Art Investment

Модильяни, Пикассо, Матисс и другие на Christie’s в феврале

На аукцион импрессионистов и модернистов Christie’s 6 февраля выставлены выдающиеся работы Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Камиллы Клодель, Василия Кандинского, Анри Матисса и др.

Главные торги нового года Christie’s начнет вечерним аукционом «Искусство импрессионизма и модернизма», который состоится в Лондоне 6 февраля.

Для аукциона отобраны 37 лотов — произведений импрессионизма и раннего авангарда XX века (как фигуративной, так и абстрактной живописи), в том числе работы Ренуара, Модильяни, Пикассо, Кандинского и Матисса. Оценочная стоимость произведений варьируется от 200 тысяч до 22 миллионов фунтов, в то время как суммарный эстимейт всех лотов аукциона составляет 67,47–99,7 миллиона фунтов. В сочетании с аукционом «Искусство сюрреализма» общая предварительная оценка всех лотов вечерних аукционов, которые состоятся 6 февраля, составляет 98,35–146,58 миллиона фунтов.

Окно в мир Модильяни, Пикассо и Клодель: любовь, интриги и музы

Список лотов предстоящего аукциона возглавляет один из наиболее известных портретов кисти Амедео Модильяни (1884–1920) «Жанна Эбютерн (в шляпе)» (1919; эстимейт 16–22 миллиона фунтов), на котором увековечена возлюбленная и муза художника. Этот портрет участвовал в небольшой посмертной ретроспективной выставке произведений художника, прошедшей в рамках XIII Венецианской Биеннале в 1922 году. Это была первая выставка Модильяни в его родной стране. Силуэт Жанны и линии ее шеи полны грации и изящества — они вполне объясняют, почему некоторые из работ Модильяни позднего периода его короткой, но драматической и знаменательной карьеры относят к маньеризму. «Жанна Эбютерн (в шляпе)» поразительно современное произведение, идеализированный образ возлюбленной художника. Безмятежное спокойствие Жанны на портрете ярко контрастирует с легендарными историями о пьянстве и богемном образе жизни, с которым сейчас так часто ассоциируется Модильяни. В образе Жанны ощущается почти религиозное чувство благодати, ее рука поднята как у Богоматери. Новатор в мире искусства модерна Модильяни прожил короткую жизнь и создал относительно немного картин; в сравнении с произведениями современников его работы очень редко попадают на рынок.

Картина кисти Пабло Пикассо (1881–1973) «Обнаженная на корточках» 1960 года предлагается на аукцион из собрания частного американского коллекционера (эстимейт 3–5 миллионов фунтов). В течение 1960 года, когда Пабло Пикассо находился в шато Вовенар, он нарисовал серию работ, посвященных обнаженной женской натуре. Написанное 14 февраля 1960 года, в день Святого Валентина, полотно «Обнаженная на корточках» изображает на зеленом фоне сидящую женщину, скрестившую ноги, по всей видимости, она является современной интерпретацией купальщицы. Картина вызывает ассоциации с работами предшественников Пикассо — от «Вирсавии» Рембрандта (в собрании Лувра) и картины Лукаса Кранаха на библейскую тему, которую Пикассо использовал в качестве темы для эротических вариаций, до противоречивого «Завтрака на траве» Эдуара Мане, образов купальщиц Пьера-Огюста Ренуара и женщин на корточках, присутствующих в картине Эжена Делакруа «Женщины Алжира». Стилевые особенности картины выявляют определенное сходство ее с портретами Жаклин Рок, ставшей супругой художника спустя год после написания «Обнаженной на корточках». Одной из причин, привлекших внимание Пикассо к картине Делакруа «Женщины Алжира», стало практически портретное сходство профилей одной из трех изображенных на полотне женщин и самой Жаклин. Художник зачастую изображал профиль Жаклин разделенным на две части, причем затемненная половина была призвана указать на двойственность ее внутреннего мира. Этот же прием был использован и в работе «Обнаженная на корточках». Поза изображенной на картине женщины также может быть отсылкой к привычке Жаклин сидеть скрестив ноги и одновременно подпирая лицо руками — именно в таком положении она запечатлена на многих фотографиях, сделанных в шато Вовенар.

Написанная в 1934 году работа Пабло Пикассо (1881–1973) под названием «Слепой минотавр, следующий за маленькой девочкой» впервые выставляется на продажу из частной европейской коллекции, в которой она находилась с 1980-х годов (эстимейт 2,8–3,5 миллиона фунтов). Один из наиболее авторитетных биографов Пикассо Джон Ричардсон пишет: «[Пикассо] неоднократно идентифицировал себя с Минотавром — мифическим получеловеком с бычьей головой, в жертву которому приносились молодые девушки. Тем не менее у Пикассо Минотавр не является монстром. Наоборот, будучи жертвой злой судьбы, он вызывает лишь сочувствие — ослепленный любовью к маленькой девочке (являющейся, разумеется, Марией-Терезой Вальтер), он покорно следует за ней». Работа на бумаге, созданная, когда Пикассо был увлечен исследованием мифа о Минотавре, демонстрирует его высочайшее мастерство рисовальщика. Драматизм изображаемой сцены подчеркивают яркие цвета: коричневая голова минотавра, красное платье девочки и зеленые стебли букета в ее руках. В профиле девочки безошибочно угадываются черты юной Мари-Терез Вальтер, музы и возлюбленной художника с конца 1920-х годов. К середине 1930-х годов, когда Пикассо разрывался между браком с Ольгой и любовью к Мари-Терез, он был склонен изображать Минотавра существом несчастным и истерзанным, ослепленным ужасами окружающего его мира.

Датируемая 1967 годом работа Пабло Пикассо (1881–1973) «Художник» изображает фигуру лохматого и бородатого мужчины за мольбертом (эстимейт 2,5–4,5 миллиона фунтов). Это произведение впервые выставляется на продажу из частного собрания.

Работа Камиллы Клодель (1864–1943) «Расставание» (эстимейт 700–900 тысяч фунтов) — ранний вариант одного из самых узнаваемых шедевров в истории скульптуры. Изначально окончательный вариант скульптуры, созданный в разгар романа Клодель и Огюста Родена, назывался «Шакунтала», по имени красавицы из индуистской мифологии, чье трагическое расставание с возлюбленным описывается в древнеиндийской драме. На торги также выставляется работа самого Огюста Родена — созданный в 1883 году «Бюст Виктора Гюго» (эстимейт 200–300 тысяч фунтов).

Становление импрессионизма и искусства начала XX века: работы Ренуара, Кандинского и Матисса

Работа Пьера Огюста Ренуара (1841–1919) под названием «Зонтик» (эстимейт 4–7 миллионов фунтов) была написана в 1878 году — в пору расцвета искусства импрессионизма. Полотно относится к целой серии работ, на которых Ренуар изображал женщин, отдыхающих на природе. Все эти картины были созданы на протяжении нескольких лет, вскоре после первой выставки импрессионистов, состоявшейся в 1874 году. Несмотря на то, что образ женщины с зонтиком появляется в работах Ренуара, начиная с 1867 года, на его более поздние вариации данной темы существенное влияние оказало творчество Клода Моне, которого Ренуар навещал в Аржантее летом 1873 и 1875 годов. У этой работы, выставляющейся на торги впервые за последние 25 лет, превосходный провенанс. Одним из ее первых владельцев был Эрвин Дэйвис — знаменитый коллекционер, проживавший в Нью-Йорке и в 1889 году подаривший музею Метрополитен две работы Эдуара Мане. Впоследствии картиной владел бостонский коллекционер и меценат Роберт Трити Пэйн II.

Пейзажи, написанные Василием Кандинским (1866–1944) в Мурнау в 1908 и 1909 годах, служат ярким свидетельством расцвета его творчества и начала его революционных устремлений в сторону абстракции. Полотно 1909 года под названием «Мурнау. Вид на церковь и железную дорогу» (эстимейт 5–7 миллионов фунтов) является примером того, как художник сумел достичь единства ярких цветовых областей, которые одновременно и складываются в общую картину, и как бы свободно парят над ее поверхностью. Работы Кандинского тех лет демонстрируют его отход от влияния творчества Винсента ван Гога, Поля Гогена и представителей французского фовизма.

Вид, запечатленный на картине, открывался с заднего двора дома в Мурнау, в котором Кандинский жил со своей возлюбленной Габриэль Мюнтер. Красоты Мурнау не только пробудили в художнике любовь к ярким краскам, но и привили любовь к народному творчеству, заставив задуматься о «духовном начале». Эксперименты с живописной техникой, предпринятые художником в 1908–1909 годах, превращают написанные в это время работы из обычных пейзажей в абстрактные размышления о природе живописи в целом.

Абстрактная составляющая творчества Василия Кандинского будет представлена на данных торгах полотном 1942 года под названием «Вибрация» (эстимейт 5–8 миллионов фунтов). Работы, написанные художником в Париже в разгар Второй мировой войны, общепризнанно считаются вершиной его творчества. Эти абстрактные полотна кажутся населенными странными органическими и биоморфными формами. «Вибрация» является одной из крайне немногих масштабных абстракций Кандинского того периода, все еще находящихся в частных руках (большинство работ на сегодняшний день сосредоточены в крупнейших музейных собраниях мира, включая нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхайма и парижский Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду). До наших дней дошел и черно-белый карандашный набросок данной работы, датированный 1941 годом. Масштаб и величие поздних абстракций Кандинского укрепили его репутацию одного из самых смелых и передовых художников своего времени.

Датированное 1921 годом полотно Анри Матисса (1869–1954) «Девушка в зеленом платье» (эстимейт 2,5–3,5 миллиона фунтов) относится к первым годам жизни художника в Ницце, где ему суждено было провести два десятилетия своей жизни. Именно в Ницце Матисс отошел от строгости своих ранних работ, отдавшись во власть ярких цветов и эротизма. Подобные жизнерадостные настроения шли вразрез с атмосферой, преобладавшей во Франции в годы Первой мировой войны. Данная работа была создана Матиссом на заре его взаимоотношений с Генриеттой Даррикаррер — одной из его муз, привнесшей в его работы налет театральности. На картине Генриетта одета в зеленый халат и изображена опирающейся на подоконник, на котором стоит ваза с цветами. «Девушка в зеленом платье», занимающая важное место в творческом наследии Матисса, была частью целого ряда выдающихся собраний, включая коллекции Марселя Капферера, Лилли П. Блисс, Ральфа Ф. Колина и других.

Созданная в 1938 году работа Анри Матисса под названием «Танец» (эстимейт 2,2–3,4 миллиона фунтов) является одним из наиболее ранних образцов произведений, выполненных художником в технике коллажа, в которой он продолжал работать до конца жизни. В центре работы расположена выполненная гуашью копия одного из наиболее узнаваемых произведений художника — одноименной картины 1910 года, оригинал которой на сегодняшний день находится в собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга.

Источник: пресс-релиз Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130115_christie_modigliani.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130115_christie_modigliani.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».