Art Investment

Художники и цены

Найдено неизвестное полотно Кузьмы Петрова-Водкина

3 октября на живописных торгах аукционного дома «Кабинетъ» появится неизвестная ранее картина Кузьмы Петрова-Водкина «Орфей». Работа, как полагают эксперты, была написана в середине 1900-х годов, а значит, является одной из наиболее ранних законченных символистских работ художника.

В пользу авторства Петрова-Водкина говорит сине-серо-зеленый колорит работы, характерный для произведений художника вплоть до 1907 года. В тот период большое влияние на ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества оказывало творчество Михаила Врубеля, которого Петров-Водкин называл «нашей эпохой». Также характерен и античный сюжет полотна — вполне в духе творческих исканий Петрова-Водкина 1900-х годов.

Петров-Водкин обратился к греческому мифу об Орфее, скорбящем у ворот Аида о потерянной навеки возлюбленной нимфе Эвридике. Как полагают исследователи, этот сюжет был навеян трагической смертью возлюбленной художника Елены (Лели) Можаровой от скарлатины в 1905 году. Художник горько скорбел об утрате. Когда впоследствии он познакомился и женился на Марии Иованович, свою жену он в письмах называл Евридикой, а себя ассоциировал с Орфеем, заново обретшим любовь. «Я сильно страдал от своего одиночества, но я сказал себе: “Это необходимо, это нужно, чтобы ты искал, для того, чтобы дать что-то миру”. Когда я впадал в отчаяние, я думал о смерти — что в любой момент могу со всем покончить. Я всегда был в самом себе, всегда являлся зрителем среди людей. <...> И вот, я нашел свою Эвридику», — писал он жене в 1907 году.

Личными переживаниями проникнуто еще одно произведение, созданное в этот период, — пьеса «Звенящий остров». Изначально написанная Петровым-Водкиным в начале 1900-х, пьеса, однако, имеет и более поздние варианты концовки, куда более драматичные. Главный герой пьесы Эгитаф. Символистское имя этого персонажа сконструировано автором с помощью приема обратного прочтения от французского слова Fatigue — «усталый, измученный». Эгитаф — внутренний портрет К. С. Петрова-Водкина начала XX века. Герой остается с Оллой, но в песнях Оллы повторяется имя прекрасной Анеле, живущей в блещущем огнями замке. Если прочитать это имя наоборот, мы поймем, что речь идет о Елене. Рисунки Петрова-Водкина к пьесе «Звенящий остров» выполнены в той же серо-сине-зеленой гамме, что и картина «Орфей».

Еще один довод в пользу «Орфея» — хранящийся в РГАЛИ рисунок Петрова-Водкина «У могилы невесты», на котором изображен юноша в античном одеянии, опирающийся на арфу, подобную изображенной в «Орфее».

Есть мнение, что «Орфей» был задуман и реализован не как картина в раме, а как мебельная вставка или другая интерьерная панель. Этим эксперты объясняют отсутствие подписи на работе. В тот период Петров-Водкин неоднократно работал по заказам своего друга и мецената, архитектора и совладельца мебельной фабрики Р. Мельцера.

И еще один нюанс к портрету работы: по мнению экспертизы, для фигуры Орфея позировала девушка. Этим можно объяснить некую женственность облика главного героя картины.

Интересна история приобретения работы настоящими владельцами. Картину они купили в художественном салоне «Москомиссионторга» в 1961 году всего за 30 рублей. Работа продавалась как произведение неизвестного художника, причем ее неоднократно уценивали, о чем свидетельствует товарный ярлык на обороте. Теперь она оценивается 30–45 миллионов рублей.

Подробнее об истории картины «Орфей» см. здесь.

Источник: сообщение аукционного дома «Кабинетъ»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130920_petrov_vodkin.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130920_petrov_vodkin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1898–1980) Верея. 1954 (24,5 × 34 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

СИТНИКОВ Василий Яковлевич (1915–1987) Обнаженная фигура. Из цикла «Уроки». 1970 (83,4 × 59,6 см)

Текущая ставка250000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1943) Счастливый пьяница (Happy Drinken). 1979 (75,7 × 53,7 см, лист)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».