«Макаревич — Елагина: анализ искусства» в ГТГ
Третьяковская галерея представляет работы крупнейших современных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной, размещенные в залах постоянной экспозиции на Крымском Валу
Третьяковская галерея представляет работы крупнейших современных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной, размещенные в залах постоянной экспозиции. Установка объектов лидеров московской концептуальной школы среди произведений живописи середины XX века фокусирует внимание зрителя на двух феноменах — на диалоге искусства разных эпох и на музеефикации искусства. Всего в залах ГТГ размещено 15 объектов.
Часть объектов, которые создали Макаревич и Елагина, свободно располагаются в информационном зале «Искусство второй половины XX века», часть сгруппирована в трех витринах «Атрибуты искусства», «Значение искусства», «Познание искусства», которые демонстрируются в зале «Искусство 1940–1950-х годов». В своих работах художники представляют анализ глубинных, основных понятий искусства: осязаемой вещественности, законов цвета, композиционных правил. С помощью этого анализа инсталляции призваны выявить «субстанцию», первовещество живописи, которое проявляется вне зависимости от содержания и стилистики произведения. Таким образом, зритель получает возможность сравнить проявление общих категорий изобразительного искусства в концептуальной инсталляции и советской живописи.
Чужие в этой части музейной среды, объекты Макаревича и Елагиной переживают музеефикацию как перерождение, трансформацию значения. Они оказываются рядом с узнаваемыми, признанными шедеврами: «Лед прошел» (1945) С. В. Герасимова, «Сенокос» (1945) и «Весна» (1954) А. А. Пластова, «Стакан молока» (1984) Г. М. Коржева, «Матери» (1960–1961) А. П. и С. П. Ткачевых, — которые проходили процесс интеграции в музейное пространство и присвоения статуса экспоната несколькими десятилетиями ранее. Такой опыт столкновения «разновозрастного» искусства без открытой конфронтации в одном пространстве Макаревич и Елагина уже проводили в экспозиции старых мастеров (Тициана, Рембрандта) в знаменитом венском Музее истории искусства (Kunsthistorisсhes Museum) в 2009 году. В таких проектах залы музея используются авторами как изобразительное средство, а не нейтральная выставочная среда.
Примечательно, что Макаревич и Елагина возвращаются в пространство Третьяковской галереи на Крымском Валу спустя 10 лет с момента большой персональной выставки и вновь демонстрируют, что, несмотря на обращение с искусством по принципу «музыку я разъял, как труп», каждое их высказывание всегда остается «в пределах прекрасного».
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150417_makarevich.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150417_makarevich.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.