общества рижских графиков. Экспонировала свои произведения на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925), выставке современного латвийского искусства (1934), Всесоюзных художественных выставках (1957, 1961) в Москве, 1-й выставке изобразительного искусства ЛатвССР (1941), художественной выставке, посвященной 5-летию Советской Латвии (1945), выставках латышских художников (1947, 1949, 1951), Республиканской художественной выставке (1954) в Риге и других. Провела персональные выставки в Риге (1928, вместе с Р. Сутой 1962, 1972), Тукуме (1962), Ленинграде (1972/1973), Лиепае (1974), Юрмале (1977). С 1945 — член Союза художников СССР.
Мемориальные выставки Бельцовой прошли в Риге (1984), Лиепае и Мадоне (1985), Валмиере (1986).
Произведения находятся во многих музейных собраниях, среди них — Национальный художественный музей Латвии в Риге, Музей Севрской фарфоровой мануфактуры и другие. В Риге открыт мемориальный музей-квартира Александры Бельцовой и Романа Суты.
Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть1
17.09.2024Открыт кураторский аукцион AI «Первые имена. Татьяна Маврина»
16.09.2024Открыт 230-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.09.2024Открыты 548-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.09.2024Арт-рынок осенью 2024 года: тенденции и прогнозы. Российский рынок. Часть 2
13.09.2024Арт-рынок осенью 2024 года: тенденции и прогнозы. Российский рынок. Часть 1
10.09.2024Открыты 547-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.09.2024Открыт 229-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
09.09.2024Мнение. Прозрачность на рынке искусства: кому и зачем она нужна?
05.09.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе