Александр Шевченко в Третьяковской галерее
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка Александра Шевченко
Сегодня, 23 марта, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 80–82) состоится открытие выставки произведений Александра Шевченко.
Александр Васильевич Шевченко (1883–1948) — живописец, график, педагог — относился к той плеяде мастеров, чье творчество знаменовало собой наивысший расцвет русского искусства 1910–30-х годов. Именно творчество Шевченко было предъявлено Сталину в качестве образца формализма. Его юбилейная выставка в апреле 1933 года в Музее изобразительных искусств была внезапно и преждевременно закрыта через 10 дней после вернисажа без объяснения причин.
А. В. Шевченко не принадлежал к числу открывателей и изобретателей новых путей, но он аккумулировал целый ряд важнейших тенденций, индивидуально и неповторимо преломлял их в своем искусстве. Обостренная художественная интуиция помогала ему чутко воспринимать основные проблемы времени, постоянно искать новые средства выражения, технические приемы, увлекаться экспериментами.
А. В. Шевченко получил художественное образование в Строгановском училище (1898–1907, с перерывом), в Париже (1905–1906) в Академии Р. Жюльена, затем в мастерской Э. Каррьера. Выставлялся в «Салоне независимых» (1906). В 1907–1909 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с А. В. Куприным, Р. Р. Фальком, Д. Д. Бурлюком, особенно был близок с М. Ф. Ларионовым.
В 1910 после первой выставки «Бубнового валета» при расколе левых художников А. В. Шевченко примкнул к группе М. Ларионова и Н. Гончаровой, в 1911 участвовал в организации выставки «Ослиный хвост». Однако уже тогда отмечалось, что А. В. Шевченко стоит в стороне от группы, что в его произведениях еще ощущается связь со старыми традициями и «формы кубистов, футуристов и лучистов вводятся в картину строго академически построенную». В 1913 А. В. Шевченко участвовал в выставке «Мишень», популяризировал искусство примитивистов, издал брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», «Принципы кубизма и других течений в живописи всех времен и народов». Участвовал в важнейших авангардных выставках «№ 4», «Союз молодежи» и др. После революции активно работал в ИЗО Наркомпроса, преподавал в 1-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), Вхутемасе, организовывал Музей живописной культуры. В 1922 вступил в общество «Маковец», в 1926 организовал общество «Цех живописцев», с 1932 — член Общества московских художников (ОМХ).
Когда «левые» художники отрицали станковое искусство, А. В. Шевченко был защитником принципов станковизма, отстаивал традиции высокой живописной культуры. В первой половине 1920-х, решая проблему станковой картины, где все подчинено строгой композиционной системе, он ориентировался на творческое наследие Поля Сезанна.
В конце 1920-х — начале 1930-х художник вновь обратился к примитиву, к искусству Пиросмани, испытывал влияние неоклассических европейских тенденций, Пикассо, Дерена, де Кирико, и в его творчестве сложился некий вариант ар-деко, оказавшийся очень органичным для его дарования.
В последние десятилетия жизни А. В. Шевченко неоднократно подвергался критике за «эстетствующий формализм» и подверженность западноевропейскому модернизму, но продолжал заниматься живописью, создавал пейзажи и жанры в духе «тихого искусства». В конце 1930-х — 1940-е его начала интересовать проблема освещения — дневного и вечернего, рефлексы солнечного света на зелени деревьев и лицах людей. Вместо условной живописной плоскости в картинах появилась пространственная среда, от этого смягчилась четкость контуров и объемов; фигуры в его произведениях находятся не в условно-сочиненной среде, а в конкретной — в окружении природы.
Чрезвычайно важной составляющей творчества А. В. Шевченко была графика. Он получил лучшее с точки зрения освоения графических техник образование в Строгановском училище, и неслучайно из всех многочисленных школ, где он учился, художник больше всего ценил именно Строгановку. На некоторых этапах графика становилась ведущей — например в ранний, импрессионистический и символистский период (1906–1910). Значительным явлением в творчестве А. В. Шевченко 1930-х стали его монотипии — разновидность печатной графики, когда на матрицу из стекла или металла наносится изображение масляной краской, а затем делается отпечаток на бумаге.
Предлагаемая выставка показывает эволюцию и высшие творческие достижения мастера. Впервые спустя 77 лет экспонируется прошедшее сложную длительную реставрацию полотно «У них» (1933). Эта картина, изображающая «загнивающую Европу» и западный экономический кризис, была представлена на персональной выставке 1933 года.
В настоящую экспозицию вошло более полутораста произведений живописи и графики из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С.Пушкина и нескольких частных коллекций.
Выставка открыта для публики с 24 марта по 16 мая.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100323_shevchenko.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100323_shevchenko.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.