«Менипп» и «Эзоп» Веласкеса из музея Прадо в Эрмитаже
Сегодня в Санкт-Петербурге открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», на которой будут представлены две картины великого испанского художника Веласкеса
21 октября открывается выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» — «Менипп» и «Эзоп» из музея Прадо. На экспозиции, организованной Государственным Эрмитажем совместно с мадридским музеем Прадо, представлены два полотна великого испанского художника Веласкеса (1599–1660), принадлежащие к наиболее прославленным шедеврам мировой живописи. Имена мыслителей древности указаны в надписях на картинах.
Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. Его апокрифическое жизнеописание было составлено в XIII веке, сочинения впервые опубликованы в конце XV века и широко распространились в Европе в XVI и XVII столетиях. Согласно легенде, Эзоп был рабом, отпущенным на свободу, беспощадно остроумным автором моральных сентенций, в которых часто выражал свои идеи посредством беседы животных. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык.
На картине Эзоп изображен с книгой, внизу рядом с ним с одной стороны лохани и тряпка — намек на повседневные занятия раба; с другой стороны — уложенные в дорогу вещи и золотая чаша, в краже которой баснописец был ложно обвинен и сброшен с горы жрецами Аполлона в городе Дельфы.
Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до н. э. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Как и Эзоп, Менипп был освобожденным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством, потом утратил свое состояние, жизнь кончил самоубийством, повесившись. Он принадлежал к философской школе киников, отрицавших ученые знания, подвергавших все жесткой критике, в Испании времен Веласкеса киников обвиняли в злословии. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.
Менипп на картине саркастично усмехается. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.
«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Это не грозный, молодой и прекрасный бог войны, каким его представляли себе испанцы времен Веласкеса, но человек среднего возраста, начинающий стареть. Он сидит на постели, в задумчивости, почти полностью обнаженный, но в шлеме, оружие брошено у ног. Образ бога войны явно снижен. В такой интерпретации одни усматривают намек на увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию, войне. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании во второй половине 1630-х годов. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями.
Античные мудрецы осовременены, представлены в виде нищих. Они остро охарактеризованы, превосходно написаны. «Эзоп» — в плотной живописной манере, «Менипп» более текучим мягким мазком. Фигуры показаны с низкой точки зрения, рисуются величественными силуэтами на нейтральном фоне. Колорит выдержан в скупой, строгой коричнево-оливковой гамме.
Значительностью образов и мастерством исполнения картины «Эзоп» и «Менипп» всегда привлекали к себе внимание как ценителей искусства, так и художников. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуар Мане, создавая своих «Философов», с них делали копии живописцы, в том числе, и Илья Репин.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081021_hermitage_velaskes.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081021_hermitage_velaskes.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.