«Кабинетъ» 3 октября. Краткие итоги
Уход по лотам — 53 %, по деньгам — 47 %. Топ-лотом ожидаемо стал «Орфей» Петрова-Водкина: 30 миллионов рублей. Хорошо уходила театральная графика Тышлера и Фалька, акварели Опица и др.
Вчера в аукционном доме «Кабинетъ» прошли торги «Русская живопись и графика XIX — XX веков». Прошли при полном аншлаге, впервые на моей памяти сотрудникам аукционного дома пришлось добавлять еще один ряд стульев, заворачивавший в коридор, где мало что было видно, зато хотя бы слышно.
Такой повышенный интерес к этому аукциону понятен: главной интригой для собравшихся был топ-лот — недавно обнаруженное полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Орфей». Неизвестная ранее искусствоведам работа середины 1900-х годов является одной из самых ранних законченных символистских картин художника. К тому же она сразу попала на открытые торги. Да еще и с эстимейтом, претендующим на рекорд всего российского арт-рынка, — 30–45 миллионов рублей. До вчерашнего аукциона планку в 30 миллионов рублей на аукционах в России перешагнули только четыре произведения: пейзаж Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» (76 миллионов рублей), марина Ивана Айвазовского «Афонская гора» («Русские сезоны», 23 ноября 2012, 48 миллионов рублей), натюрморт Игоря Грабаря «Груши на красной скатерти» («Русская эмаль», 9 июня 2012, 36 миллионов рублей) и «Натюрморт с фруктами» Николая Фешина («Русская эмаль», 9 июня 2012, 36 миллионов рублей). У «Орфея» Петрова-Водкина тоже получилось взять барьер в 30 миллионов рублей, однако торга с миллионными шагами не вышло: у единственного заинтересованного покупателя по телефону конкурентов не оказалось — и работа ушла по нижнему эстимейту.
Но не одним Петровым-Водкиным, конечно, интересовались вчера коллекционеры. Это подтверждает прекрасный для аукциона изобразительного искусства суммарный результат: уход по лотам составил 53 % (проданы 92 лота из 172), по деньгам — 47 % (общая выручка 49,8 миллиона рублей). Успешней всего торговали по телефонам — к этим покупателям ушли 46 лотов; 38 лотов приобрели в зале; и только 8 произведений достались заочке.
Вчерашний аукцион «Кабинета» можно назвать звездным для графики: отдельные акварели, театральные эскизы превышали эстимейты вдвое или даже втрое, цена на некоторые графические лоты превысила миллион рублей. Так, например, стринг из четырех редких акварелей Георга Опица 1814 года, посвященных пребыванию русских войск в Париже (лоты 2–5), в сумме принес 3,35 миллиона рублей (при общем эстимейте 1,6–1,8 миллиона рублей). Кстати, забавно, что с большим энтузиазмом торговались за пикантные работы «Сценка в борделе» (750 тысяч рублей), «Игра в карты» (1,05 миллиона рублей) и «Кукольное представление в парижском кафе» (1,05 миллиона рублей), чем за более официальную акварель «Мардигра. Колонна военнопленных» (500 тысяч рублей). Как справедливо заметил один из участников в зале, работа о празднике Марди Гра, конечно, и размером побольше, и сам рисунок акварелью искусней, но «это же не бордель».
С успехом были распроданы стринги театральных работ Александра Тышлера (лоты 73–78) и Роберта Фалька (лоты 89–92). Акварельные эскизы костюмов к спектаклям «Чапаев» и «Солнечная сторона» в постановке МОСПС (впоследствии театр им. Моссовета), созданные Александром Тышлером в 1930–1931 годах, разошлись на ура. За эскиз костюма Исаева-Петьки отчаянно спорили три телефонных покупателя и один игрок в зале: в результате от эстимейта 240–500 тысяч рублей дошли до впечатляющей для графической работы суммы в 1,45 миллиона рублей. Этот эскиз, кстати, стал второй самой дорогой работой аукциона после недосягаемого Петрова-Водкина.
Эскизы костюмов Роберта Фалька к спектаклю по пьесе К. Гольдони «Лгун» в постановке театра им. Моссовета 1940 года также были распроданы полностью. Стринг из четырех лотов принес 1,54 миллиона рублей — в пределах эстимейта 1,25–1,85 миллиона. По-видимому, покупатели разделили точку зрения искусствоведа и философа С. Н. Дурылина, писавшего об этих театральных работах Фалька: «художник знает Венецию, чувствует ее неповторимую красоту, любит ее и потому хочет, чтобы ее любили зрители и чувствовали актеры».
Были и другие графические «изюминки» на вечерних торгах. Большая пастель Зинаиды Серебряковой «Окрестности Гурзуфа ранней весной» (лот 36) была продана по старту, за 1,15 миллиона рублей. А за небольшой рисунок 1910-х годов тушью на бумаге «Влюбленная парочка» работы Сигизмунда Видберга (лот 39) конкурировали два телефона и зал, разогнавшие цену молотка с 19–25 тысяч рублей до 145 тысяч рублей. Три графические работы Александры Платуновой — «Сплетни», этюд к рисунку «Сплетники» и «На остановке. Ждут трамвая» (лоты 70–72) — буквально вырывали друг у друга претенденты. Суммарный эстимейт был 102–140 тысяч рублей, а ушли три рисунка за 375 тысяч. Пара работ на бумаге Поля Мака — «Молитва» и «Смеющийся старик» (лоты 113 и 114) — также превысила эстимейт. Примеры успешных продаж графики можно продолжать еще долго.
Что же до живописи, здесь картина двоякая. Некоторые значительные произведения остались без покупателей: «Лето. У старого дома» Константина Коровина за 27–33 миллиона рублей, «Натюрморт с полевыми цветами» Павла Кузнецова за 2,9–4,5 миллиона или сразу три работы Владимира Стожарова с суммарной оценкой 1,5–1,8 миллиона рублей. Зато другие живописные работы с более скромными эстимейтами вызвали у участников желание побороться — например, небольшая картина Павла Радимова «Церковь в Абрамцево», за которую заплатили 180 тысяч рублей против эстимейта 38–45 тысяч рублей.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131004_kabinet_3rd_october.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131004_kabinet_3rd_october.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.