Все звезды абстрактного экспрессионизма в Художественном музее Сент-Луиса
В столице американского штата Миссури проходит удивительная выставка Action/Abstraction, на которой можно увидеть главные произведения Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана и других выдающихся представителей Нью-йоркской школы
Город Сент-Луис, расположенный на берегу реки Миссисипи, является столицей американского штата Миссури. Одной из главных его достопримечательностей является замечательный Художественный музей. В его собрание входят более 30 тысяч высококлассных произведений искусства. Среди жемчужин коллекции — китайские статуи Будды, выдающиеся живописные работы Франсиско Сурбарана (Francisco de Zurbarán), Тициана (Titian) и Джона Мартина (John Martin) и очень редкое кубистическое полотно Марка Шагала (Marc Chagall). Кроме того, музей обладает замечательной подборкой произведений немецкого искусства XX века. В одном из залов мы можем увидеть картины Ансельма Кифера (Anselm Kiefer) и Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), другой полностью посвящен постапокалиптической живописи Макса Бекманна (Max Beckmann), а в третьем экспонируются работы немецких экспрессионистов — членов группы «Мост», а также Людвига Майднера (Ludwig Meidner), Георга Гроса (George Grosz), Франца Марка (Franz Marc) и других.
Cейчас в музее проходит выставка Action/Abstraction, посвященная течению в искусстве, благодаря которому Америка (в частности, Нью-Йорк) стала центром арт-вселенной. Речь идет, конечно же, об абстрактном экспрессионизме. В конце 1940-х — начале 1950-х годов художники Нью-йоркской школы — Джексон Поллок (Jackson Pollock), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) и другие — поразили весь мир искусства своими взрывными картинами, сочетавшими в себе эмоциональную мощь экспрессионизма и бескомпромиссность радикального абстракционизма. Абстрактный экспрессионизм не был бы таким популярным течением, если бы не усердие двух американских критиков — Клемента Гринберга (Clement Greenberg) и Харольда Розенберга (Harold Rosenberg). Именно они являются «главными героями» выставки в Сент-Луисе, а произведения художников служат иллюстрациями к их идеям. Гринберг и Розенберг познакомились в 1930-х годах и некоторое время были друзьями, но в 1940-х стали соперниками. Первый считал, что передовое искусство может быть только абстрактным, а второй был совсем не против фигуративных элементов в живописи. Закономерно, что главным «протеже» Гринберга был Поллок, а Розенберга — Де Кунинг. Интересно, что термин Action Painting («живопись действия»), олицетворением которого считается творчество Поллока, на самом деле изобрел Харольд Розенберг — по отношению к Де Кунингу. Оба художника писали монументальные работы, поражающие безумием красок, но в самых известных картинах Де Кунинга, в отличие от культовых произведений Поллока, отлично видна фигуративная основа. Первое, что мы видим на выставке, — одну из огромных «Женщин» Де Кунинга. О живописи абстрактных экспрессионистов нужно понять следующее: если на их картинах присутствуют какие-то намеки на фигуры людей и животных, то чаще всего это изображения страшных монстров. Де Кунинг и его супруга были красивыми людьми, но «Женщин» своих художник писал невероятно уродливыми, с сумасшедшим оскалом. «Женщина II», представленная на выставке, является одной из самых известных работ живописца.
Рядом с ней висит картина Поллока, доказывающая, что и этот художник был фигуративной живописи не чужд. На полотне «Номер 23» 1951 года, написанном уже после «канонических» произведений художника, можно разглядеть сюрреалистическое чудище.
Именно с чудищ началась самая блестящая фаза в карьере Поллока. В следующем зале выставки можно увидеть одно из главных сюрреалистических полотен художника — «Тотем Урок 2». Начинал Поллок как пейзажист, потом под влиянием Пикассо (Pablo Picasso) и Миро (Joan Miró) начал создавать почти абстрактные полотна со странными фигурами. Одним из его главных вдохновителей была мифология североамериканских индейцев. Уже в начале творческого пути художника было видно, что он великолепный колорист.
Конец 1940-х — начало 1950-х годов — самый плодотворный период в творчестве Поллока. Именно тогда он написал свои «иконы атомного века» — drip paintings, которые он создавал, разбрызгивая фабричную краску по расстеленному на полу огромному холсту. На выставке в Сент-Луисе можно увидеть несколько таких полотен, самое большое из которых — «Сближение» 1952 года. Художник покрыл холст плотной паутиной черной краски, затем добавил другие цвета — очень яркие и «кислотные», которые стали «общим местом» во времена поп-арта, но в начале 1950-х были в новинку. В 1964 году издательство Springbokвыпустило пазл «Сближение» из 340 кусочков, который сразу получил звание «самой трудной головоломки в мире». Сейчас в музейном магазине продаются пазлы с той же картиной, но уже из 1 000 кусочков!
На первый взгляд полотна Поллока кажутся хаотическими, но, рассматривая их вблизи, понимаешь, что у них есть четкая внутренняя структура. То же самое можно сказать и о работах другого знаменитого экспрессиониста с трагической судьбой — Жана-Мишеля Баскиа (Jean-Michel Basquiat).
В том же зале висит большая картина Виллема де Кунинга «Новости Готэма». Это абстрактное полотно, цвета на котором несколько более традиционные, чем у Поллока. Де Кунинг очень любил телесные оттенки. По его словам, «плоть — единственное, ради чего существует искусство». Одним из элементов картины «Новости Готэма» являются отпечатки обрывков газет. Позже газеты в своей работе стали использовать художники-постмодернисты — «блудные сыновья» абстрактного экспрессионизма, такие как Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg).
В следующей комнате можно увидеть картины Аршила Горки (Arshile Gorky) и Ханса Хофманна (Hans Hofmann). Армянин по происхождению, Горки приехал в Америку, будучи подростком. Он входил в круги абстрактных экспрессионистов, но его полотна, представленные на выставке, можно назвать скорее сюрреалистическими. Дикие органические формы на этих картинах напоминают о ранних произведениях Поллока, а также о позднем Кандинском и Миро. При написании многих работ Горки вдохновлялся воспоминаниями о детстве — яркая картина «Сад в Сочи» рассказывает зрителю о сочных фруктах и чувственных цветах юга России. Другие полотна художника, представленные на выставке, не столь невинны: произведение «Дневник соблазнителя» богато откровенными сексуальными аллюзиями, а картину «Печень — это гребень петуха» впору называть «Бал монстров». Фигуры, изображенные на ней, похожи на страшных чудищ, собравшихся на кровавое пиршество.
Ханс Хофманн, также как и Горки и Де Кунинг, менее известен, чем Поллок. Впрочем, знаменитостью в арт-кругах он стал задолго до того, как был придуман термин «абстрактный экспрессионизм»: в своем родном Мюнхене он основал художественную школу, в которой учились такие уважаемые художники, как Луиза Невелсон (Louise Nevelson) и Вольфганг Паален (Wolfgang Paalen). В 1932 году он закрыл школу и переехал в США, где открыл сразу несколько учебных заведений. Многие именитые абстрактные экспрессионисты постигали премудрости живописного мастерства именно у этого гуру модернизма. На выставке в Сент-Луисе можно увидеть картину «Фантазия» 1943 года, эстетика которой очень близка к той, что разработал Джексон Поллок несколькими годами позднее. Самое выдающееся произведение Хофманна на выставке — полотно Sanctum Sanctorum 1962 года. Здесь художник (которому на момент написания произведения было уже за 80!) подвел итог эпохи абстрактного экспрессионизма: на цветовые поля землистого цвета, а-ля Марк Ротко (Mark Rothko), он «наложил» прямоугольники ярких цветов, напоминающие о серии «Посвящение квадрату» художника Йозефа Алберса (Josef Albers), одного из главных защитников стерильной, строгой абстракции.
Следующий зал посвящен представителям Нью-йоркской школы, которые долгое время оставались в тени главных титанов абстрактного экспрессионизма. Вразрез с провозглашаемыми ими принципами либерализма, критики 1940-х годов предпочитали писать о художниках мужского пола и с белым цветом кожи. Норман Льюис (Norman Lewis) дружил с известными художниками и критиками, его работы экспонировались в тех же галереях, что и картины Поллока и Ротко, но продавались они далеко не так хорошо: художник был афроамериканцем. То, что Льюису не удалось стать таким же известным, как его друзья, — великая несправедливость. Его живопись станет настоящим открытием для любителей искусства. На выставке в Сент-Луисе представлена его картина «Сумеречные звуки», на которой изображены элегантные тонкие фигуры на темно-сером фоне. Они похожи на представителей нью-йоркской богемы, веселящихся ночью в джаз-клубе. Джаз был одним из главных вдохновителей Льюиса — так же, как и его друга Поллока.
Рядом с работой Льюиса висят картины Ли Краснер (Lee Krasner). Эта художница, так же, как и Льюис, общалась со всеми главными представителями Нью-йоркской школы и писала отличные картины, но всю жизнь ее воспринимали исключительно как супругу Поллока. Что уж поделать — в то время многие соглашались с шовинистским замечанием Ханса Хофманна «Только у мужчин есть крылья для искусства». В 1951 году прошла персональная выставка Краснер, но ни один критик не захотел о ней написать. А зря: ее произведения в высшей степени оригинальны. На выставке представлено небольшое полотно из серии «Маленькие картины», покрытое таинственными знаками-иероглифами. Краснер была одной из первых, кто стал использовать в своей живописи элементы текста. Таинственные знаки на полотне «Голубой на черном», напоминающем произведения Матисса (Henri Matisse), чем-то похожи на эзотерический символ «ом».
Еще одно «белое пятно» на карте любителей Нью-йоркской школы — творчество недавно умершей художницы Грейс Хартиган (Grace Hartigan). Она, как и многие другие представители второго поколения абстрактных экспрессионистов, писала абстрактные пейзажи. На ее картине «Летняя улица» 1956 года мы видим сочетание абстрактных и фигуративных элементов: на фоне ярких цветовых пятен изображены фруктовый ларек и женская фигура, напоминающая персонажей Виллема де Кунинга.
Далее на выставке представлены работы Марка Ротко, Клиффорда Стилла (Clyfford Still) и Ада Райнхардта (Ad Reinhardt). Яркая картина Ротко, на которой изображены фирменные «вибрирующие прямоугольники», производит далеко не такое гнетущее впечатление, как темные, мрачные полотна художника, экспонирующиеся в лондонской галерее Тейт Модерн. В отличие от работ Ротко, стремившегося выразить на своих полотнах трансцендентальную сущность человеческой души, живопись Клиффорда Стилла не лишена фигуративной основы. Этот художник, хоть формально и считался представителем Нью-йоркской школы, большой город не любил. Многие его картины вдохновлены уникальными особенностями американского ландшафта. На полотне «1950-А № 2», являющемся главным образцом «канонической» фазы в творчестве художника, изображены наложенные друг на друга рваные цветовые поля. Творчеством Стилла вдохновлялся калифорниец Ричард Дибенкорн (Richard Diebenkorn), который существенно расширил представления о том, что такое пейзаж: по его мнению, пейзажем могут быть и фантастические ландшафты, которые мы видим из окна самолета.
Ад Райнхардт, так же, как и Клемент Гринберг, являлся ярым противником любых намеков на реальные предметы в живописи. Его картины ближе к строгому, холодному, безличному минимализму, чем к яростному экспрессионизму Поллока. Работа «Номер 15» 1952 года напоминает произведение современного дизайна, а также полотна Йозефа Алберса. Только прямоугольники на картине Райнхардта не статичны, как квадраты Алберса, а слегка «вибрируют», как цветовые поля Ротко. В этой работе художник исследует взаимодействие различных оттенков синего. В 1960-х годах Райнхардт создавал картины, которые на первый взгляд являются «черными квадратами», но на самом деле состоят из нескольких квадратов, закрашенных очень темными цветами. Так что никаких ноу-хау у Малевича Райнхардт не воровал.
Другой абстрактный экспрессионист, чье творчество очень сильно повлияло на зарождающийся минимализм, — Барнетт Ньюман (Barnett Newman). На выставке представлены две знаменитые картины этого художника, представляющие собой «цветовые поля», разделенные на части вертикальными полосами, которые сам Ньюман называл «застежками». Так же, как и Ротко, художник стремился своими картинами выразить трагическую суть человеческого существования. На выставке можно увидеть не только работы с «застежками» (из серии «Единство»), но еще и другие, не менее впечатляющие произведения. Картина «Генезис — Прорыв» была написана в конце Второй мировой войны. Кажется, что на этом полотне изображен поднимающийся рваный занавес, открывающий взгляду голубое небо с низко висящим черным солнцем. Контраст рваного и хаотического (занавес) с круглым и чистым (солнце) напоминает о работах другого известного абстрактного экспрессиониста — Адольфа Готтлиба (Adolph Gottlieb).
Барнетт Ньюман был не только живописцем, но еще и скульптором. На выставке в Сент-Луисе можно увидеть его обелиск под названием «Здесь III». Эта скульптура является трехмерным вариантом знаменитой «застежки». В том же зале можно увидеть другие творения скульпторов — абстрактных экспрессионистов. Эти художники далеко не так известны, как их собратья — живописцы, просто потому что целей, которые ставил перед собой абстрактный экспрессионизм, гораздо легче добиться, создавая картины, а не трехмерные объекты. Почти все скульптуры, экспонирующиеся на выставке, представляют собой фантастические фигуры. Все они очень красивы и декоративны. Самым известным скульптором — абстрактным экспрессионистом является Дэвид Смит (David Smith), создававший стальные объекты, чьи невероятные формы позволяют говорить о поистине дикой изобретательности автора. Однажды художник даже попытался перевести на язык стали абстрактный пейзаж — так появилась работа «Пейзаж. Река Гудзон», которая считается одним из главных достижений скульптуры XX столетия. Правда, этот шедевр на выставке не представлен, он находится в нью-йоркском музее Уитни.
Один из самых интересных экспонатов — скульптура из бронзы и серебра под названием «Кваннон», созданная египетским художником русского происхождения Ибрамом Лассау (Ibram Lassaw). Кваннон — имя самой главной бодхисаттвы буддийского пантеона. Буддизм оказал огромное влияние на воззрения нью-йоркской богемы 1940-х — 1950-х годов. Еще одна скульптура в зале, работа Дэвида Хэра (David Hare), представляет собой композицию из трех антропоморфных фигур, напоминающих о тотемах и чудищах на ранних картинах Поллока и Горки. Самой «экспрессионистической», наверное, является работа Херберта Фербера (Herbert Ferber) «Каллиграфия в клетке с кистью № 2», в которой две формы как будто пытаются вырваться из клетки, в которую их заточили.
В следующем зале экспонируются работы абстрактных экспрессионистов второго поколения. Там можно увидеть, в частности, картину Хелен Франкенталер (Helen Frankenthaler) «Горы и море», в процессе создания которой она нашла новое применение технике Джексона Поллока. Она разливала на холсте краски, разведенные водой. Франкенталер удалось добиться полного отсутствия на картине следов руки (или кисти) художника, как будто работа была создана самой природой. Ноу-хау Франкенталер взял на вооружение вашингтонский художник Моррис Луис (Morris Louis), чья потрясающая по красоте абстрактная композиция «Радуга» украшает выставочный зал. Как и Поллок, Луис был блестящим колористом.
Как мы видим, большинство последователей классиков абстрактного экспрессионизма вдохновлялись не action painting, а «живописью цветовых полей».
Другой живописец из Вашингтона, Кеннет Ноланд (Kenneth Noland), писал гипнотические концентрические круги, напоминающие мишени. На выставке представлена его картина «Водоворот», в которой мишень находится во вращающемся цветовом пятне мистического голубого цвета.
Художник русского происхождения Джулс Олицки (Jules Olitski), так же как и Франкенталер, Ноланд и Луис, экспериментировал с различными техниками для того, чтобы картина выглядела так, как будто она не создана живым человеком, а появилась ниоткуда. Он стал наносить краску на холст в виде аэрозоля, благодаря чему на его полотнах цвета переходят один в другой без всяких следов кисти. Эта техника принесла художнику известность, и в 1966 году он даже представлял США на Венецианской биеннале.
На выставке также можно увидеть произведения художников, на которых повлиял абстрактный экспрессионизм, — Джаспера Джонса (Jasper Johns), Питера Сола (Peter Saul) и Класа Ольденбурга (Claes Oldenburg). Особенно интересна работа последнего: это большое скульптурное изображение сердца, по-поллоковски залитое ядовитыми красками. Кроме того, в музее представлен рельеф художницы Ли Бонтеку (Lee Bontecou), также отдающий дань эмоциональности титана абстрактного экспрессионизма. Он сделан из металла и кусков холста и больше напоминает страшное оружие, нежели произведение искусства. Кажется, что оттуда вылетают баллистические ракеты.
Посетители выставки также могут повеселиться в комнате, где находится интерактивная инсталляция Аллана Капроу (Allan Kaprow), отца искусства перформанса. В ней можно писать на стене мелом всякие глупости и создавать «композиции» из табличек с разными словами. Что эта инсталляция делает на выставке абстрактного экспрессионизма?.. Все просто: Аллан Капроу предложил новое прочтение термина «искусство действия», согласно которому главным героем акта творения становится не художник, а зритель. Художник предоставляет зрителю способ выплеснуть энергию — так же, как это делал красками на холсте Джексон Поллок.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090118_action_abstraction.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090118_action_abstraction.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.