Куда уехал цирк. Почему цены на картины бывают ниже, чем 6 лет назад?
ARTinvestment.RU 22 июля 2014
Продолжаем разрабатывать наш список тем, подсказанных жизнью. Разберем несколько возможных причин, почему сегодня при сдаче картины на аукцион вам могут предложить цену ниже, чем 6 лет назад (то есть до 2008 года).
Продолжаем разрабатывать наш список тем, подсказанных жизнью. С недавних пор стали замечать, что при приемке на наши торги отдельных лотов (чаще шестидесятников и современного искусства) с завидной регулярностью повторяется примерно такой эпический диалог:
Сдатчик: За сколько возьмете мою картину на свой аукцион?
Мы: Взять можем, предлагаем резервную цену установить на отметке 50 000.
Сдатчик: А вот на Sotheby’s в Лондоне (на Christie’s в Нью-Йорке… в известной галерее в Цюрихе...) в 2006 (2007…) году почти такую же работу продали за 150 000. И этот факт зафиксирован в вашей же собственной базе аукционных результатов. Почему же мне предлагаете лишь 50 000?
Мы: Ну, Вы нашли, что вспомнить…
Вот что прикажете делать? Начинаешь объяснять, как изменилась ситуация с 2008 года, почему Москва не Лондон, почему об обычном предмете нельзя судить по меркам шедевра… Собственно, для того чтобы в сотый раз не заводить волынку, и была написана эта статья.
Разберем несколько возможных причин, почему сегодня вам могут предложить цену ниже, чем 6 лет назад (то есть до 2008 года):
Причина № 1. Потому, что максимальные цены кончились после кризиса 2008 года. Да, ряд статистических индикаторов свидетельствует о том, что рынок с тех пор уже преодолел кризис и даже превысил докризисные значения. Но это характеризует рынок в целом, в среднем. А в частности ситуация не так однозначна. Например, рынок шестидесятников еще не вернулся к прежним ценовым значениям. И для актуального русского искусства цены пока еще не поднялись к докризисным уровням. С чем тут спорить? Посмотрите наши рейтинги самых дорогих работ шестидесятников и самых дорогих «актуальщиков». Большинство рекордов датируется 2006, 2007 и 2008 годами. А потом все стихло. Точечно цены на многих художников отступили на 20–40 %. Возьмем первых художников, попавшихся на глаза, — рекордсменов рынка русского актуального искусства Виноградова с Дубосарским. 9 из 10 их самых дорогих работ были проданы в период 2007–2008 годов в ценовом диапазоне 82–262 тысячи долларов. А за последние три года самые высокие цены — это 60 тысяч долларов на Sotheby’s и на Vladey. Чаще — 30–40 тысяч долларов. Это, конечно, не в укор художникам, боже упаси. Потом все может измениться, мы на это надеемся и в это верим. Но пока имеем то, что имеем. Поэтому в целом призываем сегодня не путать пиковые аукционные цены с внутренними рыночными.
Причина № 2. Потому, что Москва — не Лондон. Апелляция к ценам на Sotheby’s при желании продать предмет на локальном аукционе в Москве выглядит странно. На первоклассном аукционе в Лондоне цена продажи будет при прочих равных выше, чем на обычном аукционе в Москве. Почему — понятно. Англичане умеют привлечь аудиторию с высокой платежеспособностью. На Sotheby’s и Christie’s покупатели готовы платить дороже еще и потому, что покупка там — это уже сам по себе хороший провенанс. В дальнейшем при перепродаже факт покупки на первоклассном мировом аукционе будет иметь серьезное положительное значение в глазах покупателей. Если предмет берут на сотбисы — кристисы и все условия сдатчика устраивают, то за чем же дело стало?
Причина № 3. Потому, что к ценам предметов среднего качества нельзя подходить с мерками шедевров. Аномально высокие цены достигаются обычно произведениями исключительно удачными по набору характеристик. Нужно трезво смотреть на вещи: таких мало. На лондонских аукционах их больше, на наших — меньше. Если предмет сдатчика к однозначным шедеврам не относится, то хороший способ это компенсировать — установить привлекательно низкий резерв.
Причина № 4. Потому, что отдельные сверхудачные сделки не характеризуют ситуацию в целом. Нередко бывает, что позиция сдатчика по цене формируется под влиянием частной информации. Типа «знакомая только что продала в галерее в Берлине такую же работу за 15 тысяч евро. Почему тогда в России предлагают всего лишь 5–7 тысяч?» Потому, что при назначении цены мы ориентируемся на потенциальных покупателей, которые в ценах хорошо разбираются. В жизни бывают ситуации, когда прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете и с мешком денег вместо эскимо. Но резервная цена — это именно подстраховка, на случай если за неимением волшебника за вещь будут торговаться обычные покупатели, умеющие считать деньги.
Причина № 5. Потому, что посредством низкого резерва аукцион хочет повысить шансы предмета на продажу. Существует немало мест, где можно покупать по высоким ценам — рыночным или чуть выше рыночных. Что может заставить людей покупать именно на аукционе? Ответов много. Но один из них — потому, что присутствует игра. В которой есть шанс не только выиграть редкую вещь, но и купить ее по цене ниже галерейной. Резервная цена должна быть заведомо привлекательной. Брать на торги вещи с резервами на уровне галерейных цен — бессмысленно.
Причина № 6. Потому, что повысилась информированность покупателей о ценах — и решения о покупке стали приниматься более рационально. В 2008 году случился не только кризис. На традиционный рынок искусства нашла еще одна напасть — Интернет. Прежде закрытый в части цен рынок стал более прозрачным. И менее надменным. Покупатели научились пользоваться базами данных аукционных результатов, стали, страшно подумать, даже покупать в Сети. Да что там вспоминать — в 2008 году как раз появился и ARTinvestment.RU со своей базой и форумом. Словом, мы наблюдаем естественный исторический процесс: Интернет и информированность во многих случаях способствуют снижению цен на ряд произведений отдельных художников.
Причина № 7. Сдатчик правильно смотрит результаты в базе, но делает неправильные выводы. С базами нужно уметь работать, нельзя лукаво выбирать только те цены, которые понравились. Да еще и экстраполировать. В первую очередь нужно убедиться, что сравнение идет с предметами действительно сопоставимого качества. Как это сделать — можно прочитать здесь. И даже этого мало. В жизни требуется учитывать массу дополнительных факторов: приуроченные выставки, уровень аукционного дома, среднестатистический процент непроданных лотов, начало делового сезона и пр.
В завершение встречный риторический вопрос: есть ли смысл торговаться за резерв с аукционистом, который сам ничего не покупает? В конечном счете, цену-то определяет рынок, а не аукцион. Если заплатят гораздо больше — всем хорошо (аукцион тоже получит больше комиссионных). Первичная же суть резерва сугубо технологична — страховка от неудачи, чтобы при скверном торге не пришлось отдавать вещь за копейки. Есть, конечно, и вторая суть: если вещь ушла с торгов аномально успешно, то разница между резервом и ценой продажи иногда делится между сдатчиком и аукционом. Это есть. Но, увы, чаще бывает другая ситуация, когда завышенный резерв в спешном порядке приходится корректировать вниз. Или еще хуже — кусать локти, когда вещь, за которую предлагали хорошие деньги, не была продана из-за слишком высокого резерва. И если до кризиса где-то что-то у кого-то было дороже, то не надо тешить себя ложными иллюзиями на повторение чужого успеха шестилетней давности. В конце концов выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к новым реалиям.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20140722_circus.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20140722_circus.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн