Ричарда Принса обвинили в нарушении авторских прав
Знаменитый американский художник использовал в своих работах фотографии ямайских растафариан, сделанные французским фотографом Патриком Кариу
Французский фотограф Патрик Кариу (Patrick Cariou) подал в суд на знаменитого художника Ричарда Принса (Richard Prince), обвинив его в нарушении авторских прав. В конце прошлого года в нью-йоркской галерее Ларри Гагосяна (Larry Gagosian) прошла выставка новых работ Принса под названием Canal Zone («Зона Панамского канала»), на которой экспонировались картины с изображениями ямайских растафариан. Для создания этих произведений художник использовал фотографии Кариу из книги Yes Rasta, опубликованной в 2000 году.
Искусство Ричарда Принса называют апроприационизмом (Appropriation Art). Это значит, что в своем творчестве он открыто заимствует чужие идеи и образы. Принс прославился в 1980-х годах своей серией фотографий «Ковбои», для которой он использовал журнальную рекламу сигарет с изображением «Мальборо-Мэна». Так, он иронизировал над образом «настоящего американского мужчины».
Самыми знаменитыми работами Принса, несомненно, являются картины из серии «Медсестры», которые приносят миллионы долларов на аукционах. Источником вдохновения для их создания послужили обложки популярных в 1960-х годах бульварных романов о медсестрах. Принс не просто перерисовал обложки, но «творчески переработал» их — в результате медсестры на его картинах напоминают недобрых призраков. Некоторые из них изображены на угрожающем темно-красном или лиловом фоне. На всех полотнах из этой серии написаны названия — «Медсестра, помешанная на мужчинах», «Медсестра за границей», «Медсестра-миллионерша» и т. д. Одна из этих картин, «Звуковая медсестра» (Sonic Nurse), украсила обложку альбома известной рок-группы Sonic Youth.
Для выставки «Зона Панамского канала» Принс создал картины-коллажи, в которых изображения растафариан соседствуют со снимками обнаженных женщин. Фигуры разрисованы в стиле Виллема де Кунинга (Willem de Kooning) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Патрик Кариу утверждает, что в двадцати из двадцати двух работ, представленных на выставке, использованы фотографии из его книги. Он возмущен тем, как легко Принс обогащается за счет других — до того, как выпустить Yes Rasta, фотограф десять лет путешествовал по Ямайке и неустанно документировал местную растафарианскую культуру, а живописец «пришел на все готовенькое», художественно расписал чужие снимки и теперь продает получившиеся творения за большие деньги. Как говорят адвокаты фотографа, Принс мог бы проявить больше уважения к творчеству другого художника — ведь Кариу фотографировал растафариан не потому, что получил выгодный коммерческий заказ, он вложил в это дело свою душу.
В своем иске французский фотограф обвиняет не только Принса, но еще и Ларри Гагосяна, а также издательский дом Rizzoli, который выпустил каталог выставки. Кариу не просто собирается взыскать компенсацию за моральный ущерб. Он хочет, чтобы все картины Принса из серии «Зона Панамского канала», а также каталоги и материалы, использованные для изготовления работ, были уничтожены или хотя бы отправлены на склад, где их никто никогда не увидит.
Это не первый раз, когда Ричарда Принса судят за использование чужих фотографий. В 1980-х годах фотограф Гарри Гросс (Garry Gross) обвинил его в использовании сделанного им снимка полуобнаженной актрисы Брук Шилдс (Brooke Shields) для работы «Духовная Америка» (1983). Спор был урегулирован без судебного разбирательства. А в 1990-х на художника часто подавали в суд авторы снимков ковбоев, очень похожих на принсовских «Мальборо-Мэнов». Сам живописец говорит, что он «трудится без разрешения на работу». Его искусство заставляет людей задуматься над тем, кому принадлежат лавры создателя образов на картинах. Следует ли считать Принса подлинным автором работы, если единственное, что он решает, — это под каким «соусом» подать продукты чужого творческого ума?.. Показательно, что статью для каталога выставки «Зона Панамского канала» написал не кто иной, как Джеймс Фрей (James Frey), автор скандальной книги «Миллион осколков». Изначально это произведение позиционировалось как книга мемуаров, но позже оказалось, что почти все воспоминания в ней — фикция. О творчестве Фрея, как и о картинах Принса, спорили, спорят и будут спорить: «Что это — искусство или надувательство?»
Согласно американскому законодательству, «преобразование» или творческое переосмысление художником чьего-либо произведения не является нарушением авторского права. То есть вполне вероятно, что Ричард Принс выиграет дело. Прецеденты подобного рода уже были. В 2006 году модный фотограф Андреа Блэнч (Andrea Blanch) подала в суд на художника Джеффа Кунса (Jeff Koons), обвинив его в использовании снимка женских ног, который она сделала для журнала Allure. Судья решил, что Кунс не просто присвоил творение Блэнч, но «преобразовал» его, поэтому художник был оправдан.
Ричард Принс занимает четвертое место в рейтинге Top-500 современных художников, опубликованном в ежегоднике Artprice. Согласно опросу, проведенному компанией ArtTactic, Принс входит в число художников, которые с наибольшей вероятностью сохранят свои позиции на арт-рынке в ближайшие десять лет.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090123_richard_prince.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090123_richard_prince.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.