- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Интервью с авторами фильма «Пустыня запрещенного искусства»
ARTinvestment.RU 14 марта 2011
Подробности о втором по величине собрании русского авангарда в мире
В прошедшие выходные в нью-йоркском кинотеатре Cinema Village показали прошлогодний фильм «Пустыня запрещенного искусства», рассказывающий о коллекции Игоря Витальевича Савицкого (1915–1984), первого директора Музея искусств узбекского города Нукус. Вебсайт
ARTINFO: Чавдар, Вы выросли в СССР. Знали ли Вы о музее в Нукусе?
Чавдар Георгиев: Я мало того что не слышал о такой коллекции, но даже о существовании самого Нукуса не подозревал. Это был закрытый город, где производили химическое и биологическое оружие. О нем вообще мало кто знает. В России город Нукус и коллекция Савицкого известны разве что ведущим историкам искусства и тем, кто, так сказать, профессионально связан с деятельностью города.
Аманда Поуп: В Вашингтоне, например, здания ЦРУ тоже не афишируются. А тут город, где разрабатывают химическое оружие. Конечно, советские власти не хотели, чтобы о нем кто-то знал.
Ч. Г.: И при этом в Нукусе находится вторая по величине коллекция русского авангардного искусства — более 40 тысяч картин и рисунков.
ARTINFO: Расскажите о коллекции подробнее. Как Игорю Савицкому вообще удалось собрать столько искусства во времена цензуры?
Ч. Г.: Он был хитрецом, как сказала бы Аманда. Очень обаятельный человек, абсолютно преданный своему увлечению. Он буквально жил в музее. У него там висел на вешалке один костюм, приготовленный специально для визитов начальства. Когда оно должно было прийти, он этот костюм надевал. Он все в музее делал сам. И когда местное представительство КПСС выделило ему квартиру, он тут же ее отдал двум реставраторам из Москвы, которым было негде жить.
А. П.: У Савицкого не было денег, но он вращался в художественных кругах, ходил от одной вдовы к другой. Его коллекция произведений 1920–30-х годов собиралась почти два десятка лет — со второй половины 1960-х до его смерти в 1984-м. Так вот, он ходил смотреть на картины, просил вдов разворачивать их — они видели, что он действительно любит искусство, что он настоящий знаток. И они хотели, чтобы работы их мужей экспонировались в музее. Что нас действительно тронуло, когда мы работали над фильмом, — так это то, насколько глубоко в русских людях заложена любовь к искусству. Их интересует не аукционная стоимость работы — им важно, чтобы картина попала в музей, чтобы ее видели люди.
ARTINFO: Какими выдающимися произведениями может похвастаться коллекция Савицкого?
Ч. Г.: Там есть совершенно потрясающие работы художников из Москвы и Петербурга, однако настоящие жемчужины — это произведения так называемого «восточного авангарда», художников, которые приезжали из Москвы, из Петербурга, даже из Сибири — строить в Средней Азии новое общество. И Средняя Азия была для них как Таити для Гогена: роскошные цвета, ислам, суфизм, Шелковый путь... В их работах влияния ислама соединились с европейским модернизмом и русским авангардом. И так появилось это поразительное новое движение в искусстве, которое не видели нигде, кроме как в Узбекистане.
А. П.: Художники эти изображали верблюдов в пустыне — но верблюдов в кубистическом духе. Интереснейший, уникальный стиль. Мы надеемся, что узбекское правительство удастся убедить по-настоящему «признать» эту коллекцию и приложить какие-то усилия к ее популяризации — сейчас она, можно сказать, спрятана от всех, — и что нукусские произведения будут экспонироваться, чтобы появилась возможность их показа в других музеях. Это можно легко устроить, если правительство будет готово сотрудничать.
ARTINFO: Насколько мне известно, к директору музея (Маринике Бабаназаровой. — AI.) уже обращались какие-то западные арт-дилеры с предложениями продать работы из коллекции. Не было ли у нее искушения выставить какие-то предметы на рынок, чтобы на вырученные деньги заботиться об остальном собрании?
А. П.: Насчет искушения — не думаю, но предложения, конечно, были. Штука еще в том, что Музей искусств Нукуса — государственный, и ей могут просто приказать продать тот или иной экспонат.
Ч. Г.: Если завтра придет дочка президента и скажет «Ах, какое красивое украшение!», то что тут поделаешь?
ARTINFO: У вас есть любимые произведения в коллекции Савицкого?
А. П.: Да. «Пурпурная дорога» Урала Тансыкбаева.
Ч. Г.: У меня есть две любимых картины. Первая — это «Бык» живописца Евгения Лысенко, также известная как «Фашизм наступает». Образ быка с ружейными дулами вместо глаз был увиден им во сне. Работу можно увидеть только в Нукусском музее. Художник назвал ее «Фашизм наступает», так как это существо — написанное в экспрессионистском, авангардном стиле — выглядело по-настоящему страшно. Работа оказалась пророческой: через некоторое время разразились сталинские репрессии. А вторая любимая картина, под названием «Чайхана», была выполнена Александром Волковым, русским художником, родившимся в Узбекистане. Любопытно, что мы видели ее не на стене музея, а в хранилище. Это невероятная картина с изображением узбеков за чаем. Правда, чаевничают они на фоне портрета Ленина — работа создавалась в советские времена, и без Ленина, естественно, было не обойтись. Как сейчас у нас в Америке без Обамы. А картины с Лениным сейчас в Узбекистане не в фаворе, поэтому работа прозябает в хранилище и посетители на нее полюбоваться не могут. Ее можно увидеть только в нашем фильме.
А. П.: Это вещь на уровне раннего Пикассо. Совершенно удивительная картина. И то, что она сейчас в хранилище всего лишь из-за какого-то портрета Ленина на стене...
ARTINFO: Искусство все еще очень зависит от политики.
А. П.: Да, они все еще «повязаны». Жизнь Савицкого, его коллекционерская деятельность — везде политика играла центральную роль. И сейчас такая же ситуация.
P. S. Нукусский музей пережил крайне недружелюбную к художественному авангарду советскую эпоху, однако сейчас судьба его остается туманной. Недавно директора Маринику Бабаназарову даже не выпустили из страны на показ фильма в вашингтонской Национальной галерее.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110314__interview_nukus.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110314__interview_nukus.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"