Давид Бурлюк на Christie’s
ARTinvestment.RU 09 апреля 2009
24 апреля на «Русские торги» Christie’s будут выставлены 13 работ Давида Бурлюка, в том числе кубофутуристические полотна «Всадник-смерть» и «Парикмахер без головы»
24 апреля в Нью-Йорке пройдут торги аукционного дома Christie’s в категории «Русское искусство», которые будут включать 13 работ кисти Давида Бурлюка, написанных в период с 1911 по 1963, а также произведения Павла Челищева, Николая и Святослава Рерихов.
Давида Бурлюка считают «отцом русского футуризма», и его творчество заметно повлияло на мировоззрение художников 1910-х годов. К тому моменту, когда он закончил работу над полотном «Парикмахер без головы», он уже был активнейшим образом вовлечен в процесс популяризации футуризма в России, делая главный акцент на сближении живописи и поэзии.
Его творческие искания привели к изданию футуристического манифеста под названием «Пощечина общественному вкусу» в декабре 1912. Соавторами Бурлюка были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и Владимир Маяковский. Примерно в это же время Давид Бурлюк опубликовал свою работу под названием Die Wilden Russlands («Дикие русские») и сотрудничал с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, с которыми он показывал свои картины в рамках выставок «Бубнового валета». Бурлюк был известен и за рубежом, где он без устали пропагандировал искусство русского авангарда, участвуя в мюнхенском объединении «Синий всадник» и выставляя свои работы в Берлине и Париже.
В рамках русских торгов Christie’s на аукцион будут выставлены две ранние работы художника, аналогов которым на рынке не появлялось уже очень давно. У полотен «Всадник-смерть» (около 1911, эстимейт 300–500 тысяч долларов) и «Парикмахер без головы» (около 1912, 300–500 тысяч долларов) очень схожая история. Оба полотна ранее находились в собрании коллекционера Макса Граника, а 12 ноября 1988 года были приобретены настоящим владельцем (частным канадским коллекционером).
В биографии, написанной в 1944 году, Кэтрин Драйер (которая занималась организацией первой персональной выставки Бурлюка в 1924), говорит о взаимоотношениях между художником и братьями Граник:
«Еще один выдающийся ценитель искусства, и в частности живописи Бурлюка, — это Артур Граник. Найти в этой стране человека, который так же относится к искусству, как Артур Граник и Ония ла Тур, довольно сложно. Артур очень трепетно относился к манере письма Бурлюка — к ритму его линий и густым слоям краски… Его брат, Макс Граник, также был большим почитателем творчества Бурлюка — у каждого из братьев было по 50–60 работ, включая наиболее интересные из всех, что он когда-либо создал».
Работа «Всадник-смерть» (1911) отмечает завершение раннего этапа творчества Бурлюка, во время которого он использовал в своих полотнах сложные композиционные решения и испытывал сильное влияние русского народного творчества. Название полотна, по мнению некоторых искусствоведов, является аллюзией к названию объединения «Синий всадник», совместно с участниками которого Бурлюк впервые выставлял свои работы в 1911.
Полотно «Парикмахер без головы» (1912) является, возможно, одной из самых важных работ кубофутуристического периода Бурлюка. Эта картина зачастую рассматривается экспертами как интерпретация Бурлюком полотна Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер», которое было написано на три года раньше под впечатлением от сатирического лубка XVIII века «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Также работу Бурлюка можно считать своеобразным ответом Ларионову, который в феврале 1912 обвинил его в декадентстве и заимствованиях у мюнхенских художников. И хотя истинная история создания этой картины неизвестна, полотно служит отражением веры художника в то, что искусство должно не копировать жизнь, но искажать ее. 24 февраля 1912 во время дебатов на выставке «Бубнового Валета» Бурлюк провозгласил:
«Искусство, — искажение действительности, а не копирование ее. Фотография тем и плоха, что никогда не ошибается. Современная живопись покоится на трех принципах: дисгармонии, диссимметрии и дисконструкции. Дисконструкция выражается в сдвиге либо линейном, либо плоскостном, либо красочном. Однако, поскольку элементы линейный, плоскостной и красочный не могут быть совершенно отделены друг от друга, было бы схоластикой стремиться к осуществлению этих сдвигов в беспримесном виде».
Эти «сдвиги» и «искажения» четко видны в картине «Парикмахер без головы»: зеркало, изображенное на полотне, состоит из разрозненных осколков, фигура парикмахера — это всего лишь набор геометрических фигур, а цвета далеки от реальности.
Источник: пресс-релиз Christie’s
О произведениях Павла Челищева на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.
О произведениях Николая и Святослава Рерихов на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн