«Вечные темы искусства» в ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика на «вечные» темы — «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир»
В ГМИИ имени А. С. Пушкина проходит выставка «Вечные темы искусства». Из множества сюжетов выбраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.
Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора XVIII династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви — «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».
Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано надгробием воина с копьем и щитом — редким произведением конца II — начала I века до н.э.
Памятники великим полководцам — защитникам Отечества — встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М. И. Козловского.
Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А. С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».
Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.
Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу — масштабные видения природы. Таковы картины «Пейзаж со сценами из жизни святых» ренессансного мастера Доссо Досси, «Исполиновы горы» Каспара Давида Фридриха, «Вода и камни под Палаццуоло» Александра Иванова, «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)» Поля Сезанна. Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.
Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина.
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160112_gmii_vechnye_temy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160112_gmii_vechnye_temy.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.