Ричард Принс: авторскому праву — нет!
О рынке работ Ричарда Принса — одного из самых скандальных, но и самых продаваемых современных авторов
Как утверждает artprice.com, Ричард Принс черпает вдохновение в культуре своей эпохи — ее моде, рекламе и проч. — так же, как до него это делал Энди Уорхол. И хотя его деятельность прочно ассоциируется с цензурой и судебными тяжбами из-за нарушения авторских прав, но американцы готовы платить за его работы миллионы.
Ричард Принс родился в 1949 в Зоне Панамского канала. Первые творческие заимствования он произвел еще в 1975, когда работал над самыми первыми коллажами из фотографий, и в последующие 35 лет творческой карьеры не изменил апроприационизму. В 1977 Принс начал переснимать фотографии из газеты New York Times, нарушая права их авторов. В результате фотограф-апроприатор был вовлечен в громкие скандальные разбирательства, а работы, выполненные на основе этих пересъемок, стали наиболее известными его произведениями.
Апроприация, цензура и авторское право
В карьере Принса самый громкий скандал разыгрался вокруг работы «Духовная Америка» (1983) — это фотография фотографии, выполненной в 1975 Гарри Гроссом (Garry Gross). Зрителей возмутил не столько факт апроприации чужого образа, сколько двусмысленность самого изображения: на снимке мы видим обнаженную и ярко накрашенную девочку 10-ти лет — будущую супермодель Брук Шилдс (Brooke Shields). Несколько раз эту работу запрещали к показу: например, на выставке «Présumés Innocents — L'Art Contemporain Et L'Enfance» («Презумпция невинности — современное искусство и дети») в Бордо в 2000 и на выставке «Pop Life» в Тейт Модерн (2009). Что касается автора первоначальной фотографии Гарри Гросса, то с ним спор удалось уладить без судебного разбирательства. Окрепшая на подобных историях дурная слава художника через несколько лет принесла свои плоды: некоторые работы Принса стали продаваться за миллионы долларов.
В 2008 году на Принса подал в суд французский фотограф Патрик Кариу (Patrick Cariou): художник позаимствовал его снимки ямайских растафариан для создания работ серии «Зона Панамского канала» (в 2008 серия экспонировалась в нью-йоркской Галерее Гагосяна). В марте 2011 суд вынес решение не в пользу Принса: его работы были признаны вторичными и нарушающими авторское право. Ричард Принс собирается подать апелляцию, а в это время доселе неизвестные фотографии Кариу значительно подросли в цене.
2008-й: год крайностей
В январе 2008 на закрытии своей выставки в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Принс представил весеннюю коллекцию сумок фирмы Louis Vuitton. Эти сумки сделали его модным художником, однако и здесь первопроходцем он не был: да, дизайнер коллекции Марк Джейкобс черпал вдохновение в картинах Принса из серии «Медсестры», но сам то Принс использовал в картинах образы медсестер с обложек бульварных романов 1950-х годов.
Несколько персональных выставок и престижные связи позволили Принсу стать ключевой фигурой художественной и медийной сцены, и рекордные аукционные продажи не заставили себя ждать. За восемь лет (с 2000 до конца 2008) цены на работы Принса выросли на 550 процентов. До презентации коллекции сумок Марка Джейкобса, созданной в сотрудничестве с Принсом, «Медсестры» продавались в галерее Барбары Глэдстоун (Barbara Gladstone) не дороже 100 тысяч долларов. В 2006 работа из этой серии «Заботливая медсестра» впервые перешагнула семизначный порог. Каждый год очередная «Медсестра» поднимала рекордную цену молотка на работы Принса на миллион евро: в ноябре 2007 «Медсестра сосновых лесов» была продана на Christie’s за 5,4 миллиона долларов, а в 2008 «Медсестра за границей» ушла с молотка за 7,5 миллиона долларов (3,77 миллиона фунтов). Последняя продажа огорчила владельца и Christie’s, которые рассчитывали получить за картину от 4 до 6 миллионов фунтов, тем не менее всего за шесть лет цена одной только «Медсестры за границей» выросла на 7 400 процентов!
Не отставали от «Медсестер» и фотографии Принса — точнее, «рефотографии», среди которых самыми успешными стали снимки журнальной рекламы сигарет Marlboro из серии «Ковбои». В 2005 работа Принса «Без названия. Ковбой» была продана на аукционе Christie’s за 1,2 миллиона долларов (кстати, впервые за фотографию заплатили больше миллиона долларов), а в 2007 еще один снимок «Ковбой» ушел с молотка на Sotheby’s за 3 миллиона долларов, потеснив с первого места в рейтинге самых дорогих фотографий работу «99 центов. II» Андреаса Гурски.
Цены на работы Принса не могли дальше расти такими темпами: в декабре 2008 одна из «Медсестер» впервые упала в цене. После пика произошла резкая коррекция рынка произведений художника. В ноябре 2008 в Нью-Йорке сразу три работы Принса впервые не достигли эстимейта в 400–600 тысяч долларов, среди них оказался «Автопортрет» (1980), который еще в 2007 оценивался в 450–800 тысяч долларов.
Во время коррекции рынка Принса (конец 2008 — 2009) его работы крайне редко продавались дороже миллиона долларов, но уже с января 2009 по июль 2010 состоялось четыре миллионных сделки. В мае 2010 наивысшей цены молотка (5,7 миллиона долларов) на нью-йоркских торгах Phillips de Pury достигла работа «Медсестра в Голливуде № 4» (2004) из коллекции Хэлси Майнора (Halsey Minor). Скорее всего, эта внушительная цена, всего на 200 тысяч евро отстающая от рекорда «Медсестры за границей», была достигнута на фоне скандальной репутации владельца картины. Начиная с этой продажи, удача вновь вернулась к Принсу.
Источник:
Об «апроприационизме» и художниках-апроприаторах читайте также:
Appropriаtion Art: борьба анонимов со звездами
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110615_richard_prince_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110615_richard_prince_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.