- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Интервью с авторами фильма «Пустыня запрещенного искусства»
ARTinvestment.RU 14 марта 2011
Подробности о втором по величине собрании русского авангарда в мире
В прошедшие выходные в нью-йоркском кинотеатре Cinema Village показали прошлогодний фильм «Пустыня запрещенного искусства», рассказывающий о коллекции Игоря Витальевича Савицкого (1915–1984), первого директора Музея искусств узбекского города Нукус. Вебсайт
ARTINFO: Чавдар, Вы выросли в СССР. Знали ли Вы о музее в Нукусе?
Чавдар Георгиев: Я мало того что не слышал о такой коллекции, но даже о существовании самого Нукуса не подозревал. Это был закрытый город, где производили химическое и биологическое оружие. О нем вообще мало кто знает. В России город Нукус и коллекция Савицкого известны разве что ведущим историкам искусства и тем, кто, так сказать, профессионально связан с деятельностью города.
Аманда Поуп: В Вашингтоне, например, здания ЦРУ тоже не афишируются. А тут город, где разрабатывают химическое оружие. Конечно, советские власти не хотели, чтобы о нем кто-то знал.
Ч. Г.: И при этом в Нукусе находится вторая по величине коллекция русского авангардного искусства — более 40 тысяч картин и рисунков.
ARTINFO: Расскажите о коллекции подробнее. Как Игорю Савицкому вообще удалось собрать столько искусства во времена цензуры?
Ч. Г.: Он был хитрецом, как сказала бы Аманда. Очень обаятельный человек, абсолютно преданный своему увлечению. Он буквально жил в музее. У него там висел на вешалке один костюм, приготовленный специально для визитов начальства. Когда оно должно было прийти, он этот костюм надевал. Он все в музее делал сам. И когда местное представительство КПСС выделило ему квартиру, он тут же ее отдал двум реставраторам из Москвы, которым было негде жить.
А. П.: У Савицкого не было денег, но он вращался в художественных кругах, ходил от одной вдовы к другой. Его коллекция произведений 1920–30-х годов собиралась почти два десятка лет — со второй половины 1960-х до его смерти в 1984-м. Так вот, он ходил смотреть на картины, просил вдов разворачивать их — они видели, что он действительно любит искусство, что он настоящий знаток. И они хотели, чтобы работы их мужей экспонировались в музее. Что нас действительно тронуло, когда мы работали над фильмом, — так это то, насколько глубоко в русских людях заложена любовь к искусству. Их интересует не аукционная стоимость работы — им важно, чтобы картина попала в музей, чтобы ее видели люди.
ARTINFO: Какими выдающимися произведениями может похвастаться коллекция Савицкого?
Ч. Г.: Там есть совершенно потрясающие работы художников из Москвы и Петербурга, однако настоящие жемчужины — это произведения так называемого «восточного авангарда», художников, которые приезжали из Москвы, из Петербурга, даже из Сибири — строить в Средней Азии новое общество. И Средняя Азия была для них как Таити для Гогена: роскошные цвета, ислам, суфизм, Шелковый путь... В их работах влияния ислама соединились с европейским модернизмом и русским авангардом. И так появилось это поразительное новое движение в искусстве, которое не видели нигде, кроме как в Узбекистане.
А. П.: Художники эти изображали верблюдов в пустыне — но верблюдов в кубистическом духе. Интереснейший, уникальный стиль. Мы надеемся, что узбекское правительство удастся убедить по-настоящему «признать» эту коллекцию и приложить какие-то усилия к ее популяризации — сейчас она, можно сказать, спрятана от всех, — и что нукусские произведения будут экспонироваться, чтобы появилась возможность их показа в других музеях. Это можно легко устроить, если правительство будет готово сотрудничать.
ARTINFO: Насколько мне известно, к директору музея (Маринике Бабаназаровой. — AI.) уже обращались какие-то западные арт-дилеры с предложениями продать работы из коллекции. Не было ли у нее искушения выставить какие-то предметы на рынок, чтобы на вырученные деньги заботиться об остальном собрании?
А. П.: Насчет искушения — не думаю, но предложения, конечно, были. Штука еще в том, что Музей искусств Нукуса — государственный, и ей могут просто приказать продать тот или иной экспонат.
Ч. Г.: Если завтра придет дочка президента и скажет «Ах, какое красивое украшение!», то что тут поделаешь?
ARTINFO: У вас есть любимые произведения в коллекции Савицкого?
А. П.: Да. «Пурпурная дорога» Урала Тансыкбаева.
Ч. Г.: У меня есть две любимых картины. Первая — это «Бык» живописца Евгения Лысенко, также известная как «Фашизм наступает». Образ быка с ружейными дулами вместо глаз был увиден им во сне. Работу можно увидеть только в Нукусском музее. Художник назвал ее «Фашизм наступает», так как это существо — написанное в экспрессионистском, авангардном стиле — выглядело по-настоящему страшно. Работа оказалась пророческой: через некоторое время разразились сталинские репрессии. А вторая любимая картина, под названием «Чайхана», была выполнена Александром Волковым, русским художником, родившимся в Узбекистане. Любопытно, что мы видели ее не на стене музея, а в хранилище. Это невероятная картина с изображением узбеков за чаем. Правда, чаевничают они на фоне портрета Ленина — работа создавалась в советские времена, и без Ленина, естественно, было не обойтись. Как сейчас у нас в Америке без Обамы. А картины с Лениным сейчас в Узбекистане не в фаворе, поэтому работа прозябает в хранилище и посетители на нее полюбоваться не могут. Ее можно увидеть только в нашем фильме.
А. П.: Это вещь на уровне раннего Пикассо. Совершенно удивительная картина. И то, что она сейчас в хранилище всего лишь из-за какого-то портрета Ленина на стене...
ARTINFO: Искусство все еще очень зависит от политики.
А. П.: Да, они все еще «повязаны». Жизнь Савицкого, его коллекционерская деятельность — везде политика играла центральную роль. И сейчас такая же ситуация.
P. S. Нукусский музей пережил крайне недружелюбную к художественному авангарду советскую эпоху, однако сейчас судьба его остается туманной. Недавно директора Маринику Бабаназарову даже не выпустили из страны на показ фильма в вашингтонской Национальной галерее.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110314__interview_nukus.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110314__interview_nukus.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю