Морские пейзажи на арт-рынке
Особенности рынка произведений маринистов — на Западе и у нас
Газета Financial Times предложила своим читателям обзор рынка произведений маринистов, вероятно, забыв о том, что художники этого прекрасного жанра были и в России и цены на их произведения на открытых торгах достигают семизначных отметок.
Начиная с XV века и вплоть до наших дней, пишет Financial Times, художниками-маринистами было создано великое множество произведений. Среди поклонников жанра морского пейзажа особое место занимают голландцы — например, придворный живописец Карла II Виллем ван де Вельде Младший (Willem van de Velde), прославившийся своими изображениями морских битв. Среди британских маринистов заслуживают упоминания Монтегю Доусон (Montague Dawson) и Джон Стивен Дьюс (John Steven Dews). Сюжетом для мариниста может послужить и корабельное сражение, и лодка, и просто морской прибой.
Особой популярностью жанр марины пользовался в XIX веке, когда международная торговля была немыслима без корабельных перевозок, а судовладельцы и их капитаны занимали высокое положение в обществе. Эти люди часто заказывали «портреты» своих лучших судов для украшения своих богатых домов; при этом полотна зачастую получались очень реалистичными и масштабными. Бурная жизнь английских портов постоянно вдохновляла так называемых художников «головы пирса» (“pier head” painters), которые сначала на месте делали карандашные наброски, а потом уже в мастерской тщательно дописали свои работы масляными красками. Типичным представителем этого направления был уроженец Ливерпуля Джозеф Хёрд (Joseph Heard) — он часто изображал суда накрененными для того, чтобы команда за работой выглядела ярче и вся сцена смотрелась интересней. Рекордная цена за морской пейзаж западного художника была уплачена в 1999 году: за работу «Утренний залп» Виллема ван де Вельде на торгах Старых Мастеров новый владелец отдал 1,59 миллиона фунтов. Но марины необязательно стоят миллионы: существует огромное число произведений, чьи эстимейты начинаются с нескольких тысяч фунтов.
На Западе при покупке морских пейзажей не стоит ждать скоротечного роста цены вашего произведения. В этом секторе рынка покупает некая группа коллекционеров, действительно увлеченных морем и кораблями. И приобретают они эти работы скорее из эстетических пристрастий: подобные картины замечательно смотрятся в больших пространствах. В целом же цены в этом секторе арт-рынка устойчивы и держатся годами.
Из примеров того, как сегодня продаются произведения маринистов, можно вспомнить совсем недавние торги торги Bonhams, посвященные морским пейзажам, корабельным моделям и морской атрибутике. Среди топ-лотов оказался пейзаж с большими гоночными яхтами конца 1920-х годов, в том числе королевской яхтой Георга V «Британия», кисти Чарльза Пирса (Charles Pears). Полотно длиной 3,5 метра и с эстимейтом 10–15 тысяч фунтов ушло с молотка за 31 250 фунтов. Еще одним топ-лотом стал пейзаж «Утренний прилив» кисти Дэвида Джеймса (David James), купленный новым владельцем за 46 850 фунтов.
Источник:
Комментарий AI: Говоря о международном рынке произведений маринистов, мы, конечно, не можем обойти вниманием произведения русских художников.
Действительно значимых для мирового арт-рынка имен не так много: бесспорный № 1 в этом списке И. К. Айвазовский, произведение которого первым среди работ русских художников преодолело планку в миллион долларов. Рекордная цена за произведение Айвазовского — 2,4 миллиона фунтов — была уплачена в 2007 году на Christie’s за картину «Американские суда у скалы Гибралтара». За Айвазовским следуют А. П. Боголюбов и Л. Ф. Лагорио, работы которых продаются одинаково успешно. Произведения этих художников, а их шедевры продаются и дороже миллиона долларов, являются предметами не только коллекционного, но и инвестиционного спроса. Самая дорогая марина Алексея Боголюбова сегодня — это пейзаж «Накануне праздника, Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция» (1,2 миллиона долларов, Sotheby’s, ноябрь 2010), а персональный рекорд Льва Лагорио составляет 1,23 миллиона фунтов: столько отдал новый владелец за работу «Ночь на Неве, Санкт-Петербург» на Christie’s в 2007 году.
Интересно отметить, кстати, что для Л. Ф. Лагорио индекс ARTIMX вырос больше чем в 10 раз по сравнению с 2001 годом.
Для тех, кому не по карману работы художников из первой тройки, существует достойная альтернатива — произведения Н. Н. Дубовского, В. Д. Орловского, продающиеся за несколько сотен тысяч долларов, и менее интересные, но гораздо более дешевые марины К. А. Вещилова и А. В. Ганзена — их можно приобрести менее чем за 100 тысяч долларов.
Интересно, что в этом же ценовом диапазоне (до 100 тысяч долларов) можно купить работы и самых признанных русских маринистов, о которых было сказано выше, правда, скорее всего, это будут масла микроскопического размера или графика.
Стоит помнить, что в отношении маринистов из первой тройки, к сожалению, работает обычное в таких случаях правило: чем дороже произведения художника, тем больше подделок присутствует на рынке. Несмотря на то, что русские художники-маринисты интересны прежде всего в рамках национального рынка, найти их работы можно в большом количестве и на зарубежных аукционах, и даже в антикварных галереях Парижа, Лондона и Рима.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110920_maritime_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110920_maritime_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.