«Портреты неизвестных. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина»
Выставка представляет 190 портретов представителей дворянского и купеческого сословия России XVIII — XIX веков, поступивших в коллекцию музея с пометкой «портрет неизвестного лица» либо с мифологизированной или ошибочной аннотацией
В Государственном музее А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) открыта выставка «Портреты неизвестных. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина».
Выставка представляет 190 портретов (живопись, рисунок, миниатюра, скульптура) представителей дворянского и купеческого сословия России XVIII — XIX веков, в разное время и при разных обстоятельствах поступивших в коллекцию музея с пометкой «портрет неизвестного лица» либо с мифологизированной или ошибочной аннотацией.
Многие из героев этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
Возвращение портрету имени сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Особенность уникальной экспозиции, открытой на Пречистенке, в том, что большинству из представленных здесь портретов возвращены настоящие имена! Выставка демонстрирует впечатляющие результаты научно-исследовательской и атрибуционной деятельности музея.
Как правило, портрет человека писался «для памяти ему близких людей, людей его любящих» (В. А. Тропинин), размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи — так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и в конечном итоге родовую память, теряли свои «насиженные» места, корни, рассеивались по миру, оседая безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
Для любого музея приоритетно не столько количество экспонатов, сколько сумма знаний о них — в этом и заключается главный смысл научно-фондовой работы музея. Каждый экспонат в коллекции должен «заговорить», обрести свои «паспортные» данные. Изучение и описание предметов — главное направление в музейной научной деятельности. Атрибуция портретов — наиболее интересная, захватывающая и увлекательная часть этой работы.
Идентифицированный портрет может «рассказать» о себе и о времени несравненно больше, чем его «молчаливый» аналог. Зачинателем научно-атрибуционной работы в музее А. С. Пушкина была Е. В. Павлова. Она стала главным учителем своих коллег. Огромные профессиональные знания, интуиция, блестящая память «на лица» позволили Е. В. Павловой определить не один десяток портретов людей из пушкинского окружения. Добросовестный поиск истины, творческий азарт, благоговение перед искусством портрета легли в основу замечательного альбома, подготовленного Е. В. Павловой и Н. А. Марченко «Лица пушкинской эпохи» (М., 2000), в котором были представлены результаты атрибуций авторов альбома и их коллег — это около 200 портретов в рисунках и акварелях пушкинского времени из собрания ГМП и ГЛМ. В изучении портретов активно участвовали сотрудники музея: Л. И. Вуич, Н. И. Михайлова, Н. С. Нечаева, Г. Г. Светлова, С. Т. Овчинникова. В этой работе неоценимую помощь оказали И. Л. Андроников, М. Ю. Барановская, Т. В. Буевская, Ф. Е. Вишневский, А. М. Горшман, И. С. Зильберштейн, Р. М. Кирсанова, Л. И. Певзнер, С. А. Попов, М. Д. Ромм, Т. Г. Цявловская, Ю. Б. Шмаров — без их опыта и знаний невозможны были бы научные достижения музея.
У выставки «Портреты неизвестных» есть своя «родословная». Одноименная выставка 1969 года продемонстрировала в свое время впечатляющие результаты научно-атрибуционной работы музея в пору его становления. На ней были представлены не менее 80 основных экспонатов — «портретов неизвестных лиц». Тогда впервые в музейной практике публично были представлены результаты атрибуций и научного поиска в этом направлении. В процессе работы выставки были определены около 10 экспонатов.
Со времени первой выставки «Портретов неизвестных» прошло чуть более 40 лет. Музейная коллекция пополнилась не одной сотней портретов. Сегодня в музее активно развивается систематическая работа по атрибуции портретов, разработана методика изучения и определения портретов (автор Т. Г. Дмитриева), которая включает комплекс научных подходов — историко-предметный метод, анализ смешанно-восходящей родословной, привлечение достоверного иконографического ряда. Все это требует от специалистов обширных историко-культурологических и специальных знаний и одновременно профессионального чутья и интуиции.
На выставке представлено свыше 190 произведений, из них «неизвестным» лицом, изображенным на портрете, осталось не более трети из представленных на выставке, что красноречиво свидетельствует о результатах атрибуционной работы музея.
Портреты размещены в экспозиции по хронологии, что позволяет увидеть общественно-психологический образ современника минувшего времени в развитии на фоне трансформации стилевых и жанровых особенностей искусства портрета. Самый ранний портрет датирован 1760-ми годами — это выполненный на пергаменте «Портрет двух девочек за столом»; верхнюю временную границу можно определить акварельным портретом неизвестной молодой женщины, предположительно Г. А. Бибиковой, работы художника А. И. Лебедева.
Открывает экспозицию зал, рассказывающий об истории научной атрибуции портретов в коллекции музея. Одним из сенсационных открытий выставки 1968 года, было представление публике уникального экспоната — единственного известного прижизненного миниатюрного портрета Пушкина-ребенка (на нем будущий поэт изображен в возрасте 2-3 лет), переданного в свое время в музей известным актером Всеволодом Якутом. Споры вокруг портрета и научные поиски, позволившие окончательно и официально атрибутировать этот портрет (иконографическое определение Н. В. Баранской), шли не один десяток лет. К этой работе привлекались даже судмедэкспертные институты США. И вот, на нынешней выставке эта бесценная мемория представляется общественности уже как бесспорная историческая и культурная реликвия.
Поиск и приобщение к собранию прижизненных портретов А. С. Пушкина — наиболее приоритетная работа для музея. Сегодня музей обладает шестью достоверными прижизненными портретами А. С. Пушкина в оригинальной технике. С сожалением надо признать, что новые открытия в области прижизненной иконографической пушкинианы вряд ли представляются возможными. Однако время от времени на суд специалистов-экспертов появляются мифологизированные изображения. Об этом свидетельствует представленный на выставке «Портрет неизвестного молодого человека». Внешне он мало похож на поэта. Однако при атрибуции портрета «сбивал с толку» типаж — модный и характерный для эпохи романтический образ, и одна «упрямая» реалия: на печатной табличке внизу на раме написано: «А. С. Пушкин». Следы бытования портрета ведут в Германию. На протяжении многих десятилетий он хранился в немецкой семье как портрет русского поэта. Как бы ни велико было искушение пополнить коллекцию музея еще одним портретом Пушкина, датированным серединой XIX века, сравнительный иконографический анализ портрета с известными прижизненными пушкинскими изображениями и технико-технологический анализ, выполненный в ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря и удостоверивший время создания — 1840–50-е годы, — не подтвердили семейную легенду.
История существования и бытования семейных реликвий в «дворянских гнездах» зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. В этой связи особенно показателен пример с целой коллекцией из шести миниатюр, поступивших из семьи Селезневых, потомков владельцев дома на Пречистенке, в котором размещен музей. Стойкая семейная легенда об изображенных на портретах военных представителях семьи Селезневых распалась под неопровержимыми аргументами историко-предметного метода, примененного при их изучении военным историком А. В. Кибовским, в результате чего удалось доказать принадлежность отдельных миниатюр к дворянскому роду Шушериных. Как миниатюры оказались в семье Селезневых-Матвеевых при полном отсутствии общих наследственных линий? Этот вопрос, заданный исследователем, может послужить стимулом к дальнейшему поиску.
Настоящей сенсацией нынешней выставки стало представление великолепного живописного портрета одной из самых интересных женщин пушкинской эпохи Марии Николаевны Раевской (Волконской). Портрет стал доступным широкому кругу публики впервые почти за 200-летнюю историю бытования в узком кругу владельцев и коллекционеров. Написанный в 1824 году незадолго до замужества Марии Раевской с героем войны 1812 года и будущим декабристом Сергеем Волконским, этот портрет имеет огромную историческую и эстетическую ценность. Появление экспоната в коллекции московского музея А. С. Пушкина стало возможным благодаря действенной помощи Департамента культуры Москвы.
В контексте открывающейся выставки «Портрет М. Н. Раевской» интересен еще и тем, что представляет собой образец безусловной полной атрибуции, когда по совокупности приходят «в согласие» и результаты технико-технологических исследований, и оценки специалистов-экспертов, и происхождение портрета, и надпись на обороте, и биография модели, и внешнее ее сходство с большим рядом достоверных изображений, и мемуарные свидетельства.
Портреты для литературного музея чрезвычайно важные экспонаты. Это и историко-художественный материал, и способ познания пушкинской эпохи. Но прежде всего портреты — это исторические документы. В лицах и типажах отпечаталось время высоких идеалов и высокой морали. Знание портретов — это и знакомство с современниками поэта. Известно, что пушкинское окружение состояло почти из 2500 человек: родственников, друзей, литераторов, государственных деятелей, военных и чиновников, артистов и художников, купцов и дворовой челяди… И многие из них представлены на выставке «Портреты неизвестных» из собрания московского музея А. С. Пушкина.
Акцентами выставки стали несколько великолепных живописных портретов с интересной историей их появления в музее и научных поисков по определению личности изображенного на полотне. В экспозиции эти портреты выделены цветовым акцентом фона цвета благородного бордо: один из последних прижизненных портретов Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной); портрет Натальи Дубельт, внучки А. С. Пушкина; портрет княгини А. М. Апраксиной (урожд. Пашковой); недавно обретенный музеем великолепный портрет М. Н. Раевской; портрет А. П. Готовцевой; портреты Н. И. Мезенцова, светлейшего князя Италийского графа А. А. Суворова-Рымникского, генерал-майора Донского казачьего войска И. И. Исаева и портрет генерала от инфантерии П. С. Котляревского, «кавказского Суворова», «генерала-метеора», которому А. С. Пушкин посвятил строки в поэме «Кавказский пленник».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110825_portrety.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110825_portrety.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.