Art Investment

Первая ретроспектива Эмиля Нольде в Париже

25 сентября в Гран-Пале открывается выставка, посвященная творчеству одного из самых знаменитых немецких экспрессионистов

С 25 сентября по 19 января в парижском Гран-Пале пройдет выставка, посвященная одному из самых известных представителей немецкого экспрессионизма — Эмилю Нольде (Emil Nolde). Сейчас некоторые живописные и графические произведения Нольде мы можем увидеть в Москве: в ГМИИ им А. С. Пушкина проходит выставка произведений участников группы «Мост» (Die Brücke). Творчество Нольде всегда ассоциируют с «Мостом», хотя членом этой группы художник был менее двух лет.

Настоящее имя художника — Эмиль Хансен. Он родился в 1867 году в деревне Нольде, неподалеку от немецко-датской границы. В 1902 году, после женитьбы, он взял название деревни в качестве псевдонима, дабы подчеркнуть свою связь с родными местами. Художник рос в очень религиозной семье, но, как это обычно бывает в отдаленных сельских районах, христианская вера семьи Хансен тесно перекликалась с язычеством. В своем творчестве Нольде пытался выразить близость к природе, близость к истокам — на его картинах мы видим пылающие закаты над Северным морем и занятых тяжелым повседневным трудом крестьян, христианские символы и гротескных персонажей из древних нордических мифов. Нольде, в отличие от других художников своего времени, таких как Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), Лайонел Файнингер (Lyonel Feininger) и итальянские футуристы, очень не любил изображать современный город. Суровая природа и фантасмагорический мир древних языческих духов были ему гораздо ближе, чем большие города с их высотными домами, заводами и машинами. Поэтому он и сблизился с более молодыми художниками из группы «Мост» — Кирхнером, Эрихом Хеккелем (Erich Heckel), Максом Пехштайном (Max Pechstein) и Карлом Шмидтом-Роттлуфом (Karl Schmidt-Rottluff), которые предпочитали жить и творить на природе. Кроме того, в творчестве Нольде «мостовцев» привлекла «буря красок» — яркие цветовые пятна на его картинах стали таким же фирменным знаком «Моста», как угловатые «египетские» фигурки Отто Мюллера (Otto Müller) и ломаные формы Эриха Хеккеля. Нольде увлекался «примитивным» искусством, а также творчеством главных предтеч экспрессионизма: безобразные гротескные лица на его полотнах напоминают о Джеймсе Энсоре (James Ensor), призрачные фигуры в цветовом мареве — об Эдварде Мунке (Edvard Munch), а красочные вихри — о Винсенте ван Гоге (Vincent van Gogh).

Творчество Нольде и участников группы «Мост», как «близкое к корням», очень любили немецкие националисты первых десятилетий XX века. Нольде отвечал им взаимностью: в начале 1920-х годов он даже стал членом НСДАП. Но это не спасло его, когда Гитлер пришел к власти: его картины и гравюры, так же как и произведения «мостовцев» и других известных модернистов, были объявлены «дегенеративным искусством». Из немецких музеев изъяли 1 052 работы Нольде — рекорд для художника, преследуемого нацистами. Художнику запретили заниматься искусством, но он все равно продолжал создавать небольшие акварели, которые потом окрестил «ненаписанными картинами». После войны художник получил Орден почета — главную гражданскую награду страны. Неоднозначный выбор, учитывая то, что Нольде нередко выражал антисемитские взгляды и позволял себе нелестные высказывания в адрес художников-евреев. Но после войны экспрессионизм вообще был в фаворе у немецких властей, поэтому на запятнанную репутацию талантливого художника решили закрыть глаза.

На выставке в Гран-Пале выставлено 90 картин Нольде, включая знаменитый полиптих «Жизнь Христа», предоставленный Фондом Нольде (г. Зеебюлль, Германия), а также 70 акварелей, гравюр и рисунков. Больше всего в произведениях Нольде поражают феерические краски. Как говорил сам художник: «Я люблю музыку красок. Краски приносят мне счастье. И мне кажется, что они любят мои руки».

Источники: rmn.fr, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080924_emil_nolde_in_paris.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080924_emil_nolde_in_paris.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».