Будущее мирового арт-рынка — за Китаем?
Некоторые эксперты полагают, что в скором времени Китай станет центром мирового арт-рынка. С ними не согласна обозреватель Forbes Эбигейл Р. Эсман
Китайский рынок искусства в последнее время постоянно на слуху: по подсчетам Artprice, у Китая первое место по аукционной выручке в 2010-м, азиатские коллекционеры скупают фарфор за бешеные деньги на западных аукционах, да и дома, в КНР, регулярно обновляют рекорды на произведения китайского искусства. Некоторые эксперты полагают, что будущее мирового арт-рынка — в Китае. После очень удачной недели азиатских торгов Джонатан Стоун из Christie’s, к примеру, заявил, что лет через 5–10 лет Гонконг может стать их главной аукционной площадкой. Другие считают, что дилерам Нью-Йорка и Лондона пока рано паковать чемоданы и переезжать со своими галереями в Гонконг и Пекин. Эбигейл Р. Эсман (Abigail R. Esman) в своей статье на сайте Forbes приводит интересные доводы в пользу некитайского будущего мирового арт-рынка.
Недавно в Гонконге окончилась ярмарка искусства ART HK, на которой, несмотря на отдельные успехи (дилер Дэвид Цвирнер, к примеру, продал работу Люка Тюйманса за миллион долларов), большинство галерей выступили не слишком удачно. На то есть вполне объяснимые причины.
Насколько бы всемирным явлением ни было искусство, произведения того или иного художника, как правило, лучше всего воспринимаются у него на родине. Энди Уорхола собирают больше американцы, работы итальянских авторов чаще коллекционируют их соотечественники — это тяга к культурному наследию своей страны. Примерно то же происходило и в Гонконге. Потенциальные клиенты из материкового Китая, на которых так рассчитывали западные дилеры, не скупали на ярмарке все подряд — их больше интересовали китайские произведения. В итоге многие западные работы были проданы американцам и европейцам. Какие-то дилеры остались совсем без выручки, кому-то повезло больше. В целом, нельзя сказать, что работы топ-класса на ярмарке улетали со стендов.
Многие китайские коллекционеры воспринимают западное искусство больше как товар, объект для инвестиций, в то время как на Западе даже современное коммерческое западное искусство стало для более серьезных и состоятельных коллекционеров не только товаром, но предметом истинной страсти.
Миллионеры Поднебесной сейчас активно покупают наряду с национальным искусством и работы в топ-сегменте рынка западного искусства — произведения импрессионистов, модернистов и т. д. Эбигейл Р. Эсман сравнивает Китай 2011-го с Японией 1987-го. В конце 1980-х японские инвесторы так же, пачками скупали в Нью-Йорке работы импрессионистов, а в итоге продавали их европейским же дилерам, но уже дешевле. А многим не удавалось и этого: картины у них забирали за долги японские банки, изначально финансировавшие покупку. А банки, в свою очередь, тоже продавали полотна обратно на Запад, где их с радостью расхватывали европейские и американские коллекционеры, чтобы держать поближе к сердцу.
Впрочем, Китай, в отличие от Японии, пережил и собственный арт-бум — на рынке современного китайского искусства. Этот рынок стал стремительно расти в начале 2000-х: сначала в Гонконге, потом в Европе и, наконец, в Америке китайское современное искусство некоторое время было хитом продаж. Однако у этого арт-бума, по большому счету, не было прочного основания — западные коллекционеры просто клюнули на новую диковинку. Интригу поддерживали западные бизнесмены и послы в Гонконге, раструбившие остальному миру о «милых» и «очаровательных» местных китайских художниках. В результате цены на китайское актуальное искусство выросли в десятки раз на мировом арт-рынке. Вложения в этот сектор были самым простым способом быстро заработать.
Многие специалисты утверждали, что рынок китайского современного искусства раздувался искусственно: одни художники выкупали собственные работы, чтобы поднять цены; другие авторы предлагали клиентам дорого купить на открытых торгах одну их работу, а взамен частным порядком получить три; некоторые платили мошенникам, чтобы те взвинчивали цены. По данным ArtTactic, «индикатор спекуляции» рынка китайского современного искусства на 73 процента превышал аналогичный показатель западного рынка. Независимый куратор Чжу Ци полагает, что до 80 процентов сделок на этом рынке были ненастоящими.
Неудивительно, что финансовый кризис катастрофическим образом сказался на рынке актуальных китайских художников. Цены упали примерно на треть, и вчерашние рекордсмены оказались не у дел.
С 2010 рынок китайского современного искусства начал потихоньку восстанавливаться, но уже не в том объеме, что раньше. Коллекционеры, среди которых теперь преобладают китайцы, теперь отдают предпочтение только избранным авторам — чьи работы уходят с молотка за шести-восьмизначные суммы. В начале апреля, например, был установлен новый рекорд на произведение современной китайской живописи: картина Чжана Сяогана «Вечная любовь» принесла 10,1 миллиона долларов. Но об огромном количестве китайских художников, чьи творения еще три года назад были в цене, теперь и не вспоминают. Вместо этого в моде опять проверенные временем импрессионисты и модернисты.
Есть и еще один довод в пользу того, что Китай вряд ли станет главной сценой мирового рынка искусства. Свободно процветать арт-рынку не позволит правительство КНР. Музеи западного искусства здесь выживают с трудом. А китайских диссидентов преследуют на государственном уровне — вспомним Ая Вэйвэя, который с начала апреля находится под стражей якобы за «экономические преступления».
Зато совсем по-другому обстоят дела на Ближнем Востоке, например в ОАЭ. Правительство этой страны не только активно покупает западное искусство, но и вкладывает средства в развитие культурных учреждений, музеев, спонсирует образовательные программы, способствует культурному обмену с такими уважаемыми западными организациями, как Лувр и Музей Гуггенхайма. Запад отвечает взаимностью: в последние годы все больше западных галерей, главным образом в Нью-Йорке, начинают сотрудничать с авторами с Ближнего Востока (особенно из Ирана) и выгодно продают их произведения.
И последнее. Некоторые критики подвергают сомнению заявление Artprice, что китайский арт-рынок в 2010 вышел на первое место с 33-процентной долей в общемировой аукционной выручке, оставив позади США (30 %) и Великобританию (19 %). Эксперты Artprice при подсчетах учитывали только результаты продаж произведений изобразительного искусства (картин, скульптур, инсталляций, рисунков, эстампов и фотографий) на открытых торгах, исключив результаты «непрозрачных» сделок в галереях. Деятельность арт-дилеров и галерейный бизнес в Китае до сих пор слабо развиты, поэтому не удивительно, что исключение из расчета этих данных значительно повысило долю Китая и уменьшило долю США и европейских рынков.
Так за кем же будущее мирового арт-рынка? Автор статьи в Forbes предполагает, что, может быть, и за Ближним Востоком. Хотя ей лично больше импонирует старый добрый Нью-Йорк, который уже почти столетие силен и влиятелен, как никто другой в арт-мире..
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110609_china_forbes.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110609_china_forbes.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.