Выставка Юло Соостера в Литературном музее
Сегодня в Литературном музее открывается выставка Юло Соостера. Представлены графика, живопись и книжная иллюстрация. В этот же вечер состоится презентация книги мемуаров вдовы художника Лидии Соостер «Я с улицы Красина»
Государственный Литературный музей продолжает выставочную программу, посвященную творчеству художников-нонконформистов. Спустя 40 лет после смерти классика «другого искусства», культовой фигуры советского андеграунда Юло Соостера его персональная выставка откроется сегодня в 18.30 в Доме Остроухова (Отдел литературы ХХ века, Трубниковский пер., 17). В этот же вечер состоится презентация книги мемуаров, написанной вдовой художника Лидией Соостер «Я с улицы Красина».
Масштабная ретроспектива выдающегося мастера «метафизического» направления, первая в Москве после долгого перерыва, объединит живописное и графическое наследие из архива семьи, коллекции общества «Мемориал», ряда частных собраний.
Юло Ильмар Соостер (1924–1970) родился и вырос в Эстонии, прошел через сталинские лагеря, а после реабилитации стал одним из лидеров неофициальной художественной культуры Москвы 1960-х. Сила характера и обаяние личности, полная драматических поворотов судьба и превосходное образование, полученное в «западной», независимой по советским меркам республике, в сочетании с талантом и творческой одержимостью быстро принесли Соостеру авторитет в среде андеграунда. Оказавшись в центре скандала в Манеже (1962), когда Никита Хрущев выбранил авангардистов — участников выставки «30 лет МОСХа», он дерзнул возразить лидеру ЦК КПСС.
С теплом вспоминают колоритного эстонца, пример художнического стоицизма, классики нонконформизма, составлявшие его ближайшее окружение: Оскар Рабин, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Эрнст Неизвестный, Эдуард Штейнберг, Иван Чуйков. Крупнейший представитель «Школы Сретенского бульвара», душой которой был Юло Соостер, — Илья Кабаков в 1980-х посвятил товарищу «Записки о неофициальной жизни» и организовал на Западе их совместную выставку «Иллюстрация как средство выживания», отображавшую быт советского барака.
Лагерная тема отчетливо звучит и у Соостера, особенно в ранний период. Ретроспективу в Литературном музее открывают фрагменты серии «Лагерные портреты», обгоревшие при обыске. Семь лет из прожитых им 46-ти Соостер провел в ГУЛАГе, куда попал в 1949 за «принадлежность к антисоветской группе», с абсурдным обвинением в попытке угона самолета. Там он выучил русский язык и встретил будущую жену — Лидию Серх, в юности оказавшуюся в заключении за «антисоветскую агитацию».
Произведения Соостера хранятся в музеях и частных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, а также в Музее изобразительных искусств Эстонии (Таллинн), Тартуском музее искусств, Музее Циммерли (Нью-Джерси, США). Вместе с тем для московского зрителя мастер долго оставался легендой. Первая персональная выставка Соостера состоялась в 1970 посмертно в Тарту, где он окончил Художественный институт (в довоенной Эстонии — Высшая художественная школа «Паллас»), и лишь в 1979 его творчество было впервые объемно представлено в Горкоме художников-графиков на Малой Грузинской улице в Москве.
Выставка объединит знаменитые картины, насыщенные философскими парадоксами, отразившие увлечение метафизикой и сюрреализмом («Можжевельники на оранжевом фоне», 1959; «Красное яйцо», 1964; «Атомный взрыв», 1968), и менее известные произведения графики.
Важное место в творчестве Соостера занимали книжные и журнальные иллюстрации: за них он брался как за единственную возможность заработка, но выполнял столь же тщательно и серьезно, как и живопись «для себя». Сотрудничал с издательством «Знание» и журналом «Знание — сила», стал одним из лучших иллюстраторов фантастики, детской и научно-популярной литературы, в частности книг А. Азимова и К. Саймака, а также первого русскоязычного издания «Вина из одуванчиков» Р. Брэдбери.
Наряду с хрестоматийными работами Соостера представлен целый ряд картин и рисунков, прежде не известных публике, а также архивные фотографии и книги в его оформлении. Будет показан и пример обращения мастера к анимации: вместе с Юрием Соболевым он выступил художником-постановщиком мультфильма «Стеклянная гармоника» (режиссер Андрей Хржановский, музыка Альфреда Шнитке, 1968). Под давлением цензуры фильм подвергся нещадной переделке, шел в кино только две недели, вызвав взрыв интереса у интеллигенции, но вскоре был запрещен и 20 лет пролежал «на полке». В рамках выставки также демонстрируется анимационный фильм Андрея Хржановского «Юло Соостер», состоящий из 2-х частей: «Пейзаж с можжевельником» и «Школа изящных искусств». Кинорежиссер рассматривает творческую жизнь художника как модель рождения нового искусства в эпоху «оттепели». Литературный музей благодарит художников Бориса Жутовского и Михаила Гробмана за помощь в организации выставки Юло Соостера и презентации книги Лидии Соостер.
Выставка открыта для публики с 11 февраля по 3 марта 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100210_sooster.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100210_sooster.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.