«Художественная» биржа — есть ли смысл?
ARTinvestment.RU   27 января 2012

Новая биржа, на которой будут торговать акциями произведений искусства, скоро появится в Люксембурге. Перспективно ли подобное инвестиционное начинание?

Маленький, да удаленький Люксембург в этом месяце может посоревноваться со многими другими игроками арт-рынка в количестве инвестиционных начинаний. Накануне мы сообщали о запуске люксембургского «художественного» инвестиционного фонда объемом до 60 миллионов евро. И вот теперь — новый прорыв: люксембургская компания SplitArt вскоре намерена запустить свою собственную «художественную» биржу, торгующую акциями произведений искусства. Об этом написали в годовом отчете о положении арт-рынка компании Deloitte Luxembourg и ArtTactic.

Агентство ARTINFO, недавно добавившее себе в название фамилию своего основателя Луиса Блуэна (Louise Blouin), опубликовало интервью основателя и гендиректора будущей биржи Дрора Шевьона (Dror Chevion). Он сообщил, что сейчас его площадка ждет одобрения со стороны органов регулирования ценных бумаг, и в том случае, если она его получит, люксембургская «художественная» биржа может стать первой в мире регулируемой биржей, выпускающей и продающей акции произведений искусства на законной основе, чего пока недостает прочим подобным биржам. Но даже если регуляторы рынков ценных бумаг дадут добро на создание арт-биржи в Люксембурге, это отнюдь не снимает вопроса о целесообразности подобного инвестиционного начинания в принципе.

Дрор Шевьон вкратце описал, как это должно работать. Владелец, собирающийся продать свое произведение искусства, связывается с банком и компанией SplitArt, которые, в свою очередь, проводят секьюритизацию работы (выпускают ценные бумаги на нее). Банк картину оценивает и согласовывает ценовой диапазон с владельцем, который высказывает свое предложение по стоимости одной акции. Далее следует период «торга вслепую», когда потенциальные акционеры выдвигают свои предложения относительно стоимости акции. Окончательная цена, по которой осуществляются первоначальные продажи, устанавливается равной минимальному предложению, превышающему предложение владельца. Ну а дальше, как и на любой фондовой бирже, начинается обращение бумаг.

Почему владельцы должны на это пойти? Когда стоишь перед трудным выбором, расстаться или нет с любимой картиной, ответ напрашивается сам собой: это лишь еще один способ обеспечить ликвидность своего произведения искусства, не пуская его с молотка на аукционе. Теоретически это может быть менее рискованно, поскольку ты продаешь инвесторам тысячи малюсеньких долей работы, а не ждешь того богатея, который сможет заплатить за твоего Гогена на открытых торгах больше установленной минимальной цены. Однако нельзя надеяться и на то, что все эти сотни инвесторов, торгующиеся за акции твоей картины, сумеют предложить хотя бы минимальную установленную тобой цену одной ценной бумаги. Работа может точно так же не иметь успеха на бирже (в том смысле, что на ее акции не будет претендентов), как и остаться непроданной на аукционе.

А как насчет того, чтобы купить произведение? В своем интервью ArtTactic Шевьон сказал, что «вся привлекательность использования “художественных сертификатов” (так в SplitArt называют акции) в том, что эти финансовые активы сохраняют свою ликвидность и прозрачность, при том что ни продавцу, ни покупателям не нужно продавать или покупать собственно произведение искусства».

Загвоздка, конечно, в том, что никаким шедевром вы на самом деле не владеете, т. е. не получаете никакого эстетического удовольствия от любования картиной или скульптурой — а ведь именно это подвигает многих коллекционеров идти на риск, связанный с покупкой произведения искусства. Приобретение акций какой-то картины не имеет ничего общего с любовью к искусству. Это сухой расчет на то, что работа вырастет в цене, что опять-таки очень рискованно прогнозировать, если, конечно, вы не занимаетесь спекуляцией по принципу «теории большего дурня» — мол, даже если я переплатил за нее, все равно найдется больший дурак, который даст еще больше. Забрать картину домой вы не сможете — для этого нужно выкупить все 100 процентов ее акций. Принудить держателей продать вам их через систему SplitArt тоже нельзя, пока в ваших руках не будет 80-процентного пакета.

Идея биржи, на которой инвесторы торгуют акциями произведений искусства, отнюдь не нова. Первыми до этого додумались французы еще в конце 2010 года (об этом можно почитать на форуме AI). Новость о запуске первой в мире «художественной» биржевой площадки наделала много шуму в СМИ зимой 2010–2011 годов. Парижская биржа Art Exchange обещала продавать акции произведений Франческо Вецолли и Сола ле Витта от 10 евро за штуку. Похоже, что воз и ныне там: акции до сих пор стоят по 10 евро, судя по данным их сайта, который, по всей видимости, не обновлялся с марта 2011 года. Впрочем, основатель Art Exchange Пьер Накен заверил BLOUIN ARTINFO, что дела у него идут прекрасно. «Люди могут покупать и покупают акции. Мы сейчас занимаемся оформлением сделок с дистрибьюторами, которые позволят нам расширить клиентскую базу», — поделился Накен.

Проблема Art Exchange и других подобных организаций в том, что уже секьюритизированные работы (которые в основном находятся в Китае) не находятся под управлением какого-либо регулирующего органа. Об этом говорила директор-распорядитель компании A&F Markets (компания-учредитель Art Exchange) Кэролин Мэтьюз (Caroline Matthews) в прошлогоднем интервью CNN International: «На настоящий момент у данного вида биржевой торговли нет своего официального органа. Мы, само собой, руководствуемся нормами вещного права, особенно теми из них, что касаются произведений искусства».

Но без должного регулирования цены акций могут вырасти и на 1700 процентов (как произошло на китайской «художественной» бирже Tianjin в прошлом марте) еще до того, как трейдеры осознают, что объявленная цена обращающихся акций безмерно выше реальной стоимости произведения искусства. В итоге на бирже Tianjin все кинулись продавать свои акции, началась паника. Пришлось прервать торговлю, чтобы избежать обвала всего рынка.

Чтобы выжить, SplitArt необходимо заручиться поддержкой со стороны регулирующего органа — только это даст уверенность потенциальным покупателям акций. Но пока что никаких заявлений на сей счет со стороны SplitArt не поступало. Стоит ли принимать тогда новую «художественную» биржу всерьез? Поживем — увидим.

Источники: artinfo.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120127_art_exchange.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120127_art_exchange.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх