Современное и послевоенное искусство на торгах в Лондоне. Грядет ли «февральская революция»? Часть 2. Старая гвардия. Послевоенные модернисты на Sotheby’s и Christie’s
В торги современного искусства включено значительное количество работ послевоенных художников. Цены на них лишены той степени спекулятивности, какая свойственна современному искусству, а эффективность инвестиций более предсказуема
В торги современного искусства устроители часто включают работы состоявшихся послевоенных художников — зарубежных «шестидесятников». По мнению AI, их творчество составляет уже совершенно отдельный пласт. Они уже прочно вошли в историю искусства, определено их творческое значение, а в коммерческом плане ценообразование на их работы происходит уже по законам антикварного рынка. Идеи их современны, но разговор о послевоенных художниках нужно вести все-таки отдельно.
МАРК РОТКО Зеленый, синий, зеленый на синем 1968. Бумага, акрил. 102,9 x 67,3. Оценка аукциона (эстимейт): 2,5–3,5 млн фунтов. Лот № 17. Christie’s. 11.02.09. Прогноз AI: ниже эстимейта или «не продано»
В послевоенной секции Christie’s в число самых дорогих входят картины двух «столпов» модернизма — британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона и американского абстрактного экспрессиониста российского происхождения Марка Ротко. Объединяет их то, что оба художника входят в десятку авторов самых дорогих работ в мире. А также то, что на 11 февраля на Christie’s они будут представлены работами многомиллионными, но не шедеврами. Ротко 1968 года — поздний, цветовая гамма, лишенная высокой агрессивности, понравится не всем. Как и носитель — бумага. Просто декоративный узнаваемый Ротко с эстимейтом 2,5–3,5 миллиона фунтов — логика приобретения есть, но убиваться за эту картину покупатели вряд ли станут.
Примерно то же самое можно сказать о «Мужчине в синем VI» Френсиса Бэкона. На холсте (вот он плюс) изображен очередной «муза» пассионарного художника, с которым он познакомился в отеле Imperial. Ярости и страсти — ни в цветовой гамме, ни в сюжете. Впрочем, кто-то может того и ищет. Эстимейт — 4–6 миллионов фунтов. Мнение AI — вряд ли, или уход ближе к нижней границе.
Работы идеолога «спациализма» (пространственного диалога), итальянского абстракциониста Лючио Фонтана, довольно часто появляются на торгах. Стоят же они обычно более умеренно, чем запрашиваемые на Sotheby’s 5–7 миллионов фунтов за «Пространственный концепт» (1961). Тому есть объяснение. Несмотря на то, что добрая половина всех работ художника носит название «Пространственный концепт» и несет следы физического проникновения сквозь холст, эта картина особенная. Оказывается, она принадлежит к очень редкому венецианскому циклу Фонтаны. И не просто принадлежит, но, по мнению специалистов, является в нем лучшей. 1961 год был богат на события. Избрание Кеннеди, полет Гагарина, надежды, перемены — все это служило новой пищей для философии пространственности и вдохновением для ее провозвестника. Знатоки творчества Фонтаны считают полутораметровый очень декоративный холст шедевром в творчестве итальянского абстракциониста. ARTinvestment.RU не видит оснований им не верить и разделяет подход к ценобразованию. Музейное значение, масса выставок, 45 лет бытования в частной коллекции. Прогноз — 6,5 миллиона фунтов, но возможны любые сюрпризы. Создается впечатление, что недаром на обратной стороне картины художник написал фразу: «Золото так же красиво как Солнце».
Поклонникам творчества Фонтаны, не располагающим многомиллионными бюджетами, стоит дождаться следующего дня. 6 февраля, на дневном Sotheby’s будет выставлен более привычный внешне «Пространственный концепт» 1968 года с фирменными сквозными прорезями. Таких, конечно, слишком много. Зато комфортный размер, яркая желтая водоэмульсионка — такого Фонтану будет видно за сто метров. А эстимейт — в 20 раз ниже, 250–350 тысяч фунтов. Думаю, что многое будет зависеть от итогов предыдущего дня. Если накануне все пройдет удачно, то верхний эстимейт желтого «Фонтаны-лайт» должен покориться в первую минуту торгов.
Творчество Герхарда Рихтера на февральских торгах будет представлено в двух самых известных ипостасях — и его очень узнаваемые колористические абстракции и трогательный размытый фотореализм. Вспомним, что работа Рихтера «Свеча», замыкающая пятерку самых дорогих произведений ныне живущих художников, выполнена как раз в эстетике фотореализма с наложенным эффектом пелены. Счастливчики, кто видел ее живьем, согласны, что та работа 1983 года получилась настолько впечатляющей, что покупатель в прошлом феврале не зря отдал за нее 7,97 миллиона фунтов. Воодушевленный успехом своего прошлогоднего аукциона Sotheby’s и на этот раз выставляет фотореализм — «Троисдорф» 1985 года, большое фотоизложение на тему снимка, сделанного в одноименном городе в Северном Рейн-Вестфалии. Эстимейт на сей раз скромнее — 1,5–2 миллиона фунтов. В плюс работает многое. И то, что похожая работа есть в нью-йоркском Музее современного искусства. И то, что в ней Рихтер демонстрирует свое мастерское обращение с цветом и светом. И ее потрясающая медитативность. Но все это не может замаскировать простого факта. По всему — не «Свеча». Но, с другой стороны, Рихтер есть Рихтер, да и моложе он не становится. Прогноз цены AI для «Троисдорфа» — 2,5 миллиона фунтов.
ЖАН ДЮБЮФФЕ Геолог. 1950. Холст, см. т. 98 х 131. Оценка аукциона (эстимейт): 200–300 тыс. фунтов. Лот № 134 Sotheby’s. 06.02.09. Прогноз AI: в пределах эстимейта
Работы Жана Дюбюффе стали украшением дневных секций торгов как Sotheby’s, так и Christie's. Французскому художнику, мыслителю и теоретику искусства мир обязан термину «ар брют» и выведению обсуждения «грубого искусства» на музейный уровень. Большой холст «Геолог» выставлен на торги с эстимейтом 200–300 тысяч фунтов. Картина относится к периоду увлечения художника исследованием фактуры земли, текстуры почвы, периоду попыток взгляда на макроуровень с микроуровня. Задранная до крайности линия горизонта, придавленный «непричесанный» персонаж — живописное воплощение фирменной аллегории и иронии художника. Для коллекционеров «грубого искусства», наивного искусства и живописи аутсайдеров (а интерес к этим направлениям растет) работы Дюбюффе — опорные в собрании. Поэтому неизменно будут пользоваться спросом. Прогноз цены AI — в пределах эстимейта. Интересно, что неделей позже на Christie’s будет продаваться картина Дюбюффе «Мисс Арайни» того же 1950 года, сходная по техническим и декоративным параметрам, но оцененная в 400–600 тысяч фунтов, вдвое дороже «Геолога». Кто знает, чем объясняется такая разница?
Нормально, если от этой работы будет долго рябить в глазах. Акрил «Торжество» Бриджит Райли считается одной из поворотных вещей в ее творчестве. По сведениям ее биографов, именно в 1974 году кривые как форма линии прочно вошли в ее художественный лексикон. Парадоксальная оптическая абстракция, на которой долго не удержишь взгляда, оценена в 600–800 тысяч фунтов. Это цена, конечно, не за визуальную головоломку, а за результат интеллектуальной работы одной из самых смелых художниц в британском послевоенном искусстве. Если с таким отношением подходить к конкретной работе, то результат может вплотную приблизиться к миллиону фунтов.
РОБЕРТ ИНДИАНА Красная любовь. Замысел 1966 года, изготовление 2000. Пруф. Крашеный алюминий. 183 x 183 x 91,5. Оценка аукциона (эстимейт): 400–600 тысяч фунтов. Лот № 23. Christie’s. 11.02.09. Прогноз AI: 650 тыс. фунтов
В завершение хотелось бы отметить экземпляр «Красной любви» Роберта Индианы. По мнению AI, этот лот достоин борьбы, даже несколько выходящей за рамки эстимейта 400–600 тысяч фунтов. Скульптура с четырьмя буквами LOVE, выполненная из алюминия, очень хорошо известна. В определенном смысле это произведение-легенда. И не беда что работа тиражная — существует аж 10 ее экземпляров (шесть обычных и четыре авторских). Конкретный экземпляр, кстати, из числа artists proof. Прогноз цены AI — 650 тысяч фунтов. Такие позитивные харизматичные вещи должны цениться во все времена.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090202_feb_2009_contemporary_art.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090202_feb_2009_contemporary_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.