Берлин вспоминает о «человеке в шляпе»
В рамках проекта «Культ художника» Национальная галерея Берлина представляет выставку работ знаменитого немецкого художника Йозефа Бойса
В Государственных музеях Берлина проходят выставки, объединенные общей темой «Культ художника». Что надо сделать художнику, чтобы быть культовым? Во-первых, его должны знать, почитать и любить множество людей. Не просто осознавать, что творчество «нравится» или что оно достойно войти в историю искусства, но искренне восхищаться самим художником. Для этого художник должен быть не просто интересной личностью, но носителем какого-то совершенно уникального образа, неповторимого и очень узнаваемого. Во-вторых, его искусство должно быть в меру «эзотерическим» и не всем доступным — ведь «правильный» культ должен ассоциироваться с чем-то сакральным. Тому, кто стремится познать сущность культа, недостаточно просто посмотреть на него. На пути к пониманию ему нужно будет пройти множество испытаний и хорошенько поразмышлять о мире, в котором он живет, и о своем восприятии этого мира. Многие почитатели культовых художников говорят, что творчество их кумиров изменило им взгляды на жизнь.
Йозеф Бойс (Joseph Beuys, 1921–1986), без сомнения, был культовым художником. При слове «Бойс» любители искусства представляют себе угловатого человека с грустными глазами, в неизменной шляпе. Он создавал отталкивающие на вид, но богатые по смыслу произведения, среди которых скульптуры, рисунки, видео, инсталляции… По мнению Бойса, искусство не просто «красивые штучки», призванные украшать чью-то гостиную. Искусство не должно помогать человеку уйти от действительности, оно само должно стать действительностью. Бойс был очень активен на политическом поприще: одна из его утопических идей подразумевала строительство «прямой демократии», где вместо слепой бюрократической машины решения принимают осознавшие свой творческий потенциал отдельные граждане и коллективы. В начале 1940-х годов, перед тем как уйти воевать, Бойс изучал биологию и ботанику. Увлечение природой осталось на всю жизнь — в 1979 году он даже баллотировался в Европарламент как кандидат от партии «зеленых». Художник был пацифистом, выступал против загрязнения окружающей среды и ядерного оружия.
Одной из основных идей Бойса было то, что «художником может быть каждый». За это его и полюбила радикально настроенная молодежь, вознесшая его до статуса человека-легенды. Надо сказать, Бойс постоянно подпитывал свой имидж, досконально разработав свою мифологию и иконографию. С какими материалами прежде всего ассоциируется Бойс? С фетром, войлоком, топленым салом. Центральным мифом художника была история о том, как во Вторую мировую войну его самолет разбился в Крыму и его, умирающего, спасли крымские татары. Они намазали его жиром и завернули в войлок, чтобы его тело находилось в тепле. Правда это или нет, никто не знает, но в инсталляциях Бойса «спасительные» материалы занимают центральное место — так же, как и мед, который для художника является символом тепла. В самом знаменитом перформансе Бойса «Объясняя картины мертвому зайцу» его лицо намазано медом и оклеено золотой фольгой. Черно-белую фотографию Бойса, с грустным лицом укачивающего мертвого зверька, критики называли «Моной Лизой ХХ столетия».
Берлин отдает дань Йозефу Бойсу выставкой, которая открылась 3 октября в Музее современного искусства Hamburger Bahnhof. Она называется «Йозеф Бойс: Мы — революция!». На ней представлено 270 работ. Главной темой выставки является личность Бойса как основная составляющая его культа. Организаторы хотят дать публике ответ на вопрос, почему современники Бойса так любили этого странного художника и почему «протестная молодежь» 1960-х и 1970-х считала его своим гуру. Так же, как Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), Луиз Буржуа (Louise Bourgeois), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) и другие творцы XX века, не принадлежавшие ни к одному из художественных течений, Бойс создавал произведения, не очень привлекательные на вид, но являющиеся мощным манифестом свободы творческого духа. Выставка Бойса продлится до 25 января 2009 года.
Источники: dascorps.de, krugosvet.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081005_joseph_beuys.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081005_joseph_beuys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.