Выходец из черного квадрата
ARTinvestment.RU 11 августа 2008
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Суетина (1897–1954), замечательного художника и одного из самых известных учеников Казимира Малевича
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Николая Суетина (1897–1954), замечательного художника и одного из самых известных учеников Казимира Малевича.
Супрематические композиции, холсты и рисунки с перекрещивающимися линиями и пронзающими друг друга треугольниками, серпами и квадратами, объекты-архитектоны, а также чашки, чайники, узоры для ткани и обоев, архитектурные построения, все вместе составляющие проект переустройства мира по законам искусства, — в такой водоворот самых разношерстных художественных метаний попадает зритель на выставке Николая Суетина.
Справедливости ради надо заметить, что метания от жанра к жанру, попытки заниматься всем сразу, от живописи до праздничного убранства улиц, и головокружительные идеи, как переделать мир, ждут вас на выставке любого художника из когорты русского авангарда. Невероятная мощь художественного порыва, ощутимая во всех этих квадратах и кругах, на первый взгляд кажется необъяснимой, но на самом деле вполне понятна. Когда искусство делается частью революции, а кисть в руках — орудием, способным взорвать вселенную, это заводит любого художника так, что отголоски тогдашнего драйва доходят и до нас.
Суетин был самым преданным учеником Казимира Малевича и очень на него похож. Впрочем, на Малевича похожи все его ученики: неистовый создатель супрематизма требовал от них не только полного с собой согласия, но и единомыслия. Из апостолов Николай Суетин был самым близким. Попавший после кадетского корпуса в революционный Витебск, он с головой окунулся в художественную жизнь, а она в Витебске бурлила не хуже, чем в Петрограде и Москве. Там открыл свою Народную художественную школу Марк Шагал, и Суетин, порвав с военной карьерой, встал под знамена армии искусств.
В 1919-м он познакомился с Казимиром Малевичем и был им крещен в супрематизм. Суетин научился мыслить геометрическими фигурами и лучами, вошел в созданное Малевичем объединение «Утвердители нового искусства» (УНОВИС), вслед за учителем переехал в Петроград, в основанный тем же Малевичем ГИНХУК — Институт художественной культуры, а по сути гнездо авангарда, его творческую лабораторию и штаб-квартиру нового искусства. С Малевичем он оставался до самой смерти учителя в 1935 году, а когда того не стало, разработал и сценарий его похорон, и черно-бело-зеленый супрематический гроб-архитектон, в головах которого стоял вместо иконы знаменитый «Черный квадрат», и надгробный памятник на могиле Малевича в Немчиновке — черный куб, то есть тот же квадрат, только трехмерный. Однако параллельно с созданием супрематических композиций и архитектонов он устроился художником на Государственный фарфоровый завод, бывший Императорский, и там создал свои самые яркие работы, те, которые, говоря о Суетине, вспоминают первыми.
Потому что революция, как наводнение, затопила все. И радикалы от искусства, которым впервые в истории выпал шанс не украшать жизнь, а ломать, строить и менять, полем применения своих сил видели не меньше как всю человеческую жизнь, в том числе и быт до мельчайших мелочей. Тарелки, чашки, чайники тоже должны были стать обновленными и революционными — их-то и создавал Суетин. Напрочь отринув старые формы, он проектировал кубистские кофейники, чашки-половинки и вазы-суетоны (на выставку они привезены из коллекции ЛФЗ). Здесь же, на выставке, видно, как успокаивался Суетин к концу 1920-х. Из пламенного провозвестника новой жизни и нового искусства он превращался во все более традиционного художника. На место беспредметных картин из квадратов и лучей (игры ума, чистых идей) приходили картины все более фигуративные. Вместе с Малевичем он прошел «крестьянский» период: его крестьяне так же, как у Малевича, стоят в полный рост и не имеют лиц, но у Суетина меньше бескомпромиссности цвета, у него цвет не знак самого себя, а действительно окраска платья или платка, у него и смешанные оттенки, и полутона.
Чем дальше, тем меньше в нем остается от авангардиста, тем более обычным он становится. Его серия «Мужики» начала 1930-х уже и от знаковости цвета отошла, и лица у мужиков на месте, вполне выразительные лица, и вообще он уже почти сезаннист. Это не конформизм, приходящий с возрастом, это не художник состарился — состарился мир вокруг него. По картинам Суетина можно ставить диагнозы веку: вот ослепительный революционный взлет, вот откат назад, к спокойной жизни и искусству как украшению гостиной. На выставке в Русском творчество одного художника предстает полным набором иллюстраций к советской истории, так и не поместившейся в бездонном «черном квадрате» первой половины ХХ века.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080811_suetin_in_russian_museum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080811_suetin_in_russian_museum.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн