Завоевывают ли западные художники Восток?
Каковы успехи современных западных авторов на азиатских аукционах? Так ли много западного современного искусства продается на восточных торгах и сколько за него платят?
Очередной рейтинг Artprice посвящен десяти лучшим аукционным результатам современных западных художников, достигнутым на азиатских аукционах в 2011 году.
Хотя в Азии спрос на современное искусство растет с огромной скоростью (в 2011 году продажи в секторе контемпорари выросли на 36 % по сравнению с 2010-м), происходит это в основном за счет произведений азиатских художников. В общем рейтинге азиатских аукционных результатов 2011 года первый западный автор находится только на 530-м месте. Маститые западные галереи Нью-Йорка, Лондона и Парижа с гордостью открывают филиалы в Азии для продвижения своих художников, однако о реальном положении дел говорит аукционная статистика по продажам западных авторов на Востоке.
Топ–10 аукционных результатов современных западных художников на азиатских торгах в 2011 году
№ | Автор | Работа | Результат, долларов | Аукцион |
1 | Марк Куинн | Клубничное утро (2010) | 202 400 | 29 июня 2011 (Seoul Auction Center) |
2 | Сара Моррис | Chaser. Из серии «Оригами» (2008) | 74 800 | 16 марта 2011 (K-Auction Seoul) |
3 | Джулиан Опи | Рут, гуляющая в джинсах (2008) | 70 675 | 28 мая 2011 (United Asian Auctioneers HK) |
4 | Ральф Флек | Стадион 15 (2010) | 45 760 | 16 марта 2011 (K-Auction Seoul) |
5 | Ричард Винклер | Купальщицы в лесу (2006) | 37 521 | 20 марта 2011 (Masterpiece Fine Art Auction Singapore) |
6 | Ричард Винклер | Две женщины на пляже (2008) | 29 624 | 07 августа 2011 (Masterpiece Fine Art Auction Singapore) |
7 | Ричард Винклер | Две женщины на пляже (2008) | 26 400 | 20 ноября 2011 (Masterpiece Auction House Jakarta) |
8 | Роберт Лонго | Эскиз с Эриком (1981-1993) | 22 785 | 17 сентября 2011 (Shinwa Art Auction Tokyo) |
9 | Филиппо Шаша | Индонезия, Бали (Кадек) (2010) | 16 500 | 23 января 2011 (Masterpiece Auction House Jakarta) |
10 | Ричард Винклер | Утро на Бали (2011) | 15 396 | 27 ноября 2011 (Christie's HK) |
Британия, некогда доминировавшая на азиатском арт-рынке через свои сообщества в Гонконге и Сингапуре, теперь обходит остальные западные страны по продажам американо-европейских современных художников на азиатских аукционах. «Клубничное утро» Марка Куинна (Marc Quinn, 2010) возглавляет первую десятку западных лотов в Азии с результатом 202,4 тысячи долларов (1-е место). Художник, прославившийся своими монументальными скульптурами английской супермодели Кейт Мосс (которые, кстати, являются самыми успешными его произведениями на мировых аукционах), на азиатской почве пока продал только три свои работы — впрочем, две из них ушли с дороже 110 тысяч долларов. 2011 год в целом был успешным для Куинна, который достиг 16 результатов свыше 100 тысяч долларов (45 % проданных работ Куинна), в том числе и своего первого семизначного результата: за работу «Мифическая Венера» (2006). Кроме того, в 2011 году прошло несколько персональных выставок Куинна: в Бейруте («Mark Quinn 33°53'13" N 35°30'47" E»), Лондоне («Буря желания») и Норвегии («Марк Куинн: вся природа течет через нас»).
МАРК КУИНН Клубничное утро. 2010 Источник: | САРА МОРРИС Chaser. 2008 Из серии «Оригами» Источник: |
Художница Сара Моррис (Sarah Morris) обращается к вопросам урбанизации окружающей среды через живопись и видео-арт, создавая карты геометрических образов. 16 марта 2011 в Сеуле ее работа Chaser (2008) из серии «Оригами», выставлявшейся в White Cube в 2008-м, ушла с молотка за 74,8 тысячи долларов (2-е место). Работы этой серии пользуются спросом: 4 из 19 результатов Сары Моррис свыше 50 тысяч долларов были достигнуты «Оригами». Сеульский результат был по сути рекордным для работ Моррис этой серии (и лучшим для художницы, начиная с 2008). Еще одна работа — «Лебедь» — принесла на 20 тысяч долларов меньше девятью месяцами ранее в Лондоне.
Джулиан Опи (Julian Opie) — второй по популярности западный художник в Азии (по объемам продаж идет за Марком Куинном и его рекордом в 202 тысячи долларов). Аукционные обороты Джулиана Опи в Азии за 2011 год составляют 140 тысяч долларов (это 9 % от его общемирового аукционного оборота); четвертый лучший результат Опи за год достигнут на азиатской почве: работа «Рут, гуляющая в джинсах» (2008) была продана за 70,7 тысячи долларов (3-е место). Об английском художнике Джулиане Опи в Азии узнали после того, как его работы с 2009 года стала продавать знаменитая Kukje Gallery. В 2011-м галерея даже посвятила произведениям Опи отдельный стенд на международной корейской арт-ярмарке KIAF. «Рут, гуляющая в джинсах» принесла художнику второй лучший результат для его мультимедийных работ; на торгах в Гонконге ее купили вдвое дороже по сравнению с европейскими расценками на такие работы Опи (например, «Танцующая Энн 1» шестью месяцами ранее в Лондоне ушла с молотка за 34,8 тысячи долларов).
ДЖУЛИАН ОПИ Рут, гуляющая в джинсах. 2008 Источник: | РИЧАРД ВИНКЛЕР Две женщины на пляже. 2008 Источник: |
В 2010 году в галерее 313 Art Project Gallery состоялась выставка-презентация немецкого художника Ральфа Флека (Ralph Fleck). Через восемь дней после закрытия экспозиции работа Флека «Rastro 21? (Мадрид)» (2005) установила рекордный для художника результат в 22,8 тысячи долларов. А работа «Стадион 15» (2010), тоже купленная на той выставке, через несколько месяцев была продана на аукционе с рекордным результатом 45,76 тысячи долларов (4-е место). Произведения Флека участвуют в выставках с 1977 года, однако вплоть до декабря 2010-го ни одно из них не продавалось дороже 14 тысяч долларов. Но с тех пор все изменилось и работы немца пользуются устойчивым спросом: все 13 лотов, предложенные покупателям в 2011 году, нашли новых владельцев, причем 11 из них ушли дороже нижнего эстимейта.
Американец Роберт Лонго (Robert Longo) не стал дожидаться прихода славы с Востока, прежде чем стать одним из ведущих авторов своего поколения на Западе; его работы представлены в коллекциях Тейт, Центра Помпиду, МоМА и Музея Гуггенхайма. Лонго, известный своими рисунками, одно время увлекался и киноискусством: на его счету научно-фантастический фильм «Джонни Мнемоник» с Киану Ривзом в главной роли. Его «Эскиз с Эриком», проданный на торгах в Токио в сентябре 2011-го за 22,8 тысячи долларов, занял 8-е место в топ–10 аукционных результатов современных западных художников на азиатских торгах в 2011 году и, кроме того, стал самой дорогой западной современной работой, проданной в Японии. Впрочем, ценовой индекс работ Лонго снизился по сравнению с его пиком 2007–2008, когда художник добился четырех своих лучших аукционных результатов. «Эскиз с Эриком» несколько потерял в цене: подобная работа в 2006 году продавалась на 12,2 тысячи долларов дороже.
До 2007 года итальянский художник Филиппо Шаша (Filippo Sciascia) продал только две свои работы на аукционах (обе ушли с молотка в родной Италии в пределах 500 долларов). В 2007 его картина «Женщина-Дракон» в Сингапуре достигла результата 3,5 тысячи долларов. На тот момент Филиппо Шаша уже почти 10 лет жил в Азии (переехал на Бали в 1998). Его единственный аукционный результат в 2011 году (в 2010 таковых было 8) — это 16,5 тысячи долларов за работу «Индонезия, Бали (Кадек)», проданную в Джакарте в январе (9-е место). Именно работа с «местной» тематикой оказалась востребованной на азиатском рынке.
И еще один житель Бали — это швед Ричард Винклер (Richard Winkler), работы которого занимают оставшиеся четыре позиции данного рейтинга (5,6,7 и 10 места). В Азию художник перебрался в 1997 году, и с тех пор рынок его работ исключительно азиатский. В 2011-м он установил новый персональный рекорд работой «Купальщицы в лесу» (2006), проданной за 37,5 тысячи долларов на Masterpiece Fine Art Auction в Сингапуре. Закрывающее данный рейтинг «Утро на Бали» было куплено за 15,4 тысячи долларов в Гонконге в ноябре 2011. С 2006 года работы Винклера подобной тематики подорожали втрое: в Гонконге в 2006-м «Рассвет на Бали» был продан только за 6,5 тысячи долларов.
Что наиболее удивительно в этом рейтинге, так это то, что ни один из вышеперечисленных лучших результатов современных западных художников в Азии не был установлен в материковом Китае. Продажи западного современного искусства лучше всего идут в Джакарте, Токио, Сингапуре, Сеуле или Гонконге. Коллекционеры Пекина и Шанхая пока что не горят желанием покупать европейских и американских авторов, доминирующих на западном арт-рынке. При этом получается, что за исключением работы Роберта Лонго, Азия отдает предпочтение западным работам, созданным в последние пять лет, что еще раз подтверждает: молодые найдут себе дорогу везде, и на Востоке, и на Западе.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120321_western_artists_in_asia.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120321_western_artists_in_asia.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.