Выставка Луиз Буржуа в Нью-Йорке
ARTinvestment.RU   27 июня 2008

27 июня в музее Соломона Р. Гуггенхайма открывается ретроспектива гранд-дамы современной скульптуры

Сегодня в нью-йоркском музее Guggenheim открывается самая большая ретроспективная выставка Луиз Буржуа за всю ее более чем 70-летнюю карьеру. Ретроспективу уже видели в главных европейских музеях современного искусства: Тейт Модерн в Лондоне и Центре Помпиду в Париже. В Нью-Йорке она продлится до 28 сентября, а потом отправится в турне по Америке: следующей ее остановкой будет Музей современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе, а затем — Музей Хиршхорна в Вашингтоне.

Буржуа, которой в этом году исполнится 97 лет, является одним из самых значительных скульпторов XX века. Наряду с такими творцами, как Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон, она считается одним из главных представителей экзистенциализма в искусстве. Буржуа дружила с сюрреалистами и абстрактными экспрессионистами, но никогда не принадлежала к какому-то одному художественному течению — ее творчество слишком персонально для этого… Единственное, что вдохновляло и продолжает вдохновлять Буржуа на создание произведений искусства, — это ее личные переживания. Буржуа известна как живописец, график, автор эстампов и создатель перформансов, но славу ей принесли прежде всего скульптуры и инсталляции. Она является автором самой дорогой работы из ныне живущих французских художников: в ноябре 2006 года одна из ее знаменитых скульптур-«паучих» была продана на Christie’s за 3,6 миллиона долларов, а месяц назад другая «паучиха», поменьше, ушла на том же Christie’s, в Париже, за 2,5 миллиона евро (более 4 миллионов долларов).

В Нью-Йорке будет выставлено много «паучих». Паучиха — один из главных мотивов в творчестве Буржуа. В отличие от многих женщин, которые считают, что более мерзкого существа не придумаешь, для Буржуа она символ материнства. Одна из самых больших скульптур на эту тему так и называется — «Мама». На создание «паучих» скульптора вдохновил собственный материнский опыт, а также воспоминания о матери — «уравновешенной, умной, терпеливой, рассудительной, утонченной, проницательной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук». Вообще при создании скульптур, графических произведений, картин и инсталляций Буржуа не пользуется универсальной символикой: у нее есть своя. Большинство ее произведений — попытка облечь в материальную форму мрачные воспоминания о детстве.

Луиз Буржуа выросла во Франции. В семье всем заправлял властный и строгий отец, который нередко насмехался над дочерью. Душевную травму девочке нанесло еще и то, что отец открыто изменял ее матери, в том числе и с гувернанткой, которая жила у них в доме. Несмотря на распутное поведение отца, тема сексуальных отношений в семье была табуирована. Лицемерие отца и постоянные шпильки в адрес Луиз создали в семье гнетущую атмосферу, которая наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь художницы и позднее во всем своем тяжелом многообразии воплотилась в ее инсталляциях. По признанию Луиз Буржуа, все ее творчество — попытка справиться с эмоциями. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам, — говорит миниатюрная художница. — Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам».

На выставке в музее Гуггенхайма можно будет увидеть все ее знаменитые произведения: не только «паучих», но еще и «Женщины-дома», «Тотемы», «Янусы»… «Женщина-дом» — серия картин, изображающих обнаженную женскую фигуру, из тела которой вырастает дом. Эти работы — размышление художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. «Тотемы» — квазипримитивистские абстрактные скульптуры (серия «Фигуры», скульптуры «Колонна», «Слушающий» и др.).

Ее безликие молчаливые «Фигуры» — зримое воплощение чувств Буржуа, которые она испытывала, уехав в начале 1940-х годов из раздираемой войной Франции в США. Поселившись в Нью-Йорке с мужем, историком искусства Робертом Голдуотером, она чувствовала свою вину перед оставшейся в Европе семьей. Многие критики считают, что «Фигуры» олицетворяли для нее покинутых родственников.

Позже Буржуа стала создавать произведения, поражающие своей «телесностью». Чувственные органические формы ее скульптур иногда шокируют своими откровенными аллюзиями… Как для большинства послевоенных художников, сексуальность для нее связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. Она играет на контрастах, соединяя в одной скульптуре мужские и женские формы, внешний облик какой-то части тела с ее внутренностью, твердые и мягкие поверхности (серия «Янус»). Для создания таких скульптур Буржуа использовала не только материалы «классические», как то бронзу, мрамор, дерево, гипс, но и мягкие — латекс, текстиль. На выставке будет представлено множество небольших тканевых фигурок, в основном представляющих собой деформированные изображения женского тела. Здесь художница рефлексирует на тему положения женщины в семье, боли, которую ей приходится переносить. В последние годы скульптура Буржуа становится все более реалистичной.

Одна из самых впечатляющих частей выставки — инсталляции Луиз Буржуа. Художница строит небольшие закрытые помещения, куда помещает различные предметы, которые она ассоциирует с различными воспоминаниями. Инсталляции — ее наиболее автобиографичные работы. Буржуа комбинирует различные личные вещи, объекты и текстильные скульптуры (иногда изображающие небольших, уязвимых людей в любовном объятии), чтобы донести до зрителя свои болезненные воспоминания о детстве. В зале инсталляций царит атмосфера, вызывающая чувство клаустрофобии: в закрытые комнаты-«клетки», выстроенные Буржуа, нельзя заходить, можно только заглянуть внутрь.

На выставке также можно увидеть личную одежду художницы: задача ретроспективы — не только и не столько познакомить зрителя с концепциями художницы, сколько с ней самой, с ее личностью.

К выставке приурочена премьера документального фильма о Луиз Буржуа. Режиссерами картины стали Марион Каджори, автор фильмов о Джоан Митчелл и Чаке Клоузе, и арт-критик Эми Уоллах. Фильм называется «Луиз Буржуа: паучиха, любовница и мандарин». Мандарин — одна из наиболее важных и пугающих частей персональной символики Буржуа. Он отсылает к неприятному детскому воспоминанию: отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую убогую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами «Это Луиз». По словам Эми Уоллах, «все подсознание Буржуа находится на поверхности». Художница очень эмоциональна, иногда с ней тяжело общаться. Но, как говорит Уоллах, такого открытого и откровенного человека, как она, найти очень сложно. Ретроспектива и фильм позволяют узнать, что находится в душе у одной из величайших женщин-художниц в истории.

Одна из создательниц фильма о Луиз Буржуа, Эми Уоллах, сейчас работает над фильмом об Илье Кабакове, который будет показан в рамках московской ретроспективы Кабакова в сентябре.

Источники: guggenheim.org, artdaily.org, artinfo.com, artprice.com, tate.org.uk, nycjpg.com, artinvestment.ru

Что еще почитать на AI:

«Сколько стоят работы Луиз Буржуа? Цены на аукционах» .



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх