Art Investment

ГТГ: «Варвара Бубнова. Графика». К 125-летию со дня рождения

Третьяковская галерея представляет выставку Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983) — живописца, литографа, исследователя и педагога. Русская художница, сформировавшаяся в среде русского авангарда, стала лучшим литографом Японии середины ХХ века

Третьяковская галерея представляет выставку Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983) — живописца, литографа, исследователя и педагога. Русская художница, cформировавшаяся в среде русского авангарда, стала лучшим литографом Японии  середины ХХ века.

Художественные поиски В. Д. Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В. Д. Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов — петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д. Д. Бурлюком, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, К. С. Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов».

Важную роль в жизни В. Д. Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства Вальдемар Матвейс (В. И. Матвей, 1878–1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре.

В. Д. Бубнова изучала древнерусскую культуру, работая научным сотрудником-палеографом отдела рукописей и книг старой печати Исторического музея (1917–1922). Одной из первых в России она увлеклась русской иконой и миниатюрой, оценив выразительность их художественного языка. В эти же годы В. Д. Бубнова трудилась и в знаменитом Институте художественной культуры (ИНХУК), выставляла свои живописные портреты и линогравюры.

Судьба В. Д. Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А. Д. Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет.

Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В. Д. Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В. Д. Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.

Первоначально В. Д. Бубнова работала с цветной литографией, вслед за любимым с юности А.Матиссом отдавая дань насыщенным красочным плоскостям. Но к середине 1930-х годов она сосредоточилась на черно-белой гравюре. Отчасти это объяснялось желанием отказаться от часто выгоравших литографских красок, но главным образом — увлечением классической японской живописью тушью суйбоку-га. В своих монохромных литографиях В. Д. Бубнова достигла такого мастерства, что была признана лучшим литографом страны и добилась признания в Японии этого вида гравюры как уникальной творческой техники. Как художники, так и критики отмечали высокий профессионализм ее работ, а также отсутствие подражательности и стилизации под восточную экзотику, абсолютную органичность произведений мастера. Именно в Японии сложился авторский почерк В. Д. Бубновой, определились формы и характер ее искусства.

В 1958 году В. Д. Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет. Листы этого периода отличаются особым внутренним напряжением («Портрет А.О.», 1967, бумага, акварель, ГМИИ; «Сухуми. Вечер», 1965, бумага, акварель, гуашь; «Белый цветок в голубой вазе», 1960-е, бумага, гуашь, пастель, белила, перо, чернила, процарапывание, ГТГ). На самом склоне лет, в 1979 году, В. Д. Бубнова вернулась в Ленинград.

Настоящая выставка — второй показ работ художницы в Третьяковской галерее. Впервые ее творчество было представлено здесь камерной экспозицией после передачи в дар музею в 1999 году листов В. Д. Бубновой одним из ее друзей, А. Г. Кучеряевым.

Экспонируется около 70 произведений из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций. В основном это работы второй половины 1940-х — 1970-х годов. Ранних произведений художницы почти не осталось: они сгорели вместе с мастерской и домом В. Д. Бубновой во время бомбежки Токио в 1945 году. Трагедия пережитого отразились в литографиях тех лет, выполненных в экспрессивной манере. Редкие довоенные листы были сохранены в семьях японских друзей художницы. Тем более уникальны представленная на выставке литография «Слушают скрипку» (1927, ГТГ) и акварель «Человек, который страдает животом» (1922 (1923?), частное собрание). На выставке художница предстает как острый и проницательный портретист («Девочка», 1958; «Портрет Чио Сасаки», 1958, обе — литография, ГМИИ), тонкий пейзажист и мастер натюрморта («Фары в лесу», 1957, ГТГ; «Белые цветы на сером фоне», 1942, ГМИИ, обе — литография), наблюдательный жанрист, запечатлевший повседневную жизнь японцев («В вагоне III класса», 1949, ГМИИ; «Из леса», 1953, ГТГ, обе — литография).

Зритель увидит многообразие возможностей черно-белой литографии — от тонкого линеарного рисунка, несколькими штрихами передающего глубину пространства («Фантастика гор», диптих, без даты, ГТГ), до живописных эффектов в переходе тонов от глубокого черного пятна к едва видимой дымке — того, что мастера «суйбоку-га» достигали неравномерными нажимами кисти («Будда на кладбище», 1953, ГМИИ; «Дождь», 1957, ГМИИ). Представлены листы, выполненные и в других графических техниках — цветной литографии, акварели, пастели, гуаши, туши. Работы В. Д. Бубновой отличает энергичная манера письма, по мнению японских критиков, не свойственная женщине.

Живя в Японии, В. Д. Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А. С. Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В. Д. Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции.

Выставка открыта с 10 мая по 3 июля (Крымский Вал, 10, залы №  21–22).

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110510_bubnova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110510_bubnova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».