- Арт-новости
- Оценка картин
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
С Минкульта спросили за вывоз картины Нисского
ARTinvestment.RU 26 мая 2016
Прокуратура считает, что эксперты, аккредитованные Минкультом, занижали стоимость вывозимых на Sotheby’s шедевров, создавали условия для незаконного пересечения границы и допускали другие нарушения
Закрутилось все с того, что «Коммерсантъ» получил в свое распоряжение представление Генпрокуратуры, которая установила, что Министерство культуры «закрывает глаза на злоупотребления экспертов, которые занижают стоимость произведений искусства, что приводит к недополучению налогов с их продажи» и «создает условия для незаконного вывоза культурных ценностей за границу».
Озарение на всех снизошло после проверки, которую инициировало, по словам Владимира Мединского, само же Министерство культуры. Суть претензий прокуратуры можно проиллюстрировать на одном примере.
Два года назад, в июне 2014 года на Sotheby’s был выставлен живописный шедевр Георгия Нисского «Над снегами» 1964 года. Роскошная, музейного уровня вещь, огромный размер (больше полутора метров). Да и провенанс безупречный — из коллекции Международной конфедерации союзов художников (наследница Союза художников СССР). Не удивительно, что эту работу втрое выше эстимейта, почти за три миллиона долларов купил банкир Алексей Ананьев, и сегодня картина Нисского по праву украшает его музей ИРРИ.
Продали. А дальше кто-то задался вопросом: «Позвольте, а как вообще шедевр из собрания Конфедерации оказался на Сотбисе?». Начали копать и выяснили (по информации «Ъ») примерно следующее:
1. Работу вывозил, оформив разрешение на себя как на частное лицо, руководитель конфедерации Масут Фаткулин. Прокуратура сочла это нарушением.
2. Вывоз разрешили на том формальном основании, что работе на тот момент было 50 лет, а скорее, чуть меньше, если вывозили ранее 2014 года. Хотя могли, конечно, запретить, учитывая выдающуюся культурную ценность.
3. Для уплаты 5%-ной пошлины (это если картине насчитали 49 лет) эксперты Минкульта оценили картину в 800 000 рублей. В отличие от Sotheby’s, который оценил ее более чем в 800 000 долларов — в 35 раз дороже.
4. Вероятно, чтобы окончательно навлечь беду на российский Минкульт, британский Sotheby’s продал картину не за 800 000 рублей, а за 102 571 000 рублей — в 128 раз дороже.
В результате Генпрокуратура выразила возмущение: «Да куда же вы смотрели? Стыд у вас есть?». А Минкульт, как в кино, пожал плечами: «Это все из-за Иришки, Иришки Скоробейниковой. Нарушители уже уволены».
Кстати, странно, что уволены. Интересно было бы узнать, за что именно? За небезупречный моральный облик, что ли? Думаю, что выписывающие разрешение эксперты были достаточно благоразумны, чтобы не подводить свои действия под статью. И вполне допускаю, что действовали они строго в рамках тех возможностей, которые предоставляет им закон.
А закон сегодня, по сути, разрешает экспертам делать следующее:
1. Делать оценку для расчета вывозной пошлины вольно, на свое усмотрение. Потому, что стоимость произведения определяет эксперт, аккредитованный Минкультом, а не профессиональный оценщик. Оценивает практически как пожелает. Потому, что специалисту, аккредитованному Минкультом, не нужно подтверждать свою оценку референсными аукционными продажами, приводить методику оценки, составлять официальный отчет. То есть ему не нужно делать всё то, что требуется от обычных профессиональных оценщиков. Поэтому в отдельных случаях так и получается: хочешь — 800 000 рублей, хочешь — 800 000 долларов. Всё едино. И скорее всего, закону не противоречит.
2. Не опираться на Федеральный стандарт оценки культурных ценностей. Потому что никакого стандарта нет. Его проект разрабатывался в 2015 году, но сгинул в кабинетах Минэкономразвития.
3. Пренебречь рядом деталей, включая точные размеры, материалы, техники, название, а то и авторство при описании произведения, для которого выдается разрешение. По идее все это должно быть в экспертизе. Но может и не быть. Потому, что к экспертизе тоже нет четких требований, так как национальный стандарт экспертизы в нашей стране не разработан.
4. Соглашаться на «н/х», даже если явно не н/х, но в экспертизе написано: н/х.
5. Трактовать возраст выпускаемого произведения в широком диапазоне. Например, если в экспертизе написано 1910-е годы, то это как? Если 1918 год, то менее 100 лет, и вывоз может быть разрешен. А если 1915 год и ты раньше предмет не ввозил, то «адью», потому как больше 100 лет. Ну, и для расчета пошлины — всё то же: 49 лет — 5 %, а 51 год — уже 10 %.
Такая система тем не менее работает. Хотя и допускает слишком много субъективного. Теоретически это позволяет кому-то прикрывать глаза на спорные положения и трактовать их в пользу заявителя вывоза. Правда, сегодня чаще бывает наоборот — эксперты Минкульта перестраховываются. В частности, оценивают предметы даже дороже, чем они были куплены реально. А возраст ставят скорее по нижней границе: если написано в экспертизе 1910-е годы, то почти наверняка засчитают как 1910-й, а не 1917-й.
Скандал с вывозом шедевров на зарубежные торги, вполне возможно, повлечет ряд последствий:
1. Ведущие зарубежные аукционы (в первую очередь Sotheby’s и Christie’s) окажутся «под колпаком у Мюллера». Недополученные пошлины — дело государственной важности, поэтому кто-то наверняка начнет листать каталоги аукционов, обращать внимание на эстимейты и отличать 800 тысяч рублей от 800 тысяч долларов.
2. Будет усилен контроль на границе с риском неудобств для добросовестных владельцев, имеющих на руках официальные документы. Там, где слишком повышена бдительность, там высок риск «перегибов» на местах.
3. Наученные горьким опытом, эксперты, аккредитованные Минкультом, при малейших сомнениях будут склоняться к завышению возраста и оценки произведений.
4. Скандал утихнет, а на уровне регламентов все останется, как было. В частности, федеральный стандарт оценки и национальный стандарт экспертизы приняты в ближайшие годы не будут. Оценку для целей вывоза будут делать не оценщики, а эксперты. А столь нужной рынку базы произведений, находящихся в розыске, тоже не появится. Такое мнение.
5. Люди, которые раньше вывозили вещи с «оптимизированной» оценкой, но вполне легально, начнут искать доступ к неофициальным каналам.
И всё это еще полбеды. Ведь чем плохи такие таможенные скандалы? Чем плохо дело Степанова? Чем плохо дело Коха? Чем плох случай с тем же Фаткулиным? Да тем, что новые люди, только вступающие на путь коллекционирования, глядя на все это, подумают: «А стоит ли связываться с русским искусством? А если связался, то стоит ли покупать внутри страны?» То его не вывезешь толком, то еще чего.
Тут бы наоборот поступить, сыграть на опережение: не затягивать гайки, а либерализировать ввоз-вывоз по максимуму, повысить прозрачность процедур, уточнить регламенты, дать людям возможность без опасений распоряжаться своей собственностью и через это повысить привлекательность внутреннего рынка искусства. Чтобы люди не опасались продавать и покупать здесь.
Размечтался? Ну не без этого, конечно.
Источники: kommersant.ru; mkrf.ru; forbes.ru
https://artinvestment.ru/invest/law/20160526_minkult.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20160526_minkult.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Арт-новости
- Оценка картин
- Янтарев В. Старый Иркутск. 1989 г.
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun