Русские торги Sotheby’s в июне — предаукционный показ в Москве
Sotheby’s выставит в Москве топ-лоты июньских лондонских торгов русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, а также импрессионистов и искусства XX века
Со среды, 19 мая, по пятницу, 21 мая 2010 года, в Москве в Государственном историческом музее на Красной площади пройдет выставка топ-лотов июньских лондонских торгов русского искусства, импрессионистов и искусства ХХ века. Пресс-показ выставки начнется в 11.00. В нем примут участие Михаил Каменский, генеральный директор Sotheby’s Россия, лорд Полтимор, заместитель председателя правления Sotheby’s Европа, Джо Викери, глава департамента русского искусства Sotheby’s, Лондон, Элена Ньюман, вице-председатель департамента импрессионистов и искусства ХХ века.
На выставке будет представлено 15 живописных полотен выдающихся русских художников (среди которых — Юрий Анненков, Александр Яковлев, Иван Шишкин и Мария Васильева), 32 уникальных предмета Фаберже, а также пять первоклассных произведений ведущих мастеров импрессионизма и искусства ХХ века: Андре Дерена, Хаима Сутина, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Пьера Боннара.
Комментируя выставку, заместитель председателя правления Sotheby’s Европа Марк Полтимор сказал: «Июньские лондонские торги русского искусства, импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s выведут на рынок ряд действительно выдающихся произведений, и мы рады представить часть из них в Москве. Украшением выставки станет «Портрет Зиновия Гржебина» работы Юрия Анненкова, несомненно, одна из самых значительных работ художника, когда-либо появлявшихся на международной сцене, а также картина «Деревья в Коллиуре» ведущего представителя фовизма Андре Дерена. Эта работа является одной из лучших вещей художника, когда-либо возникавших на рынке. Причем обе картины — лишь небольшая часть целой группы уникальных работ, которые можно будет увидеть на выставке».
Аукцион русского искусства в Лондоне в июне 2010
Комментируя июньские торги, глава департамента русского искусства в Лондоне Джо Викери сказала: «Когда мы отбирали произведения для июньских торгов, главным для нас был надежный провенанс: большинство работ происходят из семей художников или имеют к ним отношение, связаны с биографией художника или с конкретной историей написания. Подбирая работы для этих торгов, мы также решили сфокусироваться на начале ХХ века, периоде, пользующемся сегодня особой популярностью у российских коллекционеров, и на уникальных предметах Фаберже, то есть на том сегменте рынка, который в настоящий момент переживает беспрецедентный рост. Многие вещи, особенно те, которые войдут в вечерний аукцион русского искусства, впервые появляются на рынке, некоторые из них станут настоящим открытием».
Серия торгов русского искусства Sotheby’s, которые пройдут в Лондоне в понедельник, 7 июня, и в среду, 9 июня, включает живопись XIX и XX веков, предметы Фаберже, иконы и современное русское искусство. Одним из топ-лотов на торгах русской живописи станет картина Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) «Лесной пейзаж», датированная 1876 годом (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов). На ней изображен густой лиственный лес и вытекающий из его зарослей ручей. Лесной пейзаж — убедительное подтверждение одаренности художника, проявившейся в умелом построении сложной композиции, тонкой передаче всех оттенков зеленого, экспрессивном использовании световых эффектов. Наконец, эта работа свидетельствует о глубоком знании художником пород деревьев, трав и цветов и уникальном даре представлять лес как целостный живой организм. К моменту работы над этой картиной Шишкин уже окончил с золотой медалью Императорскую Академию художеств и вернулся из путешествия по Европе, где работал в Германии и Швейцарии. Название «Лесной пейзаж» носят несколько картин Шишкина, но, вероятнее всего, именно эта работа была выставлена на 5-й Передвижной выставке, открывшейся в Императорской академии наук в Санкт-Петербурге 12 марта 1876 года.
Картина «Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» Александра Евгеньевича Яковлева (1887–1938) происходит из частной французской коллекции и изначально принадлежала главе автомобильного концерна «Ситроен» Жоржу-Мари Хаардту. Она входит в цикл работ Яковлева, созданных художником во время моторизированной экспедиции по Африке, организованной Андре Ситроеном в октябре 1924 — июне 1925 года. В апреле 1925 года Яковлев и Хаардт посетили деревню в Ниангаре (Верхний Заир современной Демократической республики Конго), где их принимал вождь племени Эки Бондо. Там художник и сделал несколько зарисовок с членов его многочисленного семейства. Эта работа, созданная Яковлевым в 1926 году, оценена в 700–900 тысяч фунтов.
Происходящий из частной французской коллекции «Портрет З. И. Гжебина» Юрия Анненкова (1889–1974) — прекрасный пример оригинального стиля художника и, несомненно, одна из лучших его работ, когда-либо появлявшихся на международном рынке. Живописец, график, художник театра и кино Анненков принадлежал блестящему поколению мастеров русского авангарда. А главным достижением в его творчестве стали портреты выдающихся фигур послереволюционного времени: ему позировали Ленин и Ахматова, Блок и фотограф Мирон Шерлинг. Энергия и динамика, культивируемые футуристами, стали важными составляющими портретов Анненкова, в том числе и портрета Зиновия Гржебина (1877–1929). Гржебин был талантливым издателем, сыгравшим заметную роль в культурной жизни России первой половины ХХ века. Разносторонняя личность, понимающая важность своей миссии в обществе, он не принял жесткой регламентации своей деятельности, давления со стороны государства и уехал в Берлин, чтобы затем перебраться в Париж. Современники Анненкова воспринимали его как хроникера эпохи, что и подтверждает этот портрет издателя (эстимейт 0,8–1,2 миллиона фунтов).
«Клоун» Марии Васильевой (1884–1957) свидетельствует о глубоком осмыслении художницей уроков Брака, Леже и Пикассо. Смещение и наложение форм, фрагментарность в изображении одежды и лица модели, чередование света и тени посредством серого и охры, ритм повторяющихся пластических планов делают это произведение настоящим манифестом кубизма. Васильева эмигрировала во Францию в 1907 году, где училась у Анри Матисса и посещала классы в Ecole des Beaux-Arts. В 1908 году она основала Русскую академию (переименованную в следующем году в академию Васильевой, а сейчас ставшую Музеем Монпарнаса). Несколько лет до Первой мировой войны и во время нее академия функционировала как частный клуб и недорогая столовая для художников, которую среди прочих посещали Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо. К 1913 году академия стала столь популярной, что Фернан Леже прочел там даже две лекции о современном искусстве. Хотя главным учителем Васильевой был Матисс, постижением основ кубизма она обязана Пикассо, а в трактовке цвета — русской традиции и кубизму. Эта замечательная по завершенности замысла работа, несомненно, вдохновленная популярными в ту эпоху темами цирка и карнавала, свидетельствует о редком даре Васильевой в передаче эмоционально окрашенной чувственной реальности (эстимейт 400–600 тысяч фунтов).
Один из топ-лотов раздела прикладного искусства — редкий трехчастный складень (часы и рамка для фотографий) из позолоченного серебра, украшенный эмалью и жемчугом, работы Иоганна Виктора Аарне (Санкт-Петербург, 1899–1908). Это произведение из розовато-лиловой эмали с клеймом мастера в виде зеленого яблока (эстимейт 500–700 тысяч фунтов) не только является одни из самых изящных образцов часов Фаберже, сочетающих роскошь и функциональность, но и впервые за многие десятилетия появляется на международном художественном рынке.
Еще один шедевр Фаберже — фигурка цветка из минералов и золота, украшенная драгоценными камнями и эмалью (Санкт-Петербург, около 1900) — был подарен английской королевой Александрой своей подруге леди Айви. Цветы Фаберже считаются одними из самых востребованных на рынке предметов ювелирной мастерской, их было произведено всего около 80. Королева Александра впервые увидела их благодаря своей сестре, императрице Марии Фёдоровне и стала одной из самых страстных их коллекционеров. Этот цветок помещен в оригинальный деревянный футляр Фаберже и подписан чернилами: «Подарок королевы Александры первой леди Айви» (эстимейт: 200–250 тысяч фунтов).
Вечерние торги импрессионистов и искусства ХХ века
Лондон, июнь 2010
Элена Ньюман, заместитель руководителя департамента импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s, сказала: «В России существует традиция знаточества и собирательства, и именно поэтому возможность представить часть топ-лотов предстоящих лондонских торгов столь взыскательной аудитории мы считаем для себя особой честью. Одни из первых великих коллекционеров искусства ХХ века, произведений Матисса, Пикассо и Дерена были из России. Мы счастливы, что теперь можем показать лучшие произведения этих мастеров в Москве».
Пять главных лотов предстоящих вечерних торгов импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s, которые состоятся во вторник, 22 июня 2010 года, будут представлены в Москве. Среди них — «Деревья в Коллиуре», одна из самых совершенных работ ведущего представителя фовизма Андре Дерена, из всех когда-либо появлявшихся на аукционе (эстимейт 9–14 миллионов фунтов). Созданная в 1905 году в портовом городке Коллиур на юге Франции, эта картина, несомненно, не только одна из вершин Дерена как фовиста, но и веха в развитии искусства ХХ века. Она происходит из богатейшего собрания легендарного арт-дилера Амбруаза Воллара — фигуры, которая находилась в самой гуще художественных событий Парижа начала ХХ века. Картина была обнаружена в 1979 году вместе с другими важнейшими работами в банковском сейфе в Париже. Торги Sotheby’s, которые пройдут 29 июня в Париже, представят и другие работы, хранившиеся в этом сейфе и теперь выставленные на продажу законными наследниками Воллара.
Среди лондонских топ-лотов выделяется «Камердинер» Хаима Сутина — витальный, полный экспрессии портрет юноши, созданный около 1927-1928. Молодой человек в униформе — одна из центральных тем в творчестве Сутина. В свое время находившаяся в собрании знаменитого калифорнийского коллекционера Арманда Хаммера, теперь эта работа выставляется на торги с эстимейтом 7–9 миллионов фунтов.
Наряду с другими топ лотами, на торгах предстанет монументальное (130 х 89) и экспрессивное полотно Пабло Пикассо «Женщина с кошкой» 1964 года (эстимейт 4–6 миллионов фунтов). Написав портрет Жаклин Рок, своей последней возлюбленной и музы, на которой художник женился в 1961 году, он вновь обращается к столь притягательной и плодотворной на протяжении всей своей карьеры теме женщины, сидящей в кресле.
На выставке будет представлен очаровательный набросок Анри Матисса «Лежащая обнаженная» с расположившейся в скрученной позе обнаженной моделью, голова которой повернута к зрителю (эстимейт 1,5–2,5 миллиона фунтов). Этот изящный рисунок углем — подготовительный набросок к знаменитой картине Матисса «Розовая обнаженная», которая сейчас находится в Музее искусств Балтимора. Рисунок раскрывает один из предварительных этапов создания полотна — 1920-е годы, когда пластические задачи интересовали художника в большей степени, чем в финальной стилизованной композиции.
На выставке будет представлена также наполненная особой эмоциональной атмосферой интерьерная сценка Пьера Боннара «Завтрак, радиатор» (эстимейт 2,5–3,5 миллиона фунтов).
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100518_sothebys_show_at_gim.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100518_sothebys_show_at_gim.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.