Давид Бурлюк на Christie’s
ARTinvestment.RU   09 апреля 2009

24 апреля на «Русские торги» Christie’s будут выставлены 13 работ Давида Бурлюка, в том числе кубофутуристические полотна «Всадник-смерть» и «Парикмахер без головы»

24 апреля в Нью-Йорке пройдут торги аукционного дома Christie’s в категории «Русское искусство», которые будут включать 13 работ кисти Давида Бурлюка, написанных в период с 1911 по 1963, а также произведения Павла Челищева, Николая и Святослава Рерихов.

Давида Бурлюка считают «отцом русского футуризма», и его творчество заметно повлияло на мировоззрение художников 1910-х годов. К тому моменту, когда он закончил работу над полотном «Парикмахер без головы», он уже был активнейшим образом вовлечен в процесс популяризации футуризма в России, делая главный акцент на сближении живописи и поэзии.

Его творческие искания привели к изданию футуристического манифеста под названием «Пощечина общественному вкусу» в декабре 1912. Соавторами Бурлюка были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и Владимир Маяковский. Примерно в это же время Давид Бурлюк опубликовал свою работу под названием Die Wilden Russlands («Дикие русские») и сотрудничал с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, с которыми он показывал свои картины в рамках выставок «Бубнового валета». Бурлюк был известен и за рубежом, где он без устали пропагандировал искусство русского авангарда, участвуя в мюнхенском объединении «Синий всадник» и выставляя свои работы в Берлине и Париже.

В рамках русских торгов Christie’s на аукцион будут выставлены две ранние работы художника, аналогов которым на рынке не появлялось уже очень давно. У полотен «Всадник-смерть» (около 1911, эстимейт 300–500 тысяч долларов) и «Парикмахер без головы» (около 1912, 300–500 тысяч долларов) очень схожая история. Оба полотна ранее находились в собрании коллекционера Макса Граника, а 12 ноября 1988 года были приобретены настоящим владельцем (частным канадским коллекционером).

В биографии, написанной в 1944 году, Кэтрин Драйер (которая занималась организацией первой персональной выставки Бурлюка в 1924), говорит о взаимоотношениях между художником и братьями Граник:

«Еще один выдающийся ценитель искусства, и в частности живописи Бурлюка, — это Артур Граник. Найти в этой стране человека, который так же относится к искусству, как Артур Граник и Ония ла Тур, довольно сложно. Артур очень трепетно относился к манере письма Бурлюка — к ритму его линий и густым слоям краски… Его брат, Макс Граник, также был большим почитателем творчества Бурлюка — у каждого из братьев было по 50–60 работ, включая наиболее интересные из всех, что он когда-либо создал».

Работа  «Всадник-смерть» (1911) отмечает завершение раннего этапа творчества Бурлюка, во время которого он использовал в своих полотнах сложные композиционные решения и испытывал сильное влияние русского народного творчества. Название полотна, по мнению некоторых искусствоведов, является аллюзией к названию объединения «Синий всадник», совместно с участниками которого Бурлюк впервые выставлял свои работы в 1911.

Полотно «Парикмахер без головы» (1912) является, возможно, одной из самых важных работ кубофутуристического периода Бурлюка. Эта картина зачастую рассматривается экспертами как интерпретация Бурлюком полотна Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер», которое было написано на три года раньше под впечатлением от сатирического лубка XVIII века «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Также работу Бурлюка можно считать своеобразным ответом Ларионову, который в феврале 1912 обвинил его в декадентстве и заимствованиях у мюнхенских художников. И хотя истинная история создания этой картины неизвестна, полотно служит отражением веры художника в то, что искусство должно не копировать жизнь, но искажать ее. 24 февраля 1912 во время дебатов на выставке «Бубнового Валета» Бурлюк провозгласил:

«Искусство, — искажение действительности, а не копирование ее. Фотография тем и плоха, что никогда не ошибается. Современная живопись покоится на трех принципах: дисгармонии, диссимметрии и дисконструкции. Дисконструкция выражается в сдвиге либо линейном, либо плоскостном, либо красочном. Однако, поскольку элементы линейный, плоскостной и красочный не могут быть совершенно отделены друг от друга, было бы схоластикой стремиться к осуществлению этих сдвигов в беспримесном виде».

Эти «сдвиги» и «искажения» четко видны в картине «Парикмахер без головы»: зеркало, изображенное на полотне, состоит из разрозненных осколков, фигура парикмахера — это всего лишь набор геометрических фигур, а цвета далеки от реальности.

Источник: пресс-релиз Christie’s

О произведениях Павла Челищева на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.
О произведениях Николая и Святослава Рерихов на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх